Социально-педагогические проблемы развития системы высшего образования в Республике Таджикистан (историко-педагогический аспект) (05.09.2007)
Автор: Шомурадов Хасан Рузиевич
Экономические проблемы государственных и негосударственных вузов и пути их решения (С.Дж. Комилов, В.Н. Ларионов, М.Л. Левицкий, М.Н. Нурмахмадов, Х.У. Умаров, В.В. Чекмарев и др.); Многоуровневая система подготовки кадров в вузах (В.Н. Гончаров, Н.Э. Касаткина, В.Г. Кинелев, В.П. Колесов, Ю.В. Мячин, Е.С. Никитина, А.И. Панарин, Х.П. Пирумшоев, Л.А. Чистякова и др.); Воспитательная система и отдельные виды воспитания студенчества в условиях вузовского образования (Н.Б. Архангельская, С.Г. Бандаев, В.А. Бе-ляева, О.С. Васильева, А.Н. Джуринский, И.Д. Лельчицкий, А.Н. Нуров, А.В. Су-ворова, Х.Д. Шамбезаде и др.); Педагогические методы, приемы и учебные технологии в вузе (А.Е. Богоявленская, И.Р. Васильева, В.М. Видгоф, Е.А. Калинина, А.А. Кал-мыков, А.В. Карпенко, И.С. Ладенко, О.К. Позднякова, В.А. Садовничий, Б.А. Тахохов и др.); Процесс вхождения вузов России и Таджикистана в мировое образовательное пространство (В.И. Байденко, Ю.С. Давыдов, Е.Н. Карачарова, К.Б. Кадиров, В.И. Колесников, Г.А. Лукичев, Х.О. Одинаев, Р.И. Хашимов, Н.П. Щербаков и др.); Интегративные процессы в СНГ (С.К. Бондырева, В.А. Зернов, Д.И. Иванов, Т.Е. Исаева, К.К. Колин, В.С. Крюков, М.Н. Кубанова, Г.П. Лесников, А.П. Лиферов, А.А. Макаров и др.); Инновационные процессы и проблемы управления ими (К.Я. Вазина, Н.С. Глуханюк, И.В. Ильинский, А.Г. Кармаев, А.П. Клепов, Г.И. Лукин, В.Ю. Тюрина, В.Е. Шукшунов, З.Ш. Шарифов и др.); Мониторинг и управление качеством образования (Г.Г. Кадамцева, С.Дж. Комилов, Н.Ш. Никитина, А.В. Никоноров, М.М. Поташник, Х.Ф. Факиров и др.); Принципы и способы отбора содержания образования, проблемы трансдисциплинарности, фундаментальности, базовости и специализации в структуре вузовской и послевузовской подготовки (Х.А. Асозода, С.Г. Бан-даев, Г.А. Бордовский, Н.А. Веретенникова, В.С. Меськов, А.Н. Нуров, Б.Р. Ра-химов, Е.М. Шендерей и др.); Индивидуализация высшего образования, проблемы системы в прошлом и настоящем (С.Г. Антонова, С.И. Архангельский, Н.В. Асташкина, А.А. Вербицкий, М.С. Имомов, М.И. Илолов, К.Р. Расулов, И.Л. Тупайло, А.Ю. Тупицын, Л.Г. Тюрина и др.); Многоступенчатые структуры интегрированных систем образования, преемственность образовательных профессиональных программ и смежные проблемы (А.Н. Бекренев, М.Е. Добрускин, У.З. Зубайдов, В.С. Кагерманьян, А.Я. Савельев, Ф.Ш. Шарипов и др.); Концептуальные, управленческие, организационные, методические проблемы вузовской науки и ее участие в образовательном процессе (В.А. Васенин, И.И. Горлов, К.И. Зубков, Д.К. Кабутов, К.Б. Кадиров, В.Н. Набиев, С.О. Одинаев, Т.К. Тагиров, Х.У. Умаров, П.П. Фролкин и др.); Специфика негосударственных образовательных учреждений в системе высшей школы, принципы формирования, структура, правовой статус, кадровое обеспечение, управление качеством образования, проблемы (Е.А. Орачева, В.А. Солоницын, Ю.В. Фалеев, М.Н. Швецов и др.); Проблемы профессиональной, психологической и методической подготовки вузовских преподавателей, кадровый потенциал высшей школы в целом (А.Л. Бусыгина, А.К. Быков, И.А. Колесникова, А.В. Коржуев, Л.Н. Макарова, А.В. Морозов, Л.И. Романкова, Д.И. Фельдштейн, О.В. Шабанова и др.); Вопросы истории становления и развития высшего образования (В.И. Боголюбов, Б.С. Гершунский, И.Х. Каримова, В.Г. Кинелев, М.И. Кон-даков, И.И. Легостаев, М.Ф. Меняев, Н.Р. Мерганова, В.М. Монахов, А.Я. Са-вельев, В.А. Трайнев и др.); Применение современных информационных технологий и средств доставки учебной информации в образовательный процесс вузов (А.А. Андреев, Я.А. Ваграменко, А.П. Егоршин, М.П. Карпенко, В.П. Кащицин, В.Г. Кинелев, А.П. Лиферов, Н.В. Маслова, В.П. Тихомиров, А.Н. Тихонов и др.). Вопросы истории становления и развития высшего образования в Таджикистане рассматриваются в работах С.А. Абдуллаева, Б.Г. Гафурова, К.Б. Кадырова, С.Р. Раджабова, З.Ш. Раджабова, Р.Ю. Юсуфбекова, Э.Я. Яма-кова, М.Р. Шукурова, А.А. Шарипова и др., а его прогнозирование — в исследованиях Д.К. Кабутовой, М.Л. Лутфуллоева, Ф.Ш. Шарифова и др. Применение современных информационных технологий и средств доставки учебной информации в образовательном процессе вузов изучается А.А. Андреевым, Я.А. Ваграменко, А.П. Егоршиным, М.П. Карпенко, В.П. Ка-щициным, В.Г. Кинелевым, А.П. Лиферовым, Н.В. Масловой, В.С. Меськовым, В.И. Солдаткиным, В.П. Тихомировым, А.Н. Тихоновым и др. В диссертационном исследовании широко использовалась зарубежная научная литература (переводная и оригинальная). В центре внимания автора находились издания, посвященные организации и функционированию ведущих высших учебных заведений зарубежных стран, объединений вузов, образовательных консорциумов и.т.п. Особый научный интерес представляют работы по вопросам высшего образования зарубежных исследователей Р. Арав, Дж. Боата, С. Брайана, А. Ведемейра, Г. Глиссона, Р. Деллинга, Д. Кигана, С. Купера, Л. Ланга, Дж. Лимити, М. Любове, К. Олера, Б. Холмберга и др. Как свидетельствует проведенное аналитическое исследование, отечественная теория существенно отстает от практики интенсивного внедрения современных информационных технологий, средств и методов обучения в образовательный процесс вузов республики. В основу диссертации положены многочисленные документы по вопросам строительства высшей школы и деятельности органов народного образования в Таджикистане. Система высшего образования — своеобразная модель общественных отношений. Сложная, открытая, обладающая потенциалом, она способна создать новый тип специалистов для новой социальной реальности, если преодолеет синдром «усовершенствования», склонность к эволюционным по характеру частным реформам и встанет на путь конструктивных преобразований содержания подготовки специалиста в целом. Актуальность и недостаточная разработанность проблемы, а также собственный опыт, накопленный в процессе практической деятельности в системе высшего образования, определили выбор темы исследования: «Социально-педагогические проблемы развития системы высшего образования в Республике Таджикистан (историко-педагогический аспект)». Проблема исследования сформулирована нами следующим образом: выявление социально-педагогических проблем в системе высшего образования в Республике Таджикистан со второй половины 1920-х гг. до начала XXI в. Многолетнее изучение образовательной практики позволило выделить ряд противоречий: — между развивающимися инновационными процессами и традиционно сложившимися стилем и методами управления высшим образованием, где все еще преобладает авторитарный, «разрешительно-запретительный» подход; — разнонаправленными интересами и ценностями преподавателей, студентов, родителей, социально-экономической среды и необходимостью создания согласованных социально-педагогических условий для развития гуманистической парадигмы высшего образования; — необходимостью перехода системы высшего образования от режима функционирования к режиму развития и недостаточностью разработок условий и механизмов этого перехода, слабым использованием новых информационных технологий для обеспечения обратной связи между субъектами образовательного процесса и системой управления высшим образованием; — необходимостью расширения инновационных процессов в системе высшего образования и недостаточной подготовленностью части педагогических и управленческих кадров к инновационной деятельности; — изменением социокультурной ситуации, возрастанием спроса на специалистов и образовательные услуги, необходимостью консолидации всех общественных и властных структур в развитии системы высшего образования и раздробленностью образовательного пространства, отсутствием приоритетности в формировании образованного общества, пронизывающего функционирование всех общественных систем. Кроме того, саморазвитие высших образовательных учреждений в устойчивом инновационном режиме сдерживается недостаточной разработанностью историко-педагогических, теоретико-методологических, содержательных, процессуальных, технологических и прогностических аспектов управления данным процессом, что и составляет проблему исследования. Решение указанной проблемы определило цель диссертационного исследования. Цель исследования состоит в изучении и выявлении социально-педагогической проблемы в системе высшей школы Таджикистана на основе историко-педагогического анализа. Исследование направлено на решение следующих задач: 1. Осуществить научный анализ исторических тенденций формирования системы высшего образования в Республике Таджикистан. 2. Выявить социально-педагогические предпосылки возникновения, становления, функционирования и развития инновационных процессов в системе высшего образования. 3. Охарактеризовать современное состояние социально-педагогической проблемы в историко-педагогической литературе и исследованиях, задачи развития инновационных процессов в системе высшего образования в современных условиях Таджикистана. 4. Проанализировать теоретико-методологические концепции модернизации высшего образования в рассматриваемый период. 5. Изучить зарубежный опыт высшего образования с целью возможного применения в отечественной образовательной практике. 6. Изучить историко-правовое содержание и целенаправленность государственной образовательной политики Таджикистана. 7. Проанализировать модернизацию системы высшего образования в контексте проводимых в республике социально-экономических реформ. |