Социально-педагогические проблемы развития системы высшего образования в Республике Таджикистан (историко-педагогический аспект) (05.09.2007)
Автор: Шомурадов Хасан Рузиевич
в высшей школе преобладает лекционная форма обучения; слабо используются проблемные и другие активные формы обучения, не развиты информационные компьютерные технологии обучения; профессорско-преподавательский состав вузов не имеет достаточной квалификации в выборе и использовании новых образовательных технологий. 9. Проблемы взаимодействия вузов со своими выпускниками и сферой их трудовой деятельности, их участие в разработке и реализации программ совершенствования качества подготовки специалистов. Общая характеристика проблемного поля: многие вузы не установили прочных деловых связей со своими выпускниками и сферами их трудовой деятельности; работодатель и выпускники вузов слабо привлекаются к разработке и реализации программ совершенствования качества подготовки специалистов. 10. Проблемы формирования и развития в вузах академической образовательной среды, адекватной современным требованиям к качеству подготовки специалистов с высшим образованием. Общая характеристика проблемного поля: во многих вузах не созданы условия для устойчивого профессионального взаимодействия студентов с преподавателями вузов; кроме лекций и других аудиторных занятий, студенты почти не имеют систематических деловых и творческих контактов с преподавателями; низкий уровень оснащенности деятельности студентов и профессорско-преподавательского состава современными информационными средствами. 11. Проблемы соответствия управленческой культуры в вузах требованиям международных стандартов. Общая характеристика проблемного поля: управленческая культура большинства вузов, включая ее нормативное оснащение, не соответствует современным требованиям. Важнейшим направлением, обеспечивающим реформирование современного общества, как и большинства стран, является совершенствование образовательных систем, что и определяет основные приоритеты обеспечения соответствующего уровня культуры образования. Одно из важных направлений совершенствования высшего образования — это улучшение качественного состава профессорско-препо-давательских кадров, повышение уровня их специальной подготовки, совершенствование педагогического мастерства. Например, в 1996—2006 гг. на 14,6 % возросло число преподавателей с учеными степенями и званиями. Исследования показывают, что высшие учебные заведения существенно улучшили работу по повышению научной квалификации профессорско-преподавательского состава. Новым в деятельности вузов республики стала разработка перспективных планов подготовки докторов и кандидатов наук, осуществляемая через аспирантуру и докторантуру вузов. Особенно заметных успехов добились Таджикский государственный национальный университет, Таджикский медицинский университет имени Абу-али ибн Сино, Таджикский государственный аграрный университет, Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни, в котором профессорско-преподавательский контингент вырос на 25,8 %. Одним из показателей качества работы с педагогическими кадрами в указанный период явилась выработка четкой системы подготовки, переподготовки и повышения их квалификации в крупнейших вузах России. В деятельности вузов важное место занимают вопросы формирования контингента студентов. Увеличение числа обучающихся на дневном отделении потребовало усиления профессиональной ориентации учащихся старших классов средней школы. Эта работа приобрела характер планомерной, постоянной и целенаправленной деятельности вузовских коллективов по укреплению связи со средней школой. Только в 2006 г. на все формы обучения высших учебных заведений было принято свыше 19 тыс. студентов. Исследования показали, что вузы республики ежегодно выпускают более 10 тыс. специалистов. Значительным подспорьем народному хозяйству республики является подготовка специалистов в порядке внеконкурсного целевого приема молодежи Таджикистана в учебные заведения бывших братских союзных республик, что позволило организовать подготовку по 30 новым для Таджикистана профессиям. Повысился идейно-теоретический, научный и методический уровень лекций, лабораторных и семинарских занятий, в учебный процесс внедрены методы проблемного обучения студентов. Введение в учебный процесс промежуточной проверки знаний студентов, системы контроля качества учебно-воспитательного процесса повысило уровень аудиторной и самостоятельной работы студентов, их успеваемость. Значимым было внедрение новых форм и методов организации и проведения учебно-производственной практики студентов с учетом профиля вуза. Все это способствовало углубленному изучению студентами закономерностей развития природы и общества, расширению их политического и культурного кругозора, развитию творческого мышления, потребности в непрерывном обучении. Важным направлением деятельности вузов республики становится укрепление межнациональных и патриотических основ поведения, воспитание активной жизненной позиции будущих специалистов. Высшие учебные заведения Таджикистана, совершенствуя систему трудового и нравственного воспитания будущих специалистов, в своей деятельности стремятся к тому, чтобы современные студенты, а завтрашние специалисты имели широкую научную и практическую подготовку, в совершенстве владели своей специальностью, занимали активную жизненную позицию, были умелыми организаторами и воспитателями масс. Это возможно достичь за счет повышения идейно-теоретического уровня преподавания, улучшения содержания и методики учебного процесса. Ректораты, деканаты и кафедры вузов республики уделяют большое внимание обобщению опыта по совершенствованию форм работы со студентами во внеучебное время. Во всех вузах республики сформирована целенаправленная система комплексного воспитания студентов, в которой важное место занимает школа молодого лектора, массовое участие студентов в третьем трудовом семестре и другие важные и нужные формы работы. Общим недостатком для большинства вузов республики является эпизодичность профориентационной работы, ее методическая необеспеченность, слабая работа с рабочей и сельской молодежью, отсутствие контроля проводимых мероприятий и анализа их результатов. Активный отбор будущих абитуриентов нередко подменяется пассивным рекламированием вузов, недостаточно реализуется нацеленность профориентационной работы на решение кадровых вопросов в отдельных областях республики. Все еще имеются недостатки в приеме студентов, слабые связи вузов с общеобразовательными школами и отделами народного образования, промышленными предприятиями, ассоциациями, совместными зарубежными предприятиями и научно-производственными объедениями и т.д. Отсутствует корреляция между объемами финансирования научных направлений из средств государственного бюджета и темпами подготовки кадров высшей квалификации в рамках этих направлений. Состояние изобретательской и рационализаторской работы в вузовских научных учреждениях остается не на должном уровне. Техническое творчество развивается в основном лишь в вузах, где выполняются научные разработки, финансируемые за счет средств целевого государственного бюджета и поступлений за выполнение хоздоговорных научно-исследовательских работ. Практически не получила своего развития патентно-лицензионная работа. Научно-технический уровень проводимых исследований не всегда отвечает современным требованиям. Информационные службы вузов не работают в области рекламы создаваемой научно-технической продукции. Научные результаты не рассматриваются как завершенный и готовый к использованию информационный продукт. Закрепился дисбаланс между потоками поступающих в вуз информационных материалов и объемом информационного продукта, передаваемого заинтересованным потребителям. Перевод вузовских научных учреждений на новые методы финансирования и хозяйствования практически не повлиял на повышение качества и эффективность выполняемых научных работ. В научных учреждениях не реализованы принципы внутривузовского хозяйственного расчета, не нашли своего места новые формы и методы организации хозяйственной деятельности. Вследствие происходящих в стране экономических и политических реформ резко уменьшился объем работ, выполняемых в рамках хозяйственных договоров. Административно-функцио-нальные подразделения отдельных вузовских научных учреждений не приняли должных мер по переориентации тематики научных исследований на проблемы, стоящие перед народнохозяйственным комплексом республики. Эффективность использования результатов научной деятельности вузовских коллективов, а нередко и характер выбранных научных направлений не отвечают объективным потребностям развития общества. В результате отсутствия должной координации и слабости централизованного управления научно-техническим прогрессом в масштабе республики не получили развитие конкретные направления научных исследований, объективная потребность в которых связана с осуществляемыми в республике экономическими и политическими реформами. Органы управления вузовскими научными учреждениями на местах оказались не готовыми к реализации комплекса задач по использованию имеющегося интеллектуального потенциала в интересах экономического развития высших учебных заведений. Вышеизложенное дает основание высказать некоторые рекомендации, которые, по нашему мнению, будут способствовать в дальнейшем более полному обеспечению народного хозяйства республики высококвалифицированными кадрами науки и техники, улучшению качества их подготовки. 1. Необходимым условием дальнейшего развития высшего образования в Таджикистане является укрепление учебно-материальной базы высших учебных заведений. Для этого, на наш взгляд, нужно в течение 5—10 лет довести площади вузов до нормативов (17 кв. м на одного студента). К финансированию развития вузов активнее привлекать средства отраслевых министерств, для чего необходимо заключить договоры между Министерством образования и отраслевыми министерствами для подготовки кадров специалистов и укрепления базы вузов. 2. В современных условиях повышение эффективности подготовки научно-педагогических кадров во многом определяется подбором кандидатов в аспирантуру. Поэтому с целью привлечения наиболее талантливой научной молодежи целесообразно, видимо, более активно вести поиск абитуриентов в соответствующих профилю вуза научно-исследовательских организациях, промышленных предприятиях, сельском хозяйстве, учреждениях культуры; усилить конкурсный отбор поступающих в аспирантуру. 3. Дальнейшего совершенствования требуют отделы аспирантуры и докторантуры вузов, которые играют роль наиболее надежного и действенного средства планомерного комплектования вузов высококвалифицированными научными и преподавательскими кадрами. В каждом вузе должна быть разработана система подготовки специалистов, включающая в себя индивидуальные планы подготовки, прохождения годичной стажировки в крупных вузах России и зарубежных стран. Вузам республики надо шире использовать международное сотрудничество по подготовке местных кадров через систему соискательства, целевую аспирантуру, стажеров-преподавателей и стажеров-исследователей в крупных вузах стран СНГ. 4. Необходимо обеспечить тщательный подбор научных руководителей аспирантов и докторантов, повысить требовательность к ним, изучить их работу: обобщать и распространять положительный опыт их работы, поощрять лучших из них и лишать права научного руководства лиц, не обеспечивающих своевременный выпуск аспирантов с завершением диссертации; повысить требовательность к ученым советам вузов за аттестацию аспирантов по результатам выполнения индивидуальных планов; принять меры к укреплению научно-педагогической, материально-технической базы ведущих вузов, особенно тех, где готовится большое число аспирантов, оборудовать кафедры и лаборатории этих вузов необходимыми компьютерными техниками для проведения экспериментальных исследований. |