Социально-педагогические проблемы развития системы высшего образования в Республике Таджикистан (историко-педагогический аспект) (05.09.2007)
Автор: Шомурадов Хасан Рузиевич
Почти все молодые специалисты первого 1943 г. выпуска института в количестве 125 человек были направлены на фронт. В 1948 г. Таджикский государственный медицинский институт име- ни Абу али ибн Сино перешел на 6-летний срок обучения. В 1958 г. был открыт педиатрический факультет (до этого существовал только лечебный). В 1959 г. был образован факультет усовершенствования врачей. По существу это третий самостоятельный факультет, который ныне включает в свой состав 5 кафедр и 8 курсов. Ежегодно здесь совершенствуют свои профессиональные знания более тысячи врачей. В 1977—1981 гг. при институте начал функционировать стоматологический и фармацевтический факультеты с тремя профильными кафедрами. С 1987 г. на основе межгосударственных соглашений стала осуществляться подготовка врачей для зарубежных стран: Афганистана, Лаоса, Индии и т.д. В истории высшего образования республики создание Таджикского государственного университета занимает ведущее положение. Университет был образован согласно Постановлению Совета Министров СССР № 643 от 21 марта 1947 г. Предпосылкой для его формирования решающую роль сыграла деятельность первых довоенных вузов, подготовившая высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства республики. Таджикский государственный университет начал свою работу с 1 сентября 1948 г. в столице республики. В соответствии с приказом Министерства высшего образования СССР № 122 от 9 июля 1948 г. в Таджикском государственном университете образованы 12 кафедр (истории, русского языка и литературы, таджикского языка и литературы, математики, физики, геологии, химии, биологии, иностранных языков) и 3 факультета: историко-фило-логический с отделениями таджикской и русской филологии, истории, геологии и биологии (специальности зоология и ботаника). Через год были открыты еще два факультета: физико-математический и юридический. В 1951—1952 гг. на историко-филологическом факультете Таджикского государственного университета открылось отделение литературного перевода, на котором обучалось 125 человек, был сдан в эксплуатацию ботанический сад университета, расположенный в живописном Рамитском ущелье. В соответствии с приказом Министерства высшего образования СССР № 345 от 24 июля 1953 г. «О мероприятиях по улучшению юридического образования в национальных республиках Средней Азии» на базе Сталинабадского филиала Всесоюзного юридического заочного института было образовано заочное отделение юридического факультета в Таджикском государственном университете, где обучались 424 студента. Таджикский государственный университет за свою 60-летнюю историю сыграл достойную роль в развитии высшего образования республики, что благотворно отразилось на повышении нравственности таджикского народа, распространении науки и культуры страны. Указом Президента Республики Таджикистан № 6609 от 15 февраля 1997 г. Таджикскому государственному университету придан статус Таджикского государственного национального университета, который является единственным вузом в республике, имеющим автономный статус управления. В настоящее время в Таджикском государственном национальном университете функционируют 14 факультетов, 85 кафедр, 17 лабораторий и научно-исследовательских групп, центр обучения языкам и переводу, ботанический сад, научная библиотека, издательство, полиграфический центр, компьютерные классы, лечебный санаторий, студенческий профилакторий; работают более 1500 преподавателей, в том числе 5 действительных членов, 12 членов-корреспондентов Академии наук Республики Таджикистан, 100 докторов наук, профессоров, 400 кандидатов наук, доцентов. В начале 1950-х гг. для строительной индустрии республики, многих отраслей машиностроения, гидроэнергетики, транспорта и связи требовалось значительное количество строительных и энергетических кадров. Постановлением Совета Министров СССР № 545 от 6 января 1956 г. и приказом Министерства просвещения Таджикской ССР № 344 от 8 февраля 1956 г. в г. Душанбе был образован Таджикский политехнический институт. В филиале Таджикского технического университета в г. Худжанде функционируют два факультета (механический, технологический), два технических колледжа в г. Душанбе, политехнический лицей в г. Курган-Тюбе. В 1967 г. в Душанбинском государственном педагогическом институте имени Т.Г. Шевченко открылся факультет искусств и кафедры актерского искусства, библиотековедения и музыки. Процесс роста и укрепления кадров факультета длился несколько лет, и только в 1973 г. на его базе был создан Таджикский государственный институт искусств имени М. Турсунзаде с четырьмя факультетами: музыкальным, театральным, библиотечным и культурно-просветительной работы. Позднее был организован исполнительский факультет, функционировали кафедры восточной музыки и изучения народного музыкального наследия народов Востока. В 1971 г. согласно Постановлению Совета Министров СССР № 320 в Душанбе на базе факультета физического воспитания Душанбинского государственного педагогического института открылся Таджикский институт физической культуры, учебные корпуса которого, студенческие общежития, административные офисы, спортивные залы и т.д. расположились в одном из привлекательных уголков столицы — жилмассиве Лучоб. В институте действуют кафедры общественных и медико-биологи-ческих дисциплин, легкой атлетики, спортивных игр, гимнастики, теории и методики физического воспитания, начальной военной подготовки, физиологии, спортивной медицины, организации, управления и истории физической культуры, технических видов спорта. В 1984 г. на базе военной кафедры открывается факультет начальной военной подготовки и физического воспитания. Стратегическое партнерство Республики Таджикистан и Российской Федерации, имеющее давние корни и традиции в области науки и образования, реализуется в различных направлениях, но самым значительным из них стало образование Российско-Таджикского (славянского) университета. Межгосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российско-Таджикский (славянский) университет осуществляет свою образовательную деятельность на основе законов Российской Федерации «Об Образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», нормативных документов Министерства образования и науки России, а также аналогичных документов, регламентирующих деятельность вузов Республики Таджикистан. Учредителями университета являются Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Таджикистан. Полномочия учредителей выполняют Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерство образования Республики Таджикистан. Первый год университет назывался Таджикско-Российский (славянский) университет, после Постановления Правительства Российской Федерации № 604 от 17 мая 1997 г. — Российско-Таджикской (славянский) университет. Исследование показывает, что одной из основных целей вновь созданного университета стало внедрение в профессиональную подготовку будущих специалистов современных идей, принципов, технологий обучения, позволяющих динамично реагировать на изменения в мире, на социально-экономическую ситуацию и конъюнктуру складывающегося рынка, взаимоотношения партнеров образовательной сферы и их потребителей. Поэтому согласно Уставу университета преподаватели стали осуществлять подготовку специалистов по образовательным программам в соответствии с Государственным образовательным стандартом, установленным в Российской Федерации. Несмотря на социально-педа-гогические проблемы в первые годы работы, преподаватели университета продолжали заниматься научными исследованиями, которые непосредственно были связаны с учебным процессом. С каждым годом росло количество публикаций, увеличивался выпуск научной, учебной и методической литературы. В целях расширения и укрепления культурных связей между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией при университете создан Дворец культуры (его директор, одаренный музыкант, певец, народный артист Таджикистана Арифшо Арифов), действует ансамбль «Славяне». Трудным был путь достижения цели — признания нового вуза в системе государственного образования Российской Федерации и Республики Таджикистан. Для того чтобы выпускники университета получали полноправные в Российской Федерации дипломы, вузу необходимо было пройти аттестацию и лицензирование как формы оценки обучающей деятельности преподавателей. Основанием для организации этих процедур комплексной проверки была инициатива руководства вуза. Ректорат университета подготовил ряд документов для проведения аттестации: заявление ректора, решение ученого совета и отчет о результатах исследования, выполненного в каждом подразделении – от кафедр до ректората. По приказу Государственной инспекции Министерства образования Российской Федерации «Об аттестации учебных заведений» при Министерстве образования Российской Федерации № 42-236 от 24 февраля 2003 г. и по распоряжению Министерства образования Российской Федерации № 247 от 6 марта 2003 г. была создана комиссия. Важнейшей целью ее работы стала комплексная оценка деятельности университета. В состав комиссии вошли представители Государственной инспекции Министерства образования Российской Федерации, ведущие специалисты российских вузов. По результатам проверки университет был аттестован на 3 года. Университет является центром притяжения русскоязычного населения, так как занятия по всем дисциплинам проводятся на русском языке, однако все студенты изучают дополнительно и таджикский язык. Русскоязычных студентов в университете 50 % от общего числа обучающихся. В настоящее время в университете обучаются русские, украинцы, белорусы, татары, немцы, корейцы, грузины, казахи, узбеки, туркмены, киргизы, осетины и другие национальности стран СНГ, а также иностранные студенты из 7 стран мира, общее количество которых составляет 117 человек. Исследование показывает, что учебно-воспитательный процесс в высших учебных заведениях Таджикистана протекает в чрезвычайно сложных условиях: не хватает учебных помещений, так как многие общежития вузов были переданы Министерству обороны, другим научным учреждениям и учебным заведениям; занятия проходят в две смены; учебные аудитории и студенческие общежития в зимнее время не отапливаются, а из-за нехватки электроэнергии занятия часто срываются. Студенты вузов переживают невероятно тяжелые материально-бытовые трудности, что отрицательно отражается на их учебе. Но благодаря постоянной заботе государственных органов, самоотверженному труду и высокой сознательности и организованности вузовских коллективов продолжается подготовка специалистов. Деятельность высшей школы республики подчинена требованиям времени. В последнее десятилетие продолжается целеустремленная работа вузовских коллективов по дальнейшему совершенствованию учебно-воспитательного процесса, поиску эффективных путей и форм обучения студенчества, использованию положительного опыта в подготовке молодых специалистов. 'ленной, самостоятельной работы студентов. Роль самостоятельной работы в формировании современного высококвалифицированного специалиста общеизвестна. Именно в процессе индивидуальных занятий воспитываются и развиваются важнейшие качества, знания и навыки, присущие современному передовому интеллигенту: способность к творческому изучению новых вопросов науки и техники, критичность ума, умение ориентироваться в стремительном потоке. Эффективное управление познавательной деятельностью студентов и учебным процессом в целом предполагает в качестве важнейшего условия точное знание результатов обучения. Этой цели служит в первую очередь контроль знаний студентов, который осуществляется в вузе различными путями: зачеты и экзамены, контрольные диктанты и домашние работы, рефераты, курсовые работы и другие формы проверки знаний, представляющие собой этапы учебного процесса. В диссертации дается подробный анализ системы высшего образования, показано стремление к реформированию экономических и политических отношений, восстановлению демократических институтов в обществе, в том числе и в системе образования. Содержание образования в высших учебных заведениях, функционирующих на основе государственных стандартов, разработано высококвалифицированными специалистами. Содержание образования как совокупность знаний, накопленных веками и передающихся из поколения в поколение, отражается в государственных стандартах, учебных программах, планах, учебных пособиях. Государственный образовательный стандарт высшего образования в Республике Таджикистан основывается на следующиех принципах: общие требования к системе высшего образования, включая определение уровней (ступеней) высшего образования, соответствующих им квалификаций и дипломов; перечень (классификатор) направлений и специальностей, по которым осуществляется подготовка в высшие учебные заведения республики; требования к минимальному содержанию образовательной программы и уровню подготовки выпускников по каждому из конкретных направлений (специальностей), определенных перечнем (классификатором); |