Delist.ru

Методология, теория и практика социальной защиты детства в современной России (в контексте гуманистической парадигмы образования) (05.09.2007)

Автор: Поддубная Татьяна Николаевна

Интегральный показатель демографии

Изуче-ние официа-льной доку-мента-ции

Определяется целесообразность прове-дения мероприятий, направленных на стимулирование рождаемости; путей со-вершенствования семейного воспитания, стимулирования мероприятий устрой-ства детей в семьи, а также направлен-ных на первоочередное трудоустройство лиц, имеющих детей, временное трудо-устройство подростков.

Интегральный показатель здоровья

Проведение оздоровительных меро-приятий и пропаганды здорового образа жизни; доступности бесплатной и квали-фицированной медицинской помощи, средств ранней диагностики, реабили-тационных мероприятий и т.п.

Интегральный показатель питания

Определяется целесообразность пере-смотра обеспеченности новорожденных детским питанием, а также системы пи-тания в образовательных учреждениях.

Интегральный показатель учреждений социально-педагогической инфраструк-туры

Оценивается целесообразность увеличе-ния (уменьшения) количества учреж-дений социально-педагогической ин-фраструктуры, пересмотра норм соци-ального обслуживания, повышения эф-фективности их функционирования, в т.ч. материально-технического и кадро-вого обеспечения, а также проведение мероприятий, повышающих ответствен-ность персонала данных учреждений.

Интегральный показатель материального положения

Определяется целесообразность пере-смотра величины пособий, предоставле-ния дополнительных льгот семьям с де-тьми; определение необходимости изы-скания дополнительных источников финансирования.

Интегральный показатель криминальных проявлений

Проведение мероприятий, направлен-ных на профилактику девиантного поведения, преступности несовершен-нолетних; определяется необходимость проведения мероприятий по улучшению семейного воспитания, профилактике семейных конфликтов, повышению ответственности родителей за воспита-ние детей, а также выявление детей, находящихся в особо опасном положении.

II Блок. Удовлетворенность социальной защитой детства

Параметры (показатели) измерения Мето-ды полу-чения инфор-мации Вопросы-индикаторы, с помощью которых можно оценить мнение субъектов социальной защиты детства Решения, которые могут быть приняты по результатам опроса

1.Информированность родителей (специа-листов) о системе со-циальной защиты дет-ства в регионе

Определяется целесообразность про-ведения мероприятий, направленных на повышение информированности родителей о сущности социальной защиты детей в регионе.

2.Характер потреб-ности детей в соци-альной защите

Определяется целесообразность про-ведения мероприятий, направленных на популяризацию социальной защиты детства.

3.Доступность и сво-евременность мероп-риятий по социальной защите детей

Выявление источников повышения доступности и своевременности ме-роприятий по социальной защите детей.

4.Наличие (отсут-ствие) квалифициро-ванных специалистов по социальной защите детства

Повышение профессиональной ком-петентности специалистов по соци-альной защите детства.

5.Степень доверия специалистам по социальной защите детства

Определение путей повышения до-верия специалистам по социальной защите детства.

6.Эффективность ме-роприятий по социальной защите детства

Выявление направлений совер-шенствования мероприятий по социальной защите детей.

III Блок. Социальная компетентность субъектов гуманистического образования

Критерии социальной компетентности Диагностические методики Решения, которые могут быть приняты по результатам диаг-ностики

П1 - наличие у подростка препятствий в удовлетворе-нии базовых потребностей;

П2 - наличие у подростка препятствий в удовлетворе-нии потребности в безопасности;

П3 - наличие у подростка препятствий в удовлетворе-нии потребности в общении и сопричастности;

П4 - наличие у подростка препятствий в удовлетворе-нии потребности в уважении и самоуважении;

П5 - наличие у подростка препятствий в удовлетворе-нии потребности в самоактуализации.

Методика оценки социальной компетентности подростка Е.Н. Дроновой Выявление «мише-ней» социально-пе-дагогической под-держки и разработка в соответствии с ними технологии данной деятельности.

В пятой главе «Социально-педагогическое обеспечение региональной модели социальной защиты детства» представлен авторский подход к социально-педагогическому обеспечению региональной модели социальной защиты детства как главнейшему условию ее реализации в гуманистической парадигме образования, а также результаты опытно-экспериментальной работы. В ходе опытно-экспериментальной работы были научно обоснованы, разработаны и апробированы субмодели региональной модели социальной защиты детства – модель подготовки будущих специалистов к деятельности по социальной защите детства (социальных педагогов и социальных работников) и модель социально-педагогической поддержки ребенка субъекта гуманистического образования и объекта социальной защиты, представляющие педагогический аспект рассматриваемой проблемы.

Процесс модернизации современного образования, проявляющийся в смещении вектора доминирующей гуманистической образовательной парадигмы со знаниевого (преимущественной трансляции и освоения знаний, умений, навыков) на компетентностный подход (создание условий для овладения комплексом компетенций, способствующих формированию определенных качеств личности), обусловил формирование профессиональной компетентности будущих специалистов социально-педагогической инфраструктуры. Рассмотрение проблемы реализации компетентностного подхода в аспекте социальной защиты детства в гуманистической парадигме образования выступает приоритетной целью подготовки квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля к деятельности по социальной защите подрастающего поколения. В процессе формирующего эксперимента была разработана и апробирована модель подготовки студентов – будущих социальных педагогов и социальных работников – к осуществлению данной деятельности. Основными компонентами модели выступили ее содержательное (программное обеспечение, критерии, показатели и уровни сформированности профессиональной компетентности специалистов), процессуальное (этапы подготовки студентов к деятельности по социальной защите детства) и методическое (формы, методы, содержание учебной деятельности) обеспечение. Содержательной канвой модели выступила программа подготовки студентов к деятельности по социальной защите детства. Цель данной программы заключалась в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов в области социальной защиты детства. Основу программы составил междисциплинарный интегративный подход в процессе преподавания определенных гуманитарных дисциплин по специальностям 031300 «Социальная педагогика» и 350500 «Социальная работа». Организация образовательного процесса, направленного на подготовку будущих специалистов к деятельности по социальной защите детства в социокультурных условиях Республики Адыгея легла в основу процессуального компонента и осуществлялась поэтапно (рис. 3):

- первый этап – мотивационный (1-2 курсы). Это начальный этап, ориентированный, прежде всего, на знакомство студентов со спецификой профессиональной деятельности социального педагога и социального работника. Данный этап реализуется в рамках дисциплин «Введение в профессию», «Социальная педагогика» (специальность 031300 «Социальная педагогика»), «Введение в профессию», «Теория социальной работы» (специальность 350500 «Социальная работа»), закладывая основы профессиональной мотивации специалиста социально-педагогической инфраструктуры;

- второй этап – когнитивно-коммуникативный (3-4 курсы) – ориентирован на развитие компетенций познавательной деятельности, коммуникативных навыков, формирование знаниевого компонента профессиональной деятельности в сфере социальной защиты детства. Данный этап реализуется в цикле дисциплин предметной подготовки: «Методика и технология работы социального педагога», «Основы социальной работы», «Управление системой социальной защиты детства» (специальность 031300 «Социальная педагогика»), «Технология социальной работы», «Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы», «Социальная работа с детьми и подростками по месту жительства» (специальность 350500 «Социальная работа»). Эти дисциплины являются базовыми при подготовке специалистов к деятельности по социальной защите детства, определяя направления, содержание, формы и методы их работы в учреждениях социально-педагогической инфраструктуры. Второй этап выделяется нами в качестве основного этапа профессиональной подготовки специалистов к деятельности по социальной защите детства;

- третий этап – креативно-деятельностный (5 курс) – завершающий этап, предполагающий формирование навыков самостоятельного поиска решения социальных проблем клиентов, профессиональное творчество на практике, творческое применение полученных знаний и имеющегося опыта, предвидение перспектив. Реализуется в рамках профессиональных дисциплин и дисциплин специализации: «Социальная служба в школе», «Основы психологии семьи и семейного консультирования» (специальность 031300 «Социальная педагогика»), «Прогнозирование и моделирование в социальной работе», «Актуальные проблемы теории и практики социальной работы» (специальность 350500 «Социальная работа»).

загрузка...