Социально-педагогические проблемы развития системы высшего образования в Республике Таджикистан (историко-педагогический аспект) (05.09.2007)
Автор: Шомурадов Хасан Рузиевич
— заседании Научно-методического совета Центра стратегических исследовании при Президенте Республики Таджикистан (май 2005 г.). Основные положения исследования докладывались на 8 международных научных конференциях и симпозиумах, которые проходили в Душанбе (1996—1999, 2006 гг.), Бишкеке (1999 г.), Москве (1997, 2000, 2004, 2006, 2007 гг.), Ташкенте (1998 г.), Астане (1999 г.). На основе материалов исследования разработаны научно-методические рекомендации, которые внедрены в образовательный процесс Таджикского государственного педагогического университета имени К. Джураева, Худжандского государственного университета имени Б.Г. Гафурова, Таджикского государственного национального университета, Кулябского государственного университета имени А. Рудаки, Курган-Тюбинского государственного университета имени Н. Хусрава. На защиту выносятся следующие основные положения исследования: 1. Теоретические основы, исторические предпосылки и социально-педагогические условия становления системы высшего образования в Республике Таджикистан. 2. Историко-педагогические аспекты становления и развития педагогического, сельскохозяйственного, медицинского, политехнического, национального и Российско-Таджикского (славянского) университетов. 3. Социально-педагогические предпосылки развития системы высшего образования в начале 80-х — до 90 гг. ХХ в. 4. Характеристика социально-педагогической проблемы развития системы высшего образования в Республике Таджикистан в обновленной системе высшего образования. 5. Особенности становления и развития негосударственного высшего образования в Республике Таджикистан. 6. Специфика развития международного сотрудничества высшей школы Таджикистана. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Общий объем текста составляет 353 страницы, в работе 10 рисунков и 14 таблиц, библиографический список литературы содержит 446 наименований. Основное содержание работы Во введении обосновывается актуальность темы, степень ее разработанности и новизны, формулируются цель и задачи исследования, теоретическая и практическая значимость работы, а также положения, выносимые на защиту. В первой главе «Теоретические основы и социально-педагогические основы развития системы высшего образования в Таджикистане» рассматриваются методологические основы исследования, изучены исторические тенденции формирования системы высшего образования на основе целостного подхода и единства образовательных традиций, проведен историко-педагогический анализ особенностей становления и функционирования системы высшего образования. В проведенном исследовании по-новому оценивается отечественная система высшего образования, рассмотрены исторические и социально-экономи-ческие факторы, воздействовавшие на ее формирование и развитие, а также проанализированы как позитивные, так и негативные социально-педагогические проблемы, повлиявшие на ее становление и дальнейшее функционирование. В период восстановления народного хозяйства от последствий революций, мировой и Гражданской войны главной задачей системы высшего образования являлась подготовка высококвалифицированных кадров для народного хозяйства. В конце 1920-х — начале 1930-х гг. органы управления народным образованием проводили мероприятия по улучшению подготовки специалистов. Система руководства обучением состояла из заочно-курсового сектора учебного заведения. Вся ответственность за организацию, проведение и завершение педагогического обучения возлагалась на директоров вузов и педагогических техникумов. Строительство новой советской школы в условиях Таджикистана в 1930-е гг. было сложным, отсутствовали педагогические кадры, учебники и учебные помещения, мешали Гражданская война, басмачество. После установления Советской власти в области развития образования в республиках Средней Азии были сделаны первые шаги: проведена работа по подготовке учительских кадров для национальных школ Туркестана. Республика Туркестан особое внимание уделяла подготовке и переподготовке педагогических кадров и ликбезу. Таджикскому народу, жаждавшему света и знаний, нужно было большое количество школ и культурно-просвети-тельных учреждений. Создание новой национальной интеллигенции немыслимо было без дальнейшего развития системы образования Таджикистана. Функционирующая сеть учреждений культуры и органов народного образования не могла полностью удовлетворить запросы в высококвалифицированных специалистах. Все сводилось к нехватке учительских кадров как ведущей силы культурного фронта. Процесс модернизации в системе высшего образования в XX в. наложил отпечаток на культурную, духовную жизнь таджикского народа, вызвал рост образовательного уровня населения. Открывались многочисленные учебные заведения: начальные, ремесленные, железнодорожные училища и др. В начале 1924 г. в республике были организованы вечерние и заочные педагогические курсы, на которые направляли слушателей местные организации молодежи, культурно-просветительные кружки, сельские исполкомы. Особое внимание на курсах уделялось подготовке будущих учителей к трудовому обучению в школе, изучению хозяйственной жизни республики. Принимались меры по увеличению штата работающих на них преподавателей, выделялись целевые средства для оснащения кабинетов и лабораторий приборами и оборудованием, библиотек учебной литературой, осуществлялся поиск новых форм и методов работы по развитию и совершенствованию вечернего и заочного образования. В эти годы шел процесс увеличения количественной подготовки учителей без отрыва от работы, совершенствовалась структура учебных заведений, формы и методы подготовки учителей для сельских школ Таджикистана, осуществлялся переход к всеобщему обязательному начальному образованию. При Таджикском институте просвещения в Ташкенте были организованы вечерние курсы для подготовки учителей начальных классов для школ Таджикистана. В 1926 г. в Ташкенте открылись еще четыре педагогических учебных заведения: Институт народного просвещения имени К.А. Тимирязева (краевое высшее педагогическое учебное заведение, где обучение велось на русском языке), киргизские, узбекские и татарские институты народного просвещения. Исследования показывают, что в начале 1928 г. осуществлялись колоссальные по масштабам и очень противоречивые по характеру преобразования. В связи с индустриализацией требовались тысячи квалифицированных специалистов для различных отраслей народного хозяйства, нехватка которых грозила сорвать планы превращения страны в мощную индустриальную республику. Форсированные методы индустриализации требовали такого же штурма в области народного образования. После установления Советской власти подготовка кадров высшей квалификации для отраслей народного хозяйства республики осуществлялась в учебных заведениях Москвы, Ленинграда, Ташкента, Баку, Самарканда. Особое внимание уделялось подготовке специалистов с высшем педагогическим образованием. Подготовка специалистов с высшим и средним педагогическим образованием имела свои особенности. Первоначально в республике были созданы педагогические техникумы и училища, которые готовили учительские кадры для национальных школ. Их подготовка также осуществлялась путем открытия сети краткосрочных подготовительных курсов, курсов переподготовки учителей, а также открытия педагогических вузов. Большую роль в подготовке дехканской молодежи к поступлению в вузы сыграли рабфаки. Исследование показывает, что русско-туземные и русские школы, организованные на территории северных районов Таджикистана, несмотря на проблемы, объективно имели прогрессивное значение. Они были первыми распространителями русского языка среди местного населения, который сыграл положительную роль в развитии культуры и образования республики, в приобщении таджикского народа к великой русской культуре, в формировании национальной интеллигенции. Согласно Постановлению Революционного Комитета Таджикской АССР от 14 декабря 1924 г. на базе Душанбинского областного комиссариата просвещения был образован Народный комиссариат просвещения Таджикской АССР с разветвленной сетью учреждений на местах, который проводил большую работу по подготовке учителей для национальных школ, по составлению учебных планов и программ, изданию учебников и учебно-методи-ческих пособий для учителей на таджикском языке. Подготовка специалистов с высшим и средним специальным образованием в Таджикистане, как и в других республиках Средней Азии, получила дальнейшее развитие в начале 1930-х гг. В 1931 г. открылся Таджикский высший агропедагогический институт (ныне Таджикский государственный педагогический университет имени К. Джураева), сформированный на базе педагогического факультета Среднеазиатского государственного университета. Его организация сыграла важную роль в решении задач культурной революции, создании и развитии новой системы народного образования, в формировании национальной интеллигенции. Среднеазиатский государственный университет имени В.И. Ленина передал Таджикскому агропедагогическому институту денежные средства из годового вузовского бюджета и значительные материальные ценности, чтобы институт смог начать учебные занятия. Руководство института сосредоточило внимание на следующих социально-педагогических проблемах: укрепление научно-педагогической и учебно-материальной базы, а также набор студентов на новый учебный год. В 1932 г. Таджикский агропедагогический институт был переименован в Таджикский педагогический комбинат. В то время каждое подразделение Таджикского педагогического комбината не был полноценным и современным высшим учебным заведением: работало самостоятельно, коллектив учебного заведения не был сориентирован на решение общей задачи по подготовке специалистов высокой квалификации, был крайне низким уровень знаний абитуриентов, которые окончили 3—4 класса начальной школы Таджикистана, что негативно отражалось на изучении учебного материала. В 1932 г. учебно-воспитательную, хозяйственно-организационную работу Таджикского педагогического комбината проверяла комиссия Московской научно-исследовательской экспедиции. В результате проверки таджикскому руководству просвещением была представлена справка об имевших место недостатках (в частности, на занятиях большинство слушателей не смогли ответить на простейшие вопросы комиссии по истории, таджикскому языку и литературе; особенно обеспокоило их то обстоятельство, что многие студенты являлись представителями молодежи северных районов Таджикистана, а из южных и центральных районов республики обучались всего 62 студента) и рекомендациях по их устранению. В 1932 г. Таджикский агропедагогический комбинат преобразуют в Таджикский педагогический институт, который функционировал до 1934 г., а затем был переименован в Душанбинский государственный педагогический институт имени Т.Г. Шевченко. Однако, как показывает исследование, Душанбинский государственный педагогический институт имени Т.Г. Шевченко не смог кардинально решить проблему подготовки квалифицированных учительских кадров для школ севера республики. В связи с этим на расширенном заседании коллегии Народного комиссариата просвещения республики, состоявшемся в январе 1932 г., обсуждался вопрос об учреждении на базе химико-биологического и физико-математического факультетов филиала Душанбинского педагогического института имени Т.Г. Шевченко в г. Худжанде. Важным событием в жизни филиала института стало открытие в 1934 г. рабочего факультета, на который было принято 200 человек, а через год открыто вечернее отделение. Руководству филиала института предстояло в сжатые сроки решить следующие социально-педагогические проблемы, связанные: — со слабой материально-технической базой, неустроенностью быта преподавателей и студентов; — неопределенностью организационных структур института, нехваткой научно-методических пособий, отсутствием утвержденных унифицированных и стабильных учебных планов и программ; — сложностями студенческого набора, идейными разногласиями профессорско-преподавательского состава, влияющих на рабочую атмосферу, частой сменой руководства института и многими другими негативными явлениями. Правительство Республики Таджикистан проявляло повседневную заботу о педагогических институтах, принимало меры по устранению любых трудностей, планировало обширную программу развития педагогического образования в Таджикистане. Исследование показывает, что с каждым годом обогащался практический опыт коллективов педагогических вузов республики, вырабатывались относительно устоявшиеся организационные структуры, появлялись новые подразделения (рабочие факультеты, кафедры, подготовительные отделения, аспирантура и др.), ощутимыми становились результаты процесса формирования облика современной высшей школы Таджикистана. Поэтому приходилось максимально расширять масштабы работы вузов республики, формировать систему вечернего и заочного обучения. В 1933/34 учебном году при Таджикской педагогической академии был открыт вечерний педагогический институт, включавший четыре отделения: филологическое, историческое, физико-математическое, экономическое, где обучались учителя, работающие в старших классах общеобразовательных школ Таджикистана. |