Delist.ru

Социально-педагогические проблемы развития системы высшего образования в Республике Таджикистан (историко-педагогический аспект) (05.09.2007)

Автор: Шомурадов Хасан Рузиевич

5. Вузовская педагогическая практика должна стать более эффективной, активно способствовать становлению специалистов, привитию аспирантам навыков, необходимых преподавателям вузов, выработке у них умения работать со студентами. Исходя из специфики подготовки аспирантов в вузах, следует готовить их с отрывом от основной деятельности, чтобы они имели большие возможности разрабатывать теоретические научные проблемы.

6. Создать аспирантам и докторантам необходимые условия для успешной работы над кандидатскими и докторскими диссертациями, оказывать постоянную материальную помощь в проведении научных исследований, публикации их результатов и постановке на защиту диссертационных работ. С учетом практической необходимости поднятия на более высокий уровень существующих в вузах форм совершенствования профессиональной и идейно-политической подготовки профессоров и преподавателей повысить ответственность каждого преподавателя за уровень своего профессионализма.

7. Необходимо организовать в г. Душанбе Институт повышения квалификации преподавателей педагогических дисциплин педагогических вузов, а также восстановить деятельность Республиканского учебно-методического центра.

8. Целесообразно на уровне Правительства республики рассмотреть вопрос о гарантированном финансировании из средств государственного бюджета научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых в вузовских научных учреждениях.

9. В ходе реализации мероприятий по стабилизации экономики и переходу к рынку в Республике Таджикистан необходимо решить вопрос о передаче вузам республики ряда промышленных предприятий, подлежащих разгосударствлению и приватизации, и организации на их базе центров формирования и распространения инноваций. В целях восстановления объемов работ по хоздоговорной тематике вузовским научным учреждениям необходимо разработать и реализовать комплекс мероприятий по переориентации деятельности научных учреждений и их коллективов на проблемы республиканского значения и усиление рекламы перспективных видов научно-техни-

ческой продукции и услуг.

10. Целесообразно приступить к безотлагательной подготовке и переподготовке кадров, занятых в сфере вузовской науки, с целью повышения эффективности проводимой в секторе науки управленческой и научно-организационной деятельности.

11. Основой совершенствования качества учебного процесса и повышения его эффективности должно стать дальнейшее усиление фундаментальной подготовки по общеобразовательным и специальным дисциплинам, мировоззренческая направленность и широкое внедрение в учебный процесс активных форм и методов обучения, укрепление связи научно-исследова-

тельской работы студентов с потребностями общественной практики. Это позволит молодым специалистам в условиях бурного развития научно-технического прогресса ярче воспринимать новые идеи, свободно ориентироваться в них и использовать их в практике организации крупного производства.

12. Следует практиковать создание научных студенческих кружков и секций непосредственно на промышленных предприятиях с целью приобщения студентов к решению научно-производственных проблем и использования материально-технических средств этих организаций в научной работе студентов.

Исследования показали, что вузы республики способны полностью удовлетворять потребности народного хозяйства в специалистах. Что же касается ответственности за правильное распределение выпускников, то вузовским коллективам и общественным организациям необходимо повысить идейно-воспитательную работу в вузах, добиться формирования у студентов высокого гражданского чувства долга за порученное дело, а факультетам и кафедрам усилить связь с предприятиями, осуществлять контроль за явкой выпускников по месту распределения.

Начало нового тысячелетия — новый этап дальнейшего количественного и качественного развития высшего образования в республике, повышения его роли в решении технических, экономических и социальных задач общества. В свете этих проблем центральной задачей высших учебных заведений на современном этапе становится качественный рост подготовки специалистов для народного хозяйства, что в свою очередь требует последовательного внедрения в вузах новых учебных планов и программ, в которых отражались бы новейшие достижения науки и практики.

В заключение отмечаем, что таджикский народ ныне переживает неслыханно тяжелый период своей многовековой истории. Из-за недавней братоубийственной войны, продолжающегося углубления социально-экономи-

ческого кризиса, нестабильности внутриполитической обстановки, резкого падения жизненного уровня населения Республику Таджикистан покинуло около 550 тыс. специалистов. Восполнить эту потерю нелегко, но необходимо. Решение этой большой, ответственной, общегосударственной задачи в огромной мере зависит от напряженного труда вузовских коллективов, дальнейшего совершенствования всей многогранной деятельности высшей школы республики.

Список основных авторских работ, опубликованных по теме диссертации (объем около 90 п.л.).

Монографии, брошюры

Шомурадов Х.Р. Использование элементов народной педагогики в учебно-воспитательном процессе в высших учебных заведениях Таджикистана: Монография. — Душанбе, 1999. — 145 с. (9 п. л.).

Шомурадов Х.Р. История становления и развития системы высшего образования в Республике Таджикистан: Монография. — Душанбе, 2000. —308 с. (19,3 п.л.).

Шомурадов Х.Р. Первому педагогическому университету 70 лет. — Душанбе, 2001. — 160 с. (10 п.л.).

Шомурадов Х.Р. Реформа системы высшего образования в годы независимости Республики Таджикистан: Монография. — Душанбе, 2002. — 159 с. (10 п.л.).

Шомурадов Х.Р. Актуальные проблемы и тенденция развития высшей школы Таджикистана: Монография. — Душанбе, 2003. — 115 с. (7,6 п.л.).

Шомурадов Х.Р., Пирумшоев Х.П. Некоторые аспекты подготовки студентов исторического факультета к профессионально-педагогической деятельности. — Душанбе, 2004. — 35 с. (2,2 п. л., авторских 50 %).

Шомурадов Х.Р. Перспективы развития системы высшего образования. — Душанбе, 2001. — 145 с. (9 п.л.).

Шомурадов Х.Р. Социально-педагогические проблемы развития системы высшего образования в Республике Таджикистан: Монография / МСПИ. — М., 2006. — 245 с. (15,3 п.л.).

Статьи и тезисы

Шомурадов Х.Р. Высшая школа Таджикистана // Известия АН Республики Таджикистан. Отд-ние общественных наук. Сер. Экономика. — 1996. — № 1. — С. 35—43 (0,5 п.л.).

Шомурадов Х.Р. Создание высшей школы в Таджикистане // Известия АН Республики Таджикистан. Отд-ние физико-математических наук. — 1997. — № 4. — С. 22—32 (0,6 п.л.).

Шомурадов Х.Р. Интернациональное воспитание учащихся во внеурочное время // Материалы научно-практической конференции молодых ученых-специалистов, 13—14 апреля 1998 г. — Душанбе, 1998. — С. 25—31 (0,4 п.л.).

Шомурадов Х.Р. Пути совершенствования содержания обучения в вузе // Вестник Таджикского государственного национального университета. — Душанбе, 1999. — № 6. — С. 18—22 (0,3 п.л.).

Шомурадов Х.Р. Высшее образование на современном этапе: проблемы и перспективы // Тезисы докладов 6-й Международной конференции / Центр стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан. — Душанбе, 2000. — С. 25—33.(0,6 п.л.).

Шомурадов Х.Р. Совершенствование концепции учебно-образовательного процесса высшей школы // Тезисы докладов VII Международная конференция / Центр стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан. — Душанбе, 2000. — С. 44—50 (0,4 п.л.).

Шомурадов Х.Р. История высшего образования и педагогической мысли таджикского народа // Вестник Таджикского государственного национального университета. — Душанбе, 2001. — № 4. — С. 25—29 (0,3 п.л.).

Шомурадов Х.Р. К вопросу о реформировании высшей школы // Вестник Таджикского государственного национального университета. — Душанбе, 2004. — № 3. — С. 27—30 (0,3 п.л.).

Шомурадов Х.Р. Гуманизация высшего образования: проблемы и перспективы // Вестник Таджикского государственного национального университета. — Душанбе, 2005. — № 3. — С. 18—22 (0,3 п.л.).

Шомурадов Х.Р. Социально-педагогические проблемы в системе высшего образования Республики Таджикистан // Вестник Таджикского государственного национального университета. — Душанбе, 2005. — № 2. — С. 18—22 (0,3 п.л.).

Шомурадов Х.Р. Социально-экономические аспекты становления и развития высшего образования в Республике Таджикистан // Таджикистан и современный мир. — 2004. — № 2. — С. 14—21 (0,5 п.л.).

Шомурадов Х.Р. Перспективы развития высшего образования Республики Таджикистан // Материалы международного симпозиума. — Душанбе, 2002. — С. 45—54 (0,6 п.л.).

Шомурадов Х.Р. Коррупция в системе образования // Таджикистан и современный мир. — 2004. — № 4. — С. 45—49 (0,3 п.л.).

Шомурадов Х.Р. Проблемы развития высшего образования в годы независимости Республики Таджикистан // Таджикистан и современный мир. — 2005. — № 5. — С. 34—40 (0,4 п.л.).

Шомурадов Х.Р. Исторические предпосылки и социально-педагогические условия становления высшего образования в Таджикистане // Вестник Таджикского государственного национального университета. — Душанбе, 2005. — № 7. — С. 12—14 (0,2 п.л.).

загрузка...