Delist.ru

Социально-педагогические проблемы развития системы высшего образования в Республике Таджикистан (историко-педагогический аспект) (05.09.2007)

Автор: Шомурадов Хасан Рузиевич

законодательно-нормативная фаза высшего образования Республики Таджикистан недостаточно ориентирована на решение проблем качества высшего образования в вузах Республики Таджикистан на всех уровнях его организации и управления;

на государственном уровне: законы, программы, государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, требования к профессорско-преподавательскому составу, требования к студентам и т.п.;

нa вузовском уровне: уставы, программы, требования к преподавателям, студентам, вузовские компоненты и т.п.

2. Проблемы адекватного целеполагания в системе высшего образования по всем уровням организации высшего образования и управления им: от государственного уровня до вузовского, включая уровень «преподаватель — студент».

Общая характеристика проблемного поля:

в целом слабо развит механизм целеполагания в высшей школе;

не сложилась практика регулярного обсуждения концептуально-программных документов, содержащих «модели качества подготовки специалистов» и изменения в них;

слабо привлекаются к разработке таких «моделей» представители сферы труда, выпускники и студенты вузов;

не развита практика разработки сквозных целей по качеству подготовки специалистов в вузах на весь период обучения;

ослаблены требования к качеству подготовки специалистов в вузах и к их распределению;

недостаточно учитываются при формировании целей требования к качеству подготовки специалистов прогрессивные мировые тенденции и лучшие достижения в этой области отечественных и зарубежных вузов-лидеров.

3. Проблемы источников формирования и обновления содержания высшего образования в вузах Республики Таджикистан как важнейший фактор обеспечения качества подготовки специалистов с высшим образованием.

Общая характеристика проблемного поля:

сокращение НИР в вузах;

недостаточно развиты механизмы использования возможностей Интернета как источника содержания высшего образования;

высокий процент устаревшей учебной и научной литературы в вузах, слабая кооперация вузов (в том числе через учебно-методические объединения (УМО) и научно-методические советы (НМС) для решения проблемы источников содержания высшего образования;

недостаточно эффективные механизмы в вузах, стимулирующие обновление содержания образования.

4. Проблемы оценки и мониторинга качества подготовки специалистов в вузах на государственном уровне.

Общая характеристика проблемного поля:

отсутствие соответствующих фондов оценочных средств и технологий для итоговой и поэтапной аттестации студентов (по всем направлениям и специальностям высшего профессионального образования);

не сформирована в высшей школе Республики Таджикистан культура мониторинговых исследований качества обучения специалистов и подготовки по итогам таких исследований ежегодных аналитических докладов.

5. Проблемы соответствия профессорско-преподавательского состава вузов современным требованиям к качеству подготовки специалистов и к преподавательской деятельности.

Общая характеристика проблемного поля:

большая часть профессорско-преподавательского состава вузов по квалификации уже не в полной мере соответствует современным требованиям;

средний возраст профессорско-преподавательского состава старше 60 лет;

нет адекватной реакции на обновление профессорско-преподава-тельского состава — подготовку молодых преподавателей;

низкий уровень материального обеспечения профессорско-препо-давательского состава;

перегрузка профессорско-преподавательского состава (аудиторные занятия, работа в нескольких вузах).

6. Проблема соответствия уровня подготовки абитуриентов вузов Республики Таджикистан требованиям к исходной подготовке студентов как будущих специалистов.

Общая характеристика проблемного поля:

значительная часть выпускников общеобразовательных школ (особенно сельских) по уровню подготовки не отвечает требованиям вузов к абитуриентам;

создание вузами сети подшефных общеобразовательных учебных заведений как «поставщиков» абитуриентов ведет к ущемлению прав учащихся (выпускников) других учебных заведений, не связанных с конкретными вузами;

отсутствие до сих пор общего среднего образования.

7. Проблемы организации учебной деятельности студентов в вузах Таджикистана, адекватной современным требованиям к качеству подготовки специалистов.

Общая характеристика проблемного поля:

сложившееся в высшей школе соотношение аудиторной и самостоятельной работы студентов (в пользу аудиторной) входит все больше в противоречие с современными требованиями к качеству подготовки специалистов;

во многих вузах не созданы современные условия для самостоятельной работы студентов, включая обеспеченность учебной литературой, доступ в Интернет и др.;

в большинстве вузов не организован свободный доступ студентов к информации о требованиях к качеству их подготовки, нет специальных изданий по проблемам системы высшего образования, облегчающих трансляцию этих требований, не развиты компьютерные оценочные и обучающие средства.

8. Проблемы внедрения в вузах адекватных образовательных (в том числе информационных) технологий, обеспечивающих достижение установленных требований к качеству подготовки специалистов.

Общая характеристика проблемного поля:

загрузка...