Delist.ru

Инновационный многоуровневый образовательный комплекс на рынке образовательных услуг: теория, методология, практика (05.09.2007)

Автор: Проценко Татьяна Георгиевна

6.2. Методика оценки численности, состава, размещения, движения, обеспеченности кадрами и насыщенности специалистами

6.3. Прогнозирование численности и состава работников, в том числе специалистов потребительской кооперации Камчатской области

Заключение

Библиографический список

Приложения

Основные положения, выносимые на защиту

1. Теоретико-методологические основы образовательных инноваций

Образование служит одним из источников экономического роста страны, поскольку делает более производительным труд каждого отдельного человека и повышает способность к восприятию и использованию на практике инноваций, то есть кадры работают не только производительнее, с использованием более сложных средств труда, но и лучше распоряжаются ресурсами. Более того, инновационное развитие экономики невозможно без высококвалифицированных кадров, которые генерируют новые идеи и осуществляют их реализацию. Следовательно, образование выступает как один из факторов экономического развития, что и обусловливает выделение обществом необходимых и достаточных средств на развитие высшей школы с помощью тех или иных механизмов.

Применительно к экономике образования суммарный эффект от функционирования элементов системы многоуровневого образовательного комплекса не может быть равен простой сумме эффектов от деятельности каждого из элементов этой системы (профильные классы, техникумы или колледжи и их филиалы, вузы, инфраструктура послевузовского образования, центр содействия занятости студентов и выпускников, модели учебно-научно-производственного комплекса и другие). Это эффект от всего многоуровневого образовательного комплекса одновременно и равен сумме общего эффекта каждого элемента системы и приращений эффектов от функционирования каждого элемента системы в отдельности. В свою очередь, суммарная эффективность от деятельности всей системы равна сумме общей эффективности системы и приращений эффективностей каждого элемента системы в отдельности. Эти утверждения имеют важное значение в применении таких основополагающих методологических подходов, как анализ и синтез, отражающих их связь в диалектике познания процессов управления экономикой образования. Поскольку объектом исследования синергетики выступает сложная система (в нашей работе – многоуровневый образовательный комплекс), то в основу решения данной проблемы положен системный анализ. Таким образом, синергетический эффект и эффективность возникают не только от экономии затрат совместного функционирования отдельных элементов системы, но и от доходов каждого из её элементов.

Образование представляет собой социальный институт, включающий в себя множество элементов. В силу наличия многообразных связей между элементами образования как системы она обладает сложной структурой, причём взаимное влияние элементов носит нелинейный характер, а сама система подвержена воздействию внешних факторов (организационных и экономических решений, принимаемых государством, ведомством, социальных и финансовых обстоятельств). В таких условиях эффективность образовательного процесса в значительной степени определяется совершенством организационных форм образования. Именно по этой причине назрела необходимость перехода от экстенсивного пути развития образования к интенсивному, основанному на реорганизации структуры и оптимизации управления. Автором обоснована новая парадигма инновационного профессионального образования – процесса управляемых инновационных знаний как фактора повышения синергетического эффекта, конкурентоспособности за счёт многоуровневости, многопрофильности, корпоративности и территориальной диверсификации образовательных услуг.

Образовательная инноватика – многоаспектная сфера науки, изучающая процессы развития высшей школы, на основе новой парадигмы образования. Наиболее полное определение этой инновации связано с актуально значимыми и системно самоорганизующимися новообразованиями, которые возникают на основе разнообразия инициатив и нововведений. Образовательную инновацию можно разделить на новое знание как продукт научного исследования и образовательную технологию как услугу по новому способу изучения.

Наибольшее распространение имеют инновации в организации учебного процесса и внедрении новых образовательных технологий. Вторая характерная черта – профилизация и специализация. Третья черта образовательных инноваций – непрерывное образование человека в течение всей его жизни как новая глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания. Систему можно представить как единство технологических, экономических, педагогических и организационных нововведений.

В России преимущественно формируются экономические инновации под воздействием инновационных образовательных технологий и развития рыночных механизмов. К ним можно отнести новые механизмы государственного финансирования образования, диверсификацию источников финансирования, студенческое самофинансирование, налоговое стимулирование инвестиций, новые механизмы оплаты труда, экономию от масштаба и интеграции образовательной деятельности. Освоение экономических инноваций происходит в условиях развития рыночных отношений и позволяет усилить конкуренцию в сфере образовательных продуктов и услуг, увеличить число потребителей и спрос, предложение образовательных продуктов и услуг.

Таким образом, образовательная инновация формируется как товар, который невозможно физически измерить, а также воспользоваться без определенного минимума научных знаний, профессиональной компетенции и необходимой информированности, предварительной подготовки. Специфическая черта этого товара - его способность к неограниченной мультипликации доходов при практическом использовании. Любые образовательные инновации основаны на интеллектуальной собственности как товара – будь то учебная или научная информация, изобретения, ноу-хау и т.д., защищенные юридически и проданные их законными владельцами столько раз, сколько найдется на них покупателей.

Для того чтобы образовательная инновация была признана товаром, она должна представлять собой единство потребительской стоимости и стоимости. Одной из главных особенностей инновации в качестве нового знания, по сравнению с другими материальными товарами, - ее нематериальный характер. В отличие от новых материальных продуктов труда инновация как знание не подвержена физическому износу до тех пор, пока она морально не устареет. Потребительная стоимость новых знаний в процессе потребления не поглощается в отличие от новых товаров, а также услуг, потребляемых в процессе производства. Она создается разными видами интеллектуального труда: научным, учебно-методологическим, управленческим и воспитательным. Таким образом, возникает такая комбинация общественных отношений, когда образовательная инновация может стать объектом купли-продажи, то есть превратиться в товар.

Сложнее категория потребительной стоимости образовательных инноваций. Возможность воспроизводства образовательного нововведения с какими-то средними затратами дает основание говорить о процессе формирования стоимости. Наиболее активно ценообразование на образовательные инновации используется во внебюджетной деятельности государственных образовательных учреждений, а особенно – в негосударственных. Здесь выручка от реализации должна, как минимум, покрывать издержки по их производству и реализации. Образование в целом и образовательные инновации в частности мы рассматриваем, во-первых, как товары, поскольку они создаются трудом (имеют стоимость), производятся для других (обладают потребительской стоимостью), поступают в пользование другим лицам посредством купли-продажи, имеют цену. Во-вторых, образование и образовательные инновации являются специфическими товарами – услугами образования и услугами инноваций. Понимая различия товара и услуги, мы рассматриваем образование и инновации в более широком смысле, поскольку для рыночного хозяйственно-финансового управления в большей мере применима расширительная категория услуги как товара и связанные с ней параметры стоимости, цены, размеров и сроков поступления доходов в учебные заведения, структуры их расходования, системы налогообложения, то есть всего того, что связано с денежным выражением стоимости образовательной инновации.

Что касается модели инновационного процесса в учебном заведении, то мы его рассматриваем с позиций услуг образовательных инноваций (педагогических, технологических, информационных и т.д.), поэтому в последующем тексте диссертации применительно к образованию и образовательным инновациям будут использованы категории «товар» и «услуги» в зависимости от проблемы, решаемой в каждом конкретном случае. Таким образом, в нашем понимании образование и образовательные инновации выступают самостоятельной подсистемой, аккумулирующей в себе свойства товара и услуги. В инновационном образовательном учреждении управление спросом и предложением на образовательные инновации, сбалансирование затрат и доходов приобретает первостепенное значение.

2. Образовательные инновации в системе рыночных отношений

Понятие «рынок образовательных инноваций» многогранно. По мере развития производства и обращения новых интеллектуальных продуктов-услуг в образовательной сфере наполнение этого понятия неоднократно менялось.

В результате углубления разделения труда преподавателей и развития товарного характера образовательных услуг понятие «рынок образовательных инноваций» стало пониматься не как какая-нибудь площадка в виде территории учебного заведения, исследовательского центра, лаборатории или выставки, а в целом как научно-производственный комплекс, где отношения покупателей и продавцов образовательных новшеств свободны, цены выравниваются. В таком определении рынка образовательных инноваций сохраняется пространственная его характеристика. Возникает новое понимание рынка образовательных инноваций как формы товарного обращения интеллектуальной продукции, в том числе современный рынок новых методов и методик образования как технологий образовательного процесса. Они представляют собой рынки новых образовательных технологий. Если рассматривать рынок образовательных инноваций со стороны субъектов рыночных отношений, то возникают новые определения рынка как совокупности покупателей и продавцов новшеств или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любой образовательной услуги как нового товара.

Но и это всего лишь одна сторона рынка, так как при данной характеристике не охватывается вся совокупность субъектов рыночных отношений (производителей, потребителей, и посредников), не включаются отношения производства, распределения, потребления новшеств. Вышеуказанный аспект важен. «Рынок образовательных инноваций» расширяется до понимания его как элемента воспроизводства образовательного продукта и человеческого капитала.

Рынок образовательных инноваций рассматривают также как систему общественных связей между субъектами образовательной деятельности (преподавателями, консультантами, лаборантами, методистами и студентами, слушателями и работодателями как потребителями). Хозяйственные связи в товарной форме, осуществляемые посредством рынка, можно охарактеризовать как взаимные соглашения обменивающихся сторон, свободным выбором партнеров, конкуренцией.

Можно выделить еще одно понимание рынка образовательных инноваций – как общественной формы организации и функционирования образовательной продукции в экономике, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления образовательной продукции с помощью посреднических институтов, регулирующих образовательную деятельность преподавателей как производителей новшеств и потребителей нововведений в лице работодателей. То, что рынок образовательных инноваций включает не только отношения купли-продажи новшеств, но и социально-экономические отношения (собственности, производства, распределения, потребления и т. д.), а также организационно-экономические отношения (различные конкретные формы организации рынка инноваций и т. д.), дает основание рассматривать его в функционирующей социально-экономической системе как самостоятельную подсистему.

Таким образом, рынок образовательных инноваций понимается широко: как система товарного обмена и совокупность продавцов и покупателей, как форма экономических отношений между владельцем образовательной услуги в виде интеллектуальной собственности и покупателем права владения, пользования и распоряжения, в результате чего происходит продвижение и реализация новых образовательных продуктов во всех сферах экономики.

Рыночные отношения в функционировании образовательных инноваций объективно необходимы. Они вызваны теми же причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства. Это общественное разделение труда (преподаватели, научные работники и т.д.); экономическая обособленность рыночных субъектов платного образования, вызванная наличием разных форм собственности; тесная связь с рынками мировой интеллектуальной собственности и зарубежными системами образования по интеллектуальному обмену; потребность выхода национальной информационной системы в мировое рыночное экономическое пространство для ее дальнейшего развития.

Рыночная инфраструктура инновационного взаимодействия в образовательной сфере должна способствовать созданию условий, стимулирующих развитие платежеспособного спроса на подготовку и переподготовку кадров, на получение дополнительного образования, и, таким образом, формирование дополнительных источников финансирования сферы образовательных услуг.

Стратегическая проблема перевода экономики России на инновационный путь развития требует создания необходимых условий для интеграции образования, науки и бизнеса, так как инновационная экономика основана на получении и применении новых знаний и новых технологий.

Профессиональное образование инновационного типа – это формирование взаимосвязей и регионально распределенной сети университетских инновационных центров (университетских комплексов) на базе интеграции науки, образования и бизнеса, обеспечивающих качественную и масштабную многоуровневую подготовку инновационно-ориентированных специалистов на основе единого процесса генерации, распространения и применения новых знаний в образовательной, научно-технической и инновационной сферах.

На взгляд автора, в России ещё не созрели на сегодняшний момент условия для однозначного решения этого вопроса. Не созданы необходимые предпосылки, например, инновационная инфраструктура, полноценная законодательная база. Отсутствует реальный венчурный капитал. В российской промышленности всё ещё не востребованы инновации. Очевидно, что данное направление использования результатов интеллектуальной собственности является перспективным, но желаемый результат может быть получен при условии комплексного решения проблемы.

Проблема интеграции науки и образования позволяет осуществить достаточно радикальный переход от учебно-образовательного процесса к научно-образовательному процессу, преобразовать структуру изучения учебной дисциплины в структуру научного исследования, которая является оптимальной для развития творческих способностей студентов и профессионализма преподавателей. При этом подчёркивается, что российская высшая школа исторически выросла именно на основе последовательного осуществления принципа единства учебной и научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов, поэтому неверно было бы утверждать, что интеграционные процессы в России начались с реализации Болонского процесса и являются для российского образования новыми. Представляется целесообразным рассмотреть инновационную парадигму образования, её ресурсное обеспечение и принципиальные отличия от традиционной парадигмы, одновременно проанализировать механизмы, обеспечивающие конкурентоспособность инновационного многоуровневого образовательного комплекса в условиях субфедерального образовательного пространства.

3. Инновационная парадигма образования

Парадигма образования, сложившаяся в предыдущие эпохи, в основе своей предполагала установку на формирование знаний, умений и профессиональных навыков, которые были относительно стабильными, стандартизированными. Это предопределяло репродуктивный характер процесса обучения. Парадигма такого образовательного процесса предстает как субъект – объектная.

Показателем образовательной услуги в этом случае является объем знаний, которые ориентированы на определенную скорость развития экономики. Знания, умения и навыки не должны морально устареть за время обучения и тот отрезок времени, когда происходит окупаемость затраченных на обучение средств. Если в рамках традиционной образовательной парадигмы качественному воздействию подвергались знания, умения и навыки студента, то инновационная парадигма образовательного процесса такому воздействию подвергает самого студента и становится субъект-субъектной. Объектом воздействия в ходе оказания образовательной услуги во втором случае становятся не знания, а сам студент, а потребителем ее становятся, как правило, предприятия, организации, учреждения и государство. Критерием эффективности образовательной услуги служит соответствие специалиста параметрам, заданным заказчиком.

Ресурсами инновационной деятельности образовательного учреждения выступают человеческий капитал, материально-техническое обеспечение, современные технологии, включая информационные, телекоммуникационные и компьютерные, финансовые ресурсы, управленческие инновации. Под влиянием современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в условиях развития рынка в сфере образования формируется новая модель инновационных учебных заведений, где объединяются традиционное образование и другие организационные формы. Автор приходит к выводу, что инновационные формы образовательных учреждений – это учебные заведения, которые реализуют образовательные инновации как новое и постоянно обновляемое знание (научные инновации), создают новое поколение учебно-методического обеспечения образовательного процесса (современные гибкие педагогические технологии), используют новые формы организации образования (управленческие инновации: менеджмент и маркетинг отношений) на основе новейших информационных технологий, индекс соответствия инновационности которых превышает критерии государственной аккредитации.

Реализация образовательной услуги предполагает выделение системы критериев и показателей их оценки. При этом критерии выступают в роли гаранта объективности, доверия, ответственности и надёжности формируемой системы обеспечения качества. Такой подход позволяет выявить степень соответствия достигнутого качества требованиям, предъявляемым к образовательным услугам, определить их конкурентные преимущества на региональном рынке. Поскольку качество подготовки специалиста для инновационной экономики – многосубъектная категория, то в процессе разработки критериальной системы его оценки наиболее целесообразным является рассмотрение всех видов деятельности учебного заведения, преподавателей и обучающихся. Для объективной оценки необходимо сформулировать признаки инновационности, отобрать показатели, их характеризующие, и установить критерии соответствия фактических показателей критериальным (пороговым) значениям, соответствующим понятию «инновация». Знакомство с опытом работы учебных заведений России, в том числе и кооперативных учебных заведений, позволяет выстроить шкалу оценочных признаков, показателей и критериев их деятельности для характеристики уровня инновационности. Анализ нормативных источников свидетельствует, что в настоящее время признаки, показатели и критерии инновационности находятся в стадии разработки.

Под признаками инновационного образовательного учреждения мы понимаем отражение одной из сторон инноваций, совокупность которых обеспечивает конкурентоспособное экономическое и социальное развитие.

В качестве показателей используются количественные характеристики, выраженные абсолютными величинами, превышающие их пороговые значения, достаточные для обеспечения инновационного развития. Предлагаемая система признаков, показателей и критериев инновационности образовательного учреждения не претендует на полную завершенность и полную самостоятельность. В её основу положены критериальные показатели Министерства образования и науки, Федеральная целевая научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и технологий на 2002-2006 годы», мировой рейтинг 200 университетов 2004-2005 года. При выборе критериев автор руководствовался также собственным опытом руководства учебным заведением и собственной экспертной оценкой возможности достижений отдельных позиций. Признаки, показатели и критерии инновационного образовательного учреждения представлены по блокам: общие, качественный состав педагогических кадров, научная деятельность, информационное, учебно-методическое и материальное обеспечение (табл. 1).

Таблица 1

Признаки, показатели и критерии

инновационного образовательного учреждения

загрузка...