Delist.ru

Социально-педагогические проблемы развития системы высшего образования в Республике Таджикистан (историко-педагогический аспект) (05.09.2007)

Автор: Шомурадов Хасан Рузиевич

Шомурадов Хасан Рузиевич

Социально-педагогические проблемы развития системы высшего образования в Республике Таджикистан

(историко-педагогический аспект)

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

доктора педагогических наук

Рязань – 2007

Работа выполнена на кафедре педагогики Таджикского государственного

педагогического университета имени С. Айни

Официальные

оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Беляева Валентина Александровна

доктор педагогических наук, профессор,

Лельчицкий Игорь Давидович

доктор педагогических наук, профессор

ПОЗДНЯКОВА Оксана Константиновна

Ведущая организация: Коломенский государственный педагогический

институт

Защита состоится 25 сентября 2007 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.212.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина» по адресу: 390000, г. Рязань, ул. Свободы, д. 46, ауд. № 5.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина.

Автореферат разослан «____» ____________________ 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Б.С. Кирьяков

Общая характеристика работы

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что для решения насущных социально-педагогических проблем современного образования необходимо не только научное обоснование, но и взвешенное использование опыта прошлого на основе историко-педагогического изучения состояния целостной системы высшего образования, лучшие элементы которой при условии творческого подхода могут найти применение и сегодня, и в перспективе. Чтобы осуществить использование отечественного опыта высшего образования в интересах сегодняшнего дня, необходимо осмыслить этот опыт, вычленить его теоретическую основу, сравнить его с аналогичными фактами, явлениями и процессами и предложить способы его реализации.

В наши дни социальное, политическое и экономическое значение системы высшего образования в Таджикистане очень велико. Высшее образование приобрело характер весьма диверсифицированной социально-органи-зационной деятельности, от успешности которой зависят ближайшие перспективы развития общества. Стоящая перед вузами задача системной модернизации нуждается в свою очередь в научно-методическом, технологическом и организационном обеспечении. Чтобы ответить вызову времени, высшему образованию приходится уточнять и обновлять свои цели, содержание, методы и организационные формы. Для модернизации высшего образования предстоит разработать и реализовать программу повышения профессионального и социального статуса вузовских преподавателей, программу совершенствования системы их подготовки, программу повышения квалификации, усовершенствования и переподготовки педагогических кадров всех типов и уровней.

Целевые установки, учебный материал в структуре обновляемого высшего профессионального образования должны жестко соответствовать, во-первых, социальным целям и ожиданиям, во-вторых, специфике и структуре рынка труда и престижу различных профессий.

Таджикистан после гражданской братоубийственной войны остро нуждается в молодых педагогических кадрах высшей квалификации, в том числе с ученой степенью. В общеобразовательных школах республики не хватает около 9 тыс. учителей. Ежегодно из-за крайне низкого уровня жизни много педагогических работников уходят из профессии, мигрируют в СНГ.

В решении социально-педагогических проблем и смежных с ними актуальных вопросов, стоящих перед системой высшей школы Таджикистана, весьма значительная роль отводится историко-педагогическим исследованиям, нацеленным на применение позитивного отечественного опыта к современным условиям.

Философия образования как область самосознания педагогики опирается на исторические факты, явления и процессы, чтобы сделать проверенный временем опыт отечественной высшей школы своим надежным эмпирическим базисом. К сожалению, философия истории педагогики еще недостаточно представлена в историографии высшей школы Таджикистана. Между тем потребность в теоретических исследованиях, обобщающих накопленный отечественной школой огромный опыт решения образовательных проблем, особенно в области подготовки национальных кадров высшей квалификации, очень велика.

В диссертации представлен научный анализ исторического опыта строительства и функционирования системы высшей школы Таджикистана, необходимого для определения реальной роли государства, его структур и институтов в подготовке национальных кадров высшей квалификации. Решение этой задачи способствует развитию и совершенствованию образования, приближению целей и задач высшей школы к потребностям общества. Без такого промежуточного подведения итогов невозможна постановка новых задач в интересующей нас сфере деятельности.

Целостному научному осмыслению социально-педагогических проблем в системе высшего образования способствует изучение его особенностей и в послереволюционный период, и в постсоветскую эпоху, поскольку ряд его нынешних социально-педагогических проблем имеет глубокие исторические корни.

Представляет интерес механизм взаимодействия государственной, общественной и частной образовательных инициатив, традиций диверсификации системы подготовки кадров специалистов, поиски решения проблем культурного взаимодействия различных социальных сил и ресурсов в сфере образования. Изучение истории становления и развития системы высшего образования, анализ ее структурных элементов, принципов организации способствует постижению исторических закономерностей в данной сфере.

В настоящей диссертационной работе перечисленные проблемы разрешаются средствами теоретико-исторического, историко-педагогического исследования.

Избранная для исследования тема носит комплексный характер и находится на стыке ряда научных дисциплин: истории таджикского народа, истории образования, философии образования, теории и истории высшего образования, социологии, культурологии и др. С учетом такого подхода правомерно утверждать, что в Таджикистане накоплен огромный пласт информации.

В многочисленных работах, затрагивающих проблемы системы высшего образования, можно выделить исследование следующих вопросов:

Анализ и оценка состояния и развития системы высшего образования и статистические данные (Л.А. Вербицкая, В.М. Зуев, В.Ф. Мануйлов, А.Я. Савельев, Б.А. Сазонов, Е.А. Сергеев, В.И. Степанов и др.);

Стратегия и методология развития целостной системы высшей школы (А.П, Лиферов, В.Л. Матросов, Н.Д. Подуфалов, Г.Н. Сериков, В.А. Слас-тенин, С.Б. Смирнов, И.П. Фирова и др.);

Управление государственными и негосударственными вузами (В.В. Глухов, В.П. Гриднев, Е.А. Лебедева, В.Г. Пищулин, Ю.В. Попов, Ю.М. Сидоркин, О.И. Соколова, Т.Г. Шарухина и др.);

загрузка...