Delist.ru

Методология, теория и практика социальной защиты детства в современной России (в контексте гуманистической парадигмы образования) (05.09.2007)

Автор: Поддубная Татьяна Николаевна

Р Средний показатель профессио-нальной компетентности, ОЗП

Оптимальный 69,6 21,7 24,9 21,7 34,5

Допустимый 24,0 52,5 42,6 51,2 42,6

Критический 6,4 23,5 29,0 25,3 21,0

Недопустимый - 2,3 3,5 1,8 1,9

Количественные показатели позволяют обнаружить некоторые тенденции, сложившиеся до начала формирующего эксперимента: преобладание оптимального уровня личностных и социальных компетенций (69,6%), допустимого уровня теоретических (52,5%), профессионально-практических (42,6%) компетенций и результативности деятельности (51,2%). В целом, результаты констатирующего эксперимента демонстрируют допустимый уровень профессиональной компетентности студентов в области социальной защиты детства, что во многом объясняется общепрофессиональной подготовленностью студентов 3-х курсов. В таблице 6 приведены сравнительные данные результатов констатирующего эксперимента контрольных и экспериментальной групп.

Таблица 6

Сравнительные результаты констатирующего эксперимента

(средние показатели профессиональной компетентности в области социальной защиты детства, %)

Уровни профессиональной компетентности ЭГ КГ1 КГ2

Оптимальный 34,5 72,6* 34,3**

Допустимый 42,6 23,4* 42,2**

Критический 21,0 4,0* 21,5**

Недопустимый 1,9 0** 2,1**

* при p<0,05.

** при p>0,05.

Как видно из таблицы 6, в начале эксперимента профессиональная компетентность студентов экспериментальной группы достоверно ниже, чем у практических работников (p<0,05), за исключением недопустимого уровня (p>0,05), и статистически значимо не отличалось от профессиональной компетентности студентов, обучающихся по стандартной программе (p>0,05). Подтверждением эффективности разработанной нами программы являются результаты контрольного эксперимента (табл. 7).

Таблица 7

Профессиональная компетентность ЭГ в области социальной защиты детства

(контрольный этап эксперимента, %)

Уровни профессиона-льной компетентности Личностные

и социальные компетенции,

Л Теоретичес-кие компе-тенции,

Т Профессионально-практические компетенции,

Д Результатив-ность деятельности,

Р Средний показатель профессио-нальной компетентности, ОЗП

Оптимальный 79,7 62,0 58,5 49,8 62,5

Допустимый 20,3 22,3 27,7 37,8 27,0

Критический - 15,7 13,8 12,4 10,5

Недопустимый - - - - -

При сравнении результатов констатирующего и контрольного этапов исследования можно заметить, что студенты, прошедшие формирующий эксперимент, значительно улучшили свои показатели по всем критериям на оптимальном и допустимом уровнях (p<0,05). Несмотря на то, что по недопустимому уровню количество студентов достоверно не изменилось, а по критическому изменилось на 1%-ном уровне значимости, достоверное увеличение количества студентов с оптимальным и допустимыми уровнями компетентности можно считать важным позитивным итогом формирующего эксперимента.

Для подтверждения эффективности экспериментальной программы и более наглядного представления ее результатов в конце эксперимента было осуществлено сравнение показателей ЭГ с аналогичными показателями КГ1 и КГ2. При этом мы воспользовались уже имеющимися показателями практических работников социальной сферы (КГ1) (табл. 6) и провели повторное оценивание студентов в КГ2 и ЭГ. Сравнение результатов контрольного этапа эксперимента отражено в таблицах 8–9.

Таблица 8

Сравнительные результаты ЭГ и КГ1 (контрольный этап, %)

Уровни профессиональной компетентности Средние показатели профессиональной компетентности Р

ЭГ КГ1

Оптимальный 62,5 72,6 p>0,05

Допустимый 27,0 23,4 p>0, 05

Критический 10,5 4,0 p>0,05

Недопустимый - - p>0,05

загрузка...