Социально-педагогические проблемы развития системы высшего образования в Республике Таджикистан (историко-педагогический аспект) (05.09.2007)
Автор: Шомурадов Хасан Рузиевич
законодательно-нормативная фаза высшего образования Республики Таджикистан недостаточно ориентирована на решение проблем качества высшего образования в вузах Республики Таджикистан на всех уровнях его организации и управления; на государственном уровне: законы, программы, государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, требования к профессорско-преподавательскому составу, требования к студентам и т.п.; нa вузовском уровне: уставы, программы, требования к преподавателям, студентам, вузовские компоненты и т.п. 2. Проблемы адекватного целеполагания в системе высшего образования по всем уровням организации высшего образования и управления им: от государственного уровня до вузовского, включая уровень «преподаватель — студент». Общая характеристика проблемного поля: в целом слабо развит механизм целеполагания в высшей школе; не сложилась практика регулярного обсуждения концептуально-программных документов, содержащих «модели качества подготовки специалистов» и изменения в них; слабо привлекаются к разработке таких «моделей» представители сферы труда, выпускники и студенты вузов; не развита практика разработки сквозных целей по качеству подготовки специалистов в вузах на весь период обучения; ослаблены требования к качеству подготовки специалистов в вузах и к их распределению; недостаточно учитываются при формировании целей требования к качеству подготовки специалистов прогрессивные мировые тенденции и лучшие достижения в этой области отечественных и зарубежных вузов-лидеров. 3. Проблемы источников формирования и обновления содержания высшего образования в вузах Республики Таджикистан как важнейший фактор обеспечения качества подготовки специалистов с высшим образованием. Общая характеристика проблемного поля: сокращение НИР в вузах; недостаточно развиты механизмы использования возможностей Интернета как источника содержания высшего образования; высокий процент устаревшей учебной и научной литературы в вузах, слабая кооперация вузов (в том числе через учебно-методические объединения (УМО) и научно-методические советы (НМС) для решения проблемы источников содержания высшего образования; недостаточно эффективные механизмы в вузах, стимулирующие обновление содержания образования. 4. Проблемы оценки и мониторинга качества подготовки специалистов в вузах на государственном уровне. Общая характеристика проблемного поля: отсутствие соответствующих фондов оценочных средств и технологий для итоговой и поэтапной аттестации студентов (по всем направлениям и специальностям высшего профессионального образования); не сформирована в высшей школе Республики Таджикистан культура мониторинговых исследований качества обучения специалистов и подготовки по итогам таких исследований ежегодных аналитических докладов. 5. Проблемы соответствия профессорско-преподавательского состава вузов современным требованиям к качеству подготовки специалистов и к преподавательской деятельности. Общая характеристика проблемного поля: большая часть профессорско-преподавательского состава вузов по квалификации уже не в полной мере соответствует современным требованиям; средний возраст профессорско-преподавательского состава старше 60 лет; нет адекватной реакции на обновление профессорско-преподава-тельского состава — подготовку молодых преподавателей; низкий уровень материального обеспечения профессорско-препо-давательского состава; перегрузка профессорско-преподавательского состава (аудиторные занятия, работа в нескольких вузах). 6. Проблема соответствия уровня подготовки абитуриентов вузов Республики Таджикистан требованиям к исходной подготовке студентов как будущих специалистов. Общая характеристика проблемного поля: значительная часть выпускников общеобразовательных школ (особенно сельских) по уровню подготовки не отвечает требованиям вузов к абитуриентам; создание вузами сети подшефных общеобразовательных учебных заведений как «поставщиков» абитуриентов ведет к ущемлению прав учащихся (выпускников) других учебных заведений, не связанных с конкретными вузами; отсутствие до сих пор общего среднего образования. 7. Проблемы организации учебной деятельности студентов в вузах Таджикистана, адекватной современным требованиям к качеству подготовки специалистов. Общая характеристика проблемного поля: сложившееся в высшей школе соотношение аудиторной и самостоятельной работы студентов (в пользу аудиторной) входит все больше в противоречие с современными требованиями к качеству подготовки специалистов; во многих вузах не созданы современные условия для самостоятельной работы студентов, включая обеспеченность учебной литературой, доступ в Интернет и др.; в большинстве вузов не организован свободный доступ студентов к информации о требованиях к качеству их подготовки, нет специальных изданий по проблемам системы высшего образования, облегчающих трансляцию этих требований, не развиты компьютерные оценочные и обучающие средства. 8. Проблемы внедрения в вузах адекватных образовательных (в том числе информационных) технологий, обеспечивающих достижение установленных требований к качеству подготовки специалистов. Общая характеристика проблемного поля: |