Delist.ru

Методология, теория и практика социальной защиты детства в современной России (в контексте гуманистической парадигмы образования) (05.09.2007)

Автор: Поддубная Татьяна Николаевна

Развитию субъект-субъектных отношений способствовали активные методы обучения (деловые игры, создание проблемных ситуаций, диалоги, диспуты, социально-педагогическое проектирование, ролевое взаимодействие и т.п.). Соответственно тематике программы создавались проблемные группы по исследованию определенных вопросов на региональном и муниципальном уровнях, в пределах учреждения социально-педагогической инфраструктуры, семьи. В программе использовались и традиционные методы обучения (лекции), которые проводились не только в аудитории, но и на предприятиях с привлечением квалифицированных специалистов. Параллельно с теоретическим курсом студенты овладевали практически навыками работы во время прохождения практик. Данная программа реализовывалась и во внеучебное время в рамках деятельности студенческого клуба «Социальные инициативы», руководителем которого является автор диссертации.

В основу формирующего эксперимента легла авторская программа подготовки специалистов к деятельности по социальной защите детства, которая реализовывалась начиная с 3-го курса (когнитивно-коммуникативный этап). Для изучения динамики профессиональной компетентности студентов в области социальной защиты детства нами были сформированы экспериментальная (ЭГ) и две контрольные (КГ1, КГ2) группы. В ЭГ вошли студенты 3-го курса отделения социальной педагогики Адыгейского госуниверситета и факультета социальной работы Российского государственного социального университета (филиала в г. Майкопе)), в КГ – студенты отделения социальной педагогики Адыгейского госуниверситета (филиал в г. Апшеронске) и факультета социальной работы Южно-российского государственного университета экономики и сервиса (г. Шахты), представительство в г. Майкопе, обучающиеся по стандартной программе (КГ2), и дипломи- Специальность 031300 Специальность 350500

«Социальная педагогика» «Социальная работа»

Рис. 3. Модель междисциплинарной интеграции учебных планов специальностей 031300 «Социальная педагогика и 350500 «Социальная работа» по подготовке специалистов к деятельности по социальной защите детства

рованные практические работники учреждений социально-педагогической инфраструктуры детства (КГ1). При определении критериев и уровня профессиональной компетентности специалистов в области социальной защиты детства мы опирались на понятие профессионализма деятельности Н.В. Кузьминой, определяющей его как «качественную характеристику субъекта деятельности, определяемого мерой владения им современным содержанием, современными средствами решения профессиональных задач», а также на понятие профессиональной компетентности социального педагога М.А. Галагузовой (с соавт.), которые включают в это понятие единство теоретической и практической готовности к осуществлению социально-педагогической деятельности, характеризующее его профессионализм. В нашем исследовании оценка профессиональной компетентности социальных педагогов и социальных работников давалась по ее реальным результатам с учетом анализа самого процесса данной деятельности, а также мнения клиентов, коллег, работников учреждений социально-педагогической инфраструктуры, в которых проходили практику студенты. Основываясь на теоретических обоснованиях компетентностного подхода в образовании (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова), а также, учитывая имеющиеся разработки других специалистов (П.А. Шептенко, Г.А. Воронина, С.Д. Чиганова), были определены критерии и показатели профессиональной компетентности социальных педагогов и социальных работников в области социальной защиты детства (табл. 4)

Таблица 4

Критерии и показатели профессиональной компетентности социальных педагогов и социальных работников в области социальной защиты детства

Критерии Показатели

Личностные и социальные компетенции - гуманистическая профессиональная направленность (осознание самоценности человеческой личности; признание благополучия ребенка, его личностного роста целью и назначением своей профессиональной деятельности; осознанное принятие собственной профессии, понимание ее значимости, личностного смысла и самосовершенствования);

- уровень общей культуры (профессионально-познавательные мотивации, интеллигентность, обладание научно-гуманистическим мировоззрением; эрудиция; умение анализировать современную социально-экономическую и политическую ситуацию);

- социальная зрелость (патриотизм, высокая гражданская ответственность и активная гражданская позиция, способность строить свой образ жизни с ориентацией на законы и общественные нормы, стремление помогать окружающим);

- коммуникативные качества (диалоговая культура, готовность обеспечивать субъектную позицию клиента и др.);

- организаторские способности (организованность, ответственность, деловитость, инициативность и др.);

- рефлексивно-аналитические качества (отзывчивость, эмпатия, рефлексия, самокритичность);

- креативность (профессиональное творчество на практике, потребность в постоянном профессиональном творческом поиске);

- состояние психического и физического здоровья (хорошее физическое и психическое здоровье, эмоциональная устойчивость, самообладание, владение методами саморегуляции, саморелаксации).

Теоретические компетенции - общепрофессиональная эрудиция (знание основ теории социальной педагогики, социально-педагогической деятельности, владение системой знаний о содержании, методах и формах социальной работы с семьей, различными категориями населения);

- научная эрудиция (систематический поиск новой информации, научная доказательность и аргументированность ответов, владение научными понятиями, интеграция социально-педагогических знаний с другими науками, самостоятельный поиск технологий помощи);

- специализированная эрудиция (знание особенностей объектов и субъектов социальной защиты детства, основ социальной защиты детства, нормативных правовых актов, регулирующих защиту материнства, отцовства и детства, особенностей социальной защиты отдельных категорий детей).

Профессиона-

льно-практические

компетенции - реализация диагностической функции (владение на практике диагностическими методиками, умение выявлять индивидуально-психологические, личностные особенности клиента, его «проблемное поле», умение ставить «социальный диагноз», находить причинно-следственную связь и др.);

- реализация прогностической функции (программирование и прогнозирование процесса социальной защиты, планирование собственной деятельности и др.);

- реализация коммуникативной функции (активизация деятельности объектов социальной защиты детства в решении проблем детей, деловые и личностные контакты и др.);

- реализация координационно-организационной функции (организация мероприятий, акций по защите детства, межведомственного взаимодействия по решению проблем клиентов, консолидация деятельности субъектов социальной защиты детства, вовлечение общественности в программы социальной защиты детей);

- реализация охранно-защитной функции (применение комплекса правовых норм, направленных на защиту прав и интересов детей, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности к лицам, совершающим противоправные действия в отношении детей, взаимодействие с субъектами социальной защиты детства);

- взаимодействие с клиентами (умение построить оптимальные взаимоотношения с детьми и семьями на основе сотрудничества, определять социальную ситуацию ребенка, подбирать адекватные технологии оказания конкретной помощи ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, организация просвещения семей и детей в вопросах их социальной защиты);

Результатив-ность деятельности - развитие у ребенка (группы детей) социальной компетентности: личностный рост (повышение мотивации, активная субъектная позиция, положительная динамика личностного развития ребенка, ответственность, заинтересованность, способность к сопереживанию, сотрудничеству); включенность в различные виды внеучебной деятельности (клубы, кружки, секции, детские и молодежные объединении, участие в КТД и т.д.);

- высокий уровень оказания социально-педагогической поддержки ребенку (удовлетворенность клиента (родителей, лиц, их заменяющих) оказанной помощью, адекватность содержания, форм, методов помощи и поддержки, своевременная разработка и действенность программы социальной защиты, и др.);

- социальная защищенность каждой личности в микросоциуме (правовое обеспечение учреждений социально-педагогической инфраструктуры, реализация программ социально-педагогической поддержки, наличие социальных служб и др.);

- социально-психологическая обстановка в учреждениях социально-педагогической инфраструктуры (благоприятная социально-психологическая обстановка, эмпатийное отношение к клиентам, социальная ответственность работников учреждений, своевременное выявление детей, нуждающихся в помощи и др.).

Определение профессиональной компетентности будущего специалиста в области социальной защиты детства осуществлялось в соответствии с уровнями ее проявления (оптимальный уровень (9-10 баллов), допустимый уровень (6-8 баллов), критический уровень (4-5 баллов) и недопустимый уровень (0-3 балла) по методике П.А. Шептенко и Г.А. Ворониной (в модификации Т.Н. Поддубной). С целью установления статистических связей между переменными мы воспользовались расчетом t-критерия Стьюдента по методу выборочных долей. Обобщая количественные данные и приведя их к средним значениям, мы выявили следующие соотношения показателей ЭГ на констатирующем этапе эксперимента, представленные в таблице 5.

Таблица 5

Профессиональная компетентность студентов (ЭГ) в области

социальной защиты детства (констатирующий этап эксперимента, %)

Уровни профессиона-льной компетентности Личностные

и социальные компетенции,

Л Теорети-ческие компетен-ции,

Т Профессионально-практические компетенции,

Д Результатив-ность деятельности,

загрузка...