Социально-педагогические проблемы развития системы высшего образования в Республике Таджикистан (историко-педагогический аспект) (05.09.2007)
Автор: Шомурадов Хасан Рузиевич
8. Изучить опыт международного сотрудничества вузов республики в исследуемый период. Объектом исследования является процесс развития системы высшего образования в современных условиях. Предмет исследования составило теоретическое, организационно-педа-гогическое развитие системы высшего образования в Республике Таджикистан. Гипотеза исследования основана на предположении, что развитие системы высшего образования, характеризующей объективную и субъективную стороны социально-педагогической проблемы в образовательном пространстве вузов, будет решено при соблюдении следующих условий: — определение социально-педагогических проблем в образовательном пространстве системы высшего образования; — комплексное решение выявленных проблем подготовки специалистов с учетом перспектив развития системы высшего образования; — осознание необходимости смены традиционной подготовки специалистов с целью перехода к новой, личностно ориентированной и обеспеченной современными средствами и методами системе передачи знаний, необходимости методологического и методического обеспечения при подготовке специалистов, позволяющего будущему специалисту выбирать и моделировать собственную образовательную траекторию; — учет исторической преемственности и систематизированного опыта функционирования, развития и модернизации исследуемой системы; — разработка процедурной схемы проектирования образовательного процесса в сфере подготовки специалистов в системе высшего образования; — определение социально-экономических условий, гарантирующих органичную и поэтапную модернизацию системы высшего образования. Методологические основы исследования основаны на теории познания, системном подходе к изучению социально-педагогических явлений, основ теории педагогических систем, теории организации и развития системы высшего образования, теории управления, определении социально-педаго-гических проблем, их теоретическом обосновании, научном описании исследуемых процессов. Методы исследования. В процессе работы над изучаемой проблемой использовались методы, адекватные задачам исследования: теоретический анализ проблемы, объекта и предмета исследования на основе изучения научной литературы, моделирования педагогической деятельности вузов, анализа состояния национальных и зарубежных образовательных систем высшего образования, обобщения эмпирических данных и их синтеза. Научная новизна состоит в следующем: впервые в педагогической науке и истории образования Таджикистана представлен анализ социально-педагогической проблемы в развитии системы высшего образования; — впервые выявлены социально-педагогические проблемы, определяющие необходимость совершенствования системы подготовки специалистов в вузах страны; — впервые осуществлен синтез методологических подходов, определяющих социально-педагогические проблемы в системе высшего образования; — впервые исследовано на методологическом, социально-педаго-гическом уровнях и статистически доказано существование социально-педа-гогической проблемы в системе высшего образования; — впервые охарактеризовано современное состояние социально-педагогической проблемы развития системы высшего образования. Теоретическая значимость исследования заключается в следующих положениях: — теоретически обосновано становление и развитие системы высшего образования в Республике Таджикистан; — теоретически аргументированы и экспериментально подтверждены категории, ведущие понятия реформы системы высшего образования и принципы и технологии подготовки специалистов. Источниковая база исследования включает как опубликованные, так и неопубликованные документы и материалы. В качестве одного из основных компонентов источниковой базы выступают архивные материалы. Автором изучены и обобщены архивные документы ряда центральных архивов, в частности, Государственного архива Российской Федерации, Центрального архива Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Центрального архива Министерства образования Таджикистана, непосредственно относящиеся к проблематике исследования. Важными источниками исследования стали законодательные и нормативные акты, постановления, решения государственных и общественно-политических структур. В группы источников входят стенограммы и материалы парламентских слушаний, систематически проводимых Маджлиси Намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан по проблемам образования и высшей школы, а также данные ряда проведенных социологических мониторингов. Для понимания сущности мировых тенденций в сфере образования, опыта зарубежных стран в управлении и модернизации образовательного процесса привлекались международные акты, документы ООН, ЮНЕСКО. Практическая значимость исследования определяется широким использованием накопленного опыта деятельности, теоретических выводов и методических рекомендаций в развитии системы высшего образования, в повышении его продуктивности. Научно обоснованные подходы к конструированию содержания высшего образования являются ориентировочной основой при разработке учебных дисциплин по истории педагогики и образования. Данные подходы нашли применение в процессе разработки автором учебного пособия «История высшей школы Таджикистана» и учебно-методического пособия «История становления и развития системы высшего образования в Республике Таджикистан», которые имеют гриф Министерства образования Республики Таджикистан и применяются в учебном процессе педагогических вузов. Кроме того, полученные теоретические выводы и практические рекомендации по обобщению опыта работы высших школ республики в целом за указанный период представляют определенный интерес и могут быть использованы в практике высших школ ряда стран зарубежного Востока. Результаты исследования могут быть также использованы в преподавании курса «История педагогики» и «История народного образования Таджикистана», а также спецкурса «История высшего образования Таджикистана» в педагогических вузах республики. Организация и опытно-экспериментальная база исследования Исследование проводилось в течение 1996—2007 гг. на базе Таджикского государственного педагогического университета имени К. Джураева, Таджикского государственного национального университета, Худжандского государственного университета имени Б.Г. Гафурова, Кулябского государственного университета имени А. Рудаки, Курган-Тюбинского государственного университета имени Н. Хисрава и ряда других университетов, осуществляющих профессиональную подготовку специалистов для народного хозяйства республики. В опытно-экспериментальной работе было задействовано 1880 преподавателей педагогических дисциплин, 4985 студентов педагогических специальностей пяти вузов республики, дипломники, аспиранты и соискатели, выполняющие исследовательские проекты под руководством диссертанта. Первый этап (1996—1999 гг.) — пропедевтический: изучались предпосылки и факторы социально-педагогических проблем в системе высшего образования в условиях Таджикистана, создавалась эмпирическая и теоретическая база для формулирования проблемы и гипотезы исследования. Второй этап (1999—2002 гг.) — прогностический: разрабатывался научный аппарат исследования, определялись его объект, предмет, гипотеза, цель и задачи. Изучалось состояние социально-педагогической проблемы системы высшего образования, проводилось широкомасштабное исследование общепедагогической подготовки специалистов через систему высшего образования, анализировались архивные материалы, статистические ежегодники, периодическая печать, накапливался и проверялся необходимый педагогический инструментарий. Третий этап (2002—2005 гг.) — преобразующий: разрабатывались методологические основы исследуемого процесса, создавались и реализовывались концепция, модель и методика развития системы высшего образования, проводилась систематизация и обобщение результатов исследования, вырабатывались практические рекомендации, осуществлялась апробация авторских публикаций. Четвертый этап (2005—2007 гг.) — рефлексивный: проводилась оценка эффективности разработанной методики, уточнялись основные положения исследования, обосновывались социально-педагогические условия, разрабатывалось научно-методическое обеспечение подготовки специалистов в системе высшего образования, оформлялся текст диссертации, подготавливались и издавались монографии. Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечена системным применением методологии и методов, адекватных объекту, предмету, проблеме, цели, гипотезе и задачам диссертационного исследования, и достаточно высокой статистически значимой оценкой продуктивности внедрения результатов научных исследований в практическую деятельность высшей школы Таджикистана. Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования доложены и обсуждены: — на заседании кафедры педагогики Таджикского государственного педагогического университета имени К. Джураева (Душанбе, март 2002 г.); — заседании ученого совета Таджикского научно-исследовательского института педагогических наук Министерства образования Республики Таджикистан (Душанбе, апрель 2003 г.); — заседании кафедры педагогики Таджикского государственного института языков (Душанбе, 2004 г.) |