Delist.ru

Социально-педагогические проблемы развития системы высшего образования в Республике Таджикистан (историко-педагогический аспект) (05.09.2007)

Автор: Шомурадов Хасан Рузиевич

Общеобразовательные школы республики остро нуждались в учителях начальных классов для таджикских школ. Вследствие этого впервые в республике был открыт педагогический вуз с двухлетним сроком обучения, выпускникам которого выдавались дипломы по специальности «учитель начальных классов».

Постановлением Правительства Республики Таджикистан № 647 от 14 августа 1935 г. были образованы двухгодичные учительские институты в г. Душанбе, Худжанде, Кулябе. Увеличивалась численность студентов вечернего и заочного отделений, определилась перспектива развития учительского института в качестве высшего учебного заведения.

В 1936 г. Душанбинский государственный педагогический институт открыл свой филиал в г. Кулябе с двумя отделениями: таджикского языка и литературы, физики и математики, где обучалось 60 человек. Однако через год из-за нехватки научно-педагогических кадров Кулябский учительский институт был объединен с Душанбинским государственным педагогическим институтом.

В 1935—1941 гг. в основном сформировалась структура вузов республики — отделения, факультеты, кафедры, обусловленная влиянием многих факторов, из которых наибольшее значение имели реальные потребности системы народного образования Таджикистана в учительских кадрах, а также были определены следующие первоочередные социально-педагогические задачи.

Во-первых, как можно скорее подготовить для школ республики необходимое количество учителей (в том числе без высшего образования), отвечающих элементарным требованиям времени, предъявляемым к преподавателям. Наибольшее развитие в Таджикистане получили во второй половине 1930-х гг. двухгодичный учительский институт, действовавший в рамках педагогического института, различные краткосрочные курсы и особенно экстернат.

Во-вторых, развернуть широкую подготовку высококвалифицированных педагогов с высшим образованием, которые постепенно должны были заменить «практиков», не имевших высшего образования. Предполагалось, что высшее педагогическое образование получат многие учителя без отрыва от основной деятельности.

В-третьих, организовать курсовую подготовку, переподготовку и повышение квалификации школьных учителей республики.

В-четвертых, развернуть в институте научно-исследовательскую работу в области педагогики, психологии, гуманитарных и общественных наукам.

Кроме того, Душанбинский государственный педагогический институт по возможности должен был решить пятую задачу: подготовить научно-педагогические кадры для высших учебных заведений республики (сельскохозяйственные, медицинские, политехнические и.т.д.).

Вопросы организации подготовки педагогических кадров находились в прямой зависимости от необходимости формирования у студентов установки на непрерывное самообразование как личности, так и специалиста, на овладение рациональными приемами умственного труда и профессиональной деятельности на современном уровне. Исходя из этого, необходимо было совершенствовать учебные планы и программы, а также всю систему организации образовательного процесса.

В 1943 г. в Ленинабаде функционировал женский учительский институт, первый в истории народов Востока, студенты которого освобождались от платы за обучение, обеспечивались стипендией и бесплатным общежитием, а особо нуждающиеся и питанием за счет государства. Институт подготовил для школ республики 1719 учителей, из них 668 составляли женщины местной национальности.

В 1953 г. Кулябский учительский институт был вновь восстановлен, реорганизован в Душанбинский государственный педагогический институт и в I960 г. введен в состав Душанбинского государственного педагогического института как его филиал. Только в 1962 г. он получил статус Кулябского государственного педагогического института имени А. Рудаки и функционировал как самостоятельное высшее учебное заведение, в стенах которого готовились тысячи специалистов высшей категории.

За предвоенные годы педагогическими вузами республики был подготовлен 12 381 высококвалифицированный специалист. Эта цифра на первый взгляд кажется не слишком значительной. Но если учесть, что до начала

1930-х гг. в общем контингенте таджикского учительства педагоги с высшим и неполным высшим образованием составляли только 1,7 %, то эта цифра, бесспорно, является серьезным достижением таджикского народа в становлении высшего образования в республике.

В октябре 1936 г. по распоряжению Наркомпроса Таджикской ССР при Душанбинском государственном педагогическом институте были организованы вечернее и заочное отделения по подготовке квалифицированных педагогических кадров из числа работающих учителей без отрыва от основной работы. Заочное и вечернее отделения института достаточно эффективно реализовали функцию непрерывного образования, давали возможность широким массам получить образование. Однако существовал ряд социально-педагогических проблем, без решения которых невозможно было в значительной мере улучшить подготовку учителей без отрыва от основной деятельности.

Исследование показывает, что вопросы совершенствования учебного процесса на заочных отделениях вузов республики в наибольшей мере зависели от организации учебного процесса с учетом специфики заочного обучения.

Во-первых, поиски организационных форм и методов работы со студентами-заочниками находились в центре внимания педагогических коллективов вузов.

Во-вторых, во всех вузах республики функционировали методические советы по заочному образованию, которые намечали пути совершенствования учебного процесса с целью создания благоприятных условий для самостоятельной работы студентов, определяли особенности преподавания учебных дисциплин с учетом специфики заочного обучения, а также пути интенсификации учебного процесса.

В-третьих, вопросы организации подготовки педагогических кадров находились в прямой зависимости от необходимости формирования у студентов-заочников установки на непрерывное самообразование как личности, так и специалиста, на овладение рациональными приемами умственного труда и профессиональной деятельности на современном уровне. Исходя из этого, необходимо было совершенствовать учебные планы и программы, а также всю систему организации образовательного процесса.

В 1950—1960 гг. заочное отделение функционировало в составе пяти факультетов института: исторического, математического, географического, русского языка и литературы, естествознания. С самого начала организации отделения состав студентов в нем был многонациональным (здесь обучались представители 28 национальностей).

В диссертации детально проанализирована система подготовки научно-педагогических кадров за пределами республики, в основном в Самаркандском, Бухарском государственных педагогических институтах, педагогическом техникуме и Московском государственном медицинском и Московском педагогическом институтах.

Исследования показали, что становление и развитие системы высших учебных заведений в Таджикистане имело следующие особенности:

1. Вузы создавались буквально «на пустом месте» (в Бухарском эмирате, например, система высшего образования не существовала вообще).

2. Вузы открывались в весьма трудных условиях. Долгое время, вплоть до начала 1940-х гг., материальные и финансовые возможности были крайне ограниченными. Однако таджикский народ, хотя и переживал нужду и трудности, на народное образование и создание своей национальной интеллигенции средств не жалел. Более четверти бюджета республики расходовалось только на развитие просвещения. Серьезными социально-педагогическими проблемами системы высшего образования в укреплении материально-техни-ческой и научно-методической базы вузов была в первую очередь подготовка научно-педагогических кадров, строительство учебных корпусов, обеспечение учебниками, учебно-методическими пособиями. Интернациональную помощь Таджикистану оказывали братские народы бывшего Союза ССР.

3. Открытие высших учебных заведений в Таджикистане определялось острой необходимостью в высококвалифицированных специалистах для народного хозяйства.

4. В 1940-е гг. вхождение Таджикистана в полосу глубоких преобразований, потребовавших новых отрядов высококвалифицированных специалистов, привело к созданию медицинского, сельскохозяйственного и политехнического вузов.

5. Запросы молодой республики оказали влияние на структурные основы вузов, которые со дня основания приобретали форму комплексных учебных заведений, включавших несколько, порой самостоятельных, подразделений (рабфаки, вечерние и заочные отделения, подготовительные курсы, факультеты повышения квалификации учителей и врачей и т.д.).

В истории высшего образования Таджикистана добрый след оставили неполные высшие учебные заведения — двухгодичные учительские институты.

Неотложные задачи ускорения хозяйственного строительства и углубления культурной революции в Таджикистане настоятельно требовали расширения сети отраслевых вузов.

Во второй главе «Совершенствование системы высшего образования Таджикистана как социальная проблема» рассматривается становление и развитие сельскохозяйственного, медицинского, политехнического, Таджикского государственного, Российско-Таджикского (славянского) университетов республики.

Исследования показали, что в начале 1930-х гг. в Таджикистане существовали агрономические курсы при Таджикском агропедагогическом институте, которые готовили агрономов, зоотехников, землеустроителей, организаторов и распорядителей сельских хозяйств и сельской статистики для народного хозяйства республики, так как остро ощущалась необходимость в организации самостоятельного сельскохозяйственного учебного заведения.

Согласно решению Среднеазиатского экономического совета № 122 от 3 марта 1931 г. Среднеазиатский плодоовощной институт как филиал Среднеазиатского государственного университета имени В.И. Ленина открылся в г. Худжанде. Он готовил специалистов для народного хозяйства по профилям: плодоводство, виноградарство, овощеводство, защита растений и экономика сельского хозяйства.

Первые шаги молодого вуза в республике были самыми трудными: потребовались новые учебные планы, программы, не хватало преподавателей, слабой была учебно-материальная база, очень ограниченными финансовые возможности, абитуриентов принимали с неполным средним образованием. После реорганизации Среднеазиатского плодоовощного института, переименованного в Таджикский сельскохозяйственный институт, были определены новые цели, задачи и содержание учебной и воспитательной работы.

Институт оказывал систематическую помощь колхозам, совхозам, МТС и земельным органам республики в повышении квалификации сельскохозяйственных кадров, организуя курсовое обучение, в том числе краткосрочные курсы по подготовке и переподготовке агротехников, агрономов, техников-полеводов и др.

В 1944 г. на основе решения Правительства республики для дальнейшего укрепления научного потенциала квалифицированными профессорско-преподавательскими кадрами из числа приглашенных профессоров и доцентов Таджикского филиала Академии наук СССР, Комитета по делам высшей школы при СНК СССР Таджикский сельскохозяйственный институт был переведен из г. Ходжента в столицу республики.

Постановлением Правительства Таджикской ССР № 233 от 11 декабря 1937 г. в республике был открыт Таджикский государственный медицинский институт. В его создании, обеспечении профессорско-преподавательскими кадрами, учебниками и учебно-научно-методическими пособиями большую братскую помощь оказал 2-й Московский государственный медицинский институт и Курский государственный медицинский институт.

Свой первый учебный год Таджикский государственный медицинский институт имени Абу али Ибн Сино начал в составе 8 кафедр (общей химии, гистологии, эмбриологии, биологии, физики, нормальной анатомии человека и иностранных языков), потом функционировали 22 кафедры теоретического и клинического профиля.

В годы Великой Отечественной войны, в I94I—I945 гг., несмотря на определенные трудности, начавшиеся с эвакуацией раненых в г. Душанбе, медицинский институт продолжал совершенствоваться:

— открылись новые кафедры, возглавляемые крупными учеными, приглашенными из других союзных республик;

— налаживалась учебно-воспитательная и научно-исследовательская работа.

загрузка...