Delist.ru

Методология, теория и практика социальной защиты детства в современной России (в контексте гуманистической парадигмы образования) (05.09.2007)

Автор: Поддубная Татьяна Николаевна

- современные концепции социальной защиты детства (В.М. Алиева, А.В. Дзюбан, Л.В. Касава, Л.И. Куднозерова, Л.Л. Мехришвили, В.Я. Михайлов, Е.М. Рыбинский, А.В. Скоч, Е.Е. Чепурных и др.);

- концепции педагогической (О.С. Газман, А.В. Иванов, Н.Н. Михайлова, С.И. Юсфин) и социально-педагогической поддержки и защиты детей (В.Г. Бочарова, Г.А. Воронина, О.С. Газман, А.В. Иванов, Р.А. Литвак, Т.В. Лодкина, Л.Я. Олиференко, О. Прохорова, П.А. Шептенко и др.);

- концепции социальной службы помощи (С.В. Астраханцева, И.В. Дубровина, В.А. Иванников, Н.С. Пряжников, Ю.Е. Пряжникова, А.С. Ткаченко и др.);

- идеи поликультурного образовательного пространства (Е.В. Бондаревская, В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк и др.);

- научные теории: в области методологии и теории педагогических исследований (В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, З.К. Меретукова); теории педагогической антропологии (Б.М. Бим-Бад, В.Н. Горовая, Л.В. Лидак, В.И. Максакова, Л.Л. Редько, Л.Ф. Савинова, Е.Н. Шиянов и др.); теории социализации личности (И.С. Кон, И.Б. Котова, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, Е.Н. Шиянов и др.); теории педагогических и социальных систем (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревская, П.И. Карташов, С.В. Кульневич, Т.В. Лодкина, И.А. Рудакова, Л.Ф. Спирин и др.); теории формирования у будущих педагогов готовности к профессиональной деятельности (В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.);

- ведущие исследования в области методологии и теории социальной педагогики (В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, Т.В. Лодкина, А.В. Мудрик, В.А. Никитин, М.М. Плоткин, Е.Н. Сорочинская и др.) и социальной работы (И.А. Зимняя, П.Д. Павленок, А.М. Панов, А.С. Сорвина, М.В. Фирсов, Е.И. Холостова и др.);

- педагогические основы социальной работы с детьми и семьей (В.Г. Бочарова, В.Н. Гуров, Н.Ф. Дивицына, Е.В. Камышова, М.С. Мартынова, П.Д. Павленок, А.М. Панов и др.);

- философские и педагогические положения о жизненных ценностях и смыслах (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Н.А. Асташкова, Е.В. Бондаревская, Н.Н. Никитина, Р.М. Чумичева и др.).

При написании диссертационной работы использовались зарубежные, федеральные и региональные законодательные и нормативные правовые акты, программно-методические материалы, материалы научно-практических конференций, семинаров, совещаний, круглых столов, сведения официальных ведомств, организаций и учреждений, раскрывающие аспекты рассматриваемой проблематики, которые составили информационно-источниковую базу исследования.

В соответствии с поставленной целью и задачами исследования, применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ и обобщение законодательной, нормативной правовой базы, программно-методических материалов и научной литературы (философской, социологической, психологической, педагогической литературы) по исследуемой проблеме; классификация; историографический, сравнительно-сопоставительный, системный, ретроспективный анализ; теоретическое моделирование; проектирование; экспериментальные методы (констатирующий, формирующий, контрольный педагогический эксперимент); диагностические методы (стандартные диагностические методики, анкетирование, опрос, беседы, интервьюирование, метод экспертных оценок); количественный и качественный анализ полученных данных (методы математической статистики, оформление результатов в виде таблиц, диаграмм, схем, рисунков).

Опытно-экспериментальной базой исследования явились Адыгейский государственный университет (отделение социальной педагогики), Российский государственный социальный университет (филиал в г. Майкопе) (факультет социальной работы), Южно-российский государственный университет экономики и сервиса (г. Шахты), представительство в г. Майкопе (факультет социальной работы), учреждения социально-педагогической инфраструктуры Республики Адыгея. Всего экспериментом было охвачено 4 дошкольных образовательных учреждения, 7 общеобразовательных учреждений, 1 учреждение дополнительного образования, 4 учреждения начального и среднего профессионального образования, 2 интернатных учреждения (всех видов), 5 учреждений социального обслуживания семьи и детей Республики Адыгея. Общая экспериментальная выборка составила 3220 чел., в т.ч.: 1275 детей (дошкольники, учащиеся общеобразовательных школ, начального и среднего профессионального образования, специализированных школ; воспитанники интернатных учреждений, клиенты социальных служб), 1264 чел. – родителей, имеющих детей в возрасте до 18 лет, 247 работников учреждений социально-педагогической инфраструктуры, 434 студента, обучающихся по специальностям «социальная педагогика» и «социальная работа».

Исследование проводилось с 2001 по 2007 гг. в четыре этапа:

1 этап (2001-2002 гг.) – определение проблемного поля исследования, степени его изученности в рамках различных отраслей знания (философии, социологии, культурологии, психологии, педагогики, права), осмысление идеи социальной защиты детства в контексте отечественного и зарубежного опыта, теоретических идей, обоснование рабочей гипотезы;

2 этап (2002-2003 гг.) – уточнение тезауруса исследования, разработка теоретических основ социальной защиты детства, поиск концептуальных оснований проектирования региональной модели социальной защиты детства, определение содержания и технологии подготовки будущих специалистов к деятельности в области социальной защиты детства, пилотажная апробация технологии социально-педагогической поддержки детей в условиях Республики Адыгея;

3 этап (2003-2006 гг.) – обоснование концептуальных основ региональной модели социальной защиты детства; моделирование и проведение опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности социально-педагогической поддержки детства в учреждениях социально-педагогической инфраструктуры; мониторинг состояния социальной защиты детей в регионе;

4 этап (2006-2007 гг.) – уточнение концептуальных положений исследования; анализ и осмысление полученных результатов, подготовка учебных и методических пособий и рекомендаций, обмен опытом и оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлены и осмыслены в контексте гуманистических и социокультурных идей проблемы детства в современной социокультурной ситуации (отсутствие адекватной государственной политики по вопросам детства, снижение нравственных критериев и ответственности по отношению к ребенку и детству, несформированность системы целей и ценностей современного российского общества, отсутствие компетентных специалистов, в полной мере владеющих технологиями социальной защиты детей и др.), решение которых выступает основным ориентиром при разработке концептуальных основ региональной модели социальной защиты детства в контексте гуманистической парадигмы образования.

2. Осуществлена авторская периодизация становления и развития российского института социальной защиты детства, включающая шесть периодов: архаический (простейшие формы помощи детям у древнейших славян (с эпохи древности до X в.)); социальная помощь детям в X-XV вв.; социальная защита детства в XVI – XVIII вв.; социальная защита детства в XIX – начале XX вв.; социальная защита детства в советский период и социальная защита детства в современных условиях (постсоветский период), каждый из которых характеризуется изменением парадигмы социальной защиты детства: идеологии защиты несовершеннолетних, терминологии, расширением или сужением объектов и субъектов, форм и методов, научно-педагогического обоснования защиты несовершеннолетних. Основанием предложенной периодизации выступил хронолого-содержательный аспект, что позволило определить сущностные предпосылки эволюции теории и практики социальной защиты детства, связав их с социально-экономическими, политическими, научно-педагогическими трансформациями в обществе в контексте культурно-исторического развития России.

3. Впервые систематизированы и выделены модели социальной защиты детства на основе субъектного подхода:

- в зарубежном опыте, различающиеся между собой преимущественно по содержанию, обусловленному степенью вмешательства государства в мероприятия социальной защиты детей – от максимального участия государственного сектора (европейская модель) через сочетание государственного и частного секторов (переходная модель) до концентрации большинства полномочий по социальной защите детства в руках частного сектора (американская модель);

- в отечественном опыте, обусловленные культурно-историческим контекстом и функциональным перераспределением ролей субъектов – общинно-родовая модель, княжеское и церковно-монастырское попечительство, государственно-общественная система помощи, общественное призрение и частная благотворительность, советская и комплексная модели, отражающие историко-педагогический путь общества по оказанию помощи детскому населению.

4. На основе предложенных концептуальных идей (пространства социальной защиты детства, объектности-субъектности, отношения к ребенку как наивысшей ценности жизни человека) разработана региональная модель социальной защиты детства «Общество – Детство – Ребенок», представленная межведомственными уровнями интеграции целей, содержания, форм и методов взаимодействия субъектов, критериями и показателями социальной защищенности детства, матрицей мониторинга, реализуемая в социокультурных условиях Республики Адыгея.

5. В контексте гуманистического образования научно обоснован и разработан комплекс организационно-педагогических условий эффективной реализации региональной модели социальной защиты детства: ценностно-целевые ориентации на феномен детства и ребенка как ценности общества, процессуально-методическим и кадровым обеспечением, ориентированным на межведомственное взаимодействие и социокультурные условия развития региона, создающие личное социальное пространство жизни, социализации, интеграции ребенка в общество.

6. На основе идей пространства социальной защиты детства, объектности-субъектности, отношения к ребенку как наивысшей ценности жизни человека обосновано и определено содержание социально-педагогической поддержки ребенка как субъекта гуманистического образования и объекта социальной защиты, представленного в качестве составляющей субмодели региональной модели социальной защиты детства, понимаемого нами как квинтэссенция трех организационно-функциональных полей (субъект-субъектного, функционально-деятельностного, результативного), являющееся системным целым, основой социально-педагогической поддержки обществом ребенка.

7. Разработана модель подготовки социальных педагогов и социальных работников к деятельности по социальной защите детства, включающая содержательный, процессуальный и методический компоненты; выявлены и апробированы педагогические условия, способствующие эффективной подготовке студентов к деятельности по социальной защите несовершеннолетних; научно обоснованы и разработаны критерии и показатели профессиональной компетентности специалистов к деятельности по социальной защите детства (личностные и социальные, теоретические, профессионально-практические компетенции, результативность деятельности), исследована динамика их развития в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов.

8. На основе концептуальных идей разработана матрица мониторинга социальной защиты детей в регионе, обеспечивающая интегративный подход к изучению данного феномена, предполагающая многоаспектный социально-педагогический анализ объективных и субъективных показателей – общей характеристики положения детей в регионе, удовлетворенности социальной защитой детства и социальной компетентности субъектов гуманистического образования.

9. В научный оборот педагогики введены понятия: «модель социальной защиты детства» как социально-педагогический проект, раскрывающий интегрированную совокупность взаимосвязанных составляющих: теоретические идеи, определившие принципы моделирования, направления (законодательное регламентирование, организационно-управленческое, социальное регулирование, научно-педагогическое, кадровое и др.), формы и методы социальной помощи детям, выступающим в качестве субъектов гуманистического образования и объектов социальной защиты, где специалист (социальный педагог, социальный работник) является создателем, транслятором и реализатором социальной политики в области детства с учетом социокультурных условий; «пространство социальной защиты детства» как территориально-обозначенное открытое социальное пространство, интегрированное в образовательное пространство, в котором осуществляется созидательно-интегрирующая деятельность субъектов социальной защиты детства по обеспечению социальных гарантий детства на основе сохранения социокультурных ценностей и традиций, направленная на создание конкретных педагогических условий и возможностей эффективного процесса социализации, самореализации и саморазвития индивида.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в аспекте современных методологических позиций (гуманистический, аксиологический, комплексный, дифференцированный, компетентностный, системно-структурный подходы) проанализированы научные теории и практики отечественного и зарубежного опыта социальной защиты детства, позволившие осуществить периодизацию становления российского института социальной защиты несовершеннолетних, обусловленную глобальным культурно-историческим развитием российского государства, а также определить модели социальной защиты детства в России и за рубежом.

Расширены границы гуманистического образования в аспекте социальной защиты детства за счет приращения совокупности концептуальных идей:

- пространства социальной защиты детства, определяющего статус ребенка в обществе, его личностную траекторию развития, вектор помощи и поддержки средствами образования, созидательно-интегрирующей деятельности субъектов социальной защиты детства, региональными социокультурными ценностями и традициями;

- объектности-субъектности, позволяющих осмыслить ребенка, детство, педагога, средства, формы, методы и другие составляющие социальной защиты детства с позиций гуманистического образования, социального менеджмента и ценностного отношения к личности каждого ребенка, обусловливающих изменчивость и устойчивость, переход и взаимодополняемость их позиций и статусов;

- отношения к ребенку как наивысшей ценности жизни человека, субъекта, обладающего правом на собственное развитие, защиту его интересов и потребностей, выступающего системообразующей ценностью и ядром социальной защиты детства.

В аспекте гуманистического образования разработаны принципы построения региональной модели социальной защиты детства «Общество – Детство – Ребенок»: методологические, организационно-распределительные, психолого-педагогические, деятельностно-функциональные и социально-политические, определившие взаимосвязь и интеграцию всех ее составляющих.

Осуществлена систематизация тезауруса социальной защиты детства, теория социальной защиты детства обогащена новыми понятиями: «модель социальной защитой детства», «пространство социальной защиты детства». Конкретизированы базовые понятия педагогики: детство, феномен детства, социально-педагогическая поддержка, социальная защита детства, личностно-ориентированная ситуация, мониторинг; расширены существующие педагогические идеи о феномене детства, сущности социальной защиты детства, социально-педагогической деятельности, истории развития теории и практики социальной защиты детства в России.

Практическая значимость исследования. Представленные в диссертации концептуальные основы региональной модели социальной защиты детства могут служить методологическим и научно-методическим обоснованием практической деятельности специалистов в области социальной защиты детства. Разработана и апробирована технология социально-педагогической поддержки ребенка как субъекта гуманистического образования и объекта социальной защиты в региональных социокультурных условиях.

В рамках компетентностного подхода разработано содержание и технология подготовки социальных педагогов и социальных работников к деятельности по социальной защите детства, позволившая повысить профессиональную компетентность будущих специалистов в области социально-педагогической поддержки детей. Разработаны и внедрены в образовательный процесс вуза, практику работы учреждений социально-педагогической инфраструктуры учебные пособия, методические рекомендации, справочные материалы, повышающие профессиональную компетентность специалистов, взаимодействующих с детьми в области их социальной защиты.

Предложена методика комплексной социально-педагогической оценки процесса социальной защиты детей, определяющая качество данного процесса и обеспечивающая широкий анализ объективных и субъективных показателей (общей характеристики положения детей в регионе, удовлетворенности социальной защитой детства и социальной компетентности субъектов гуманистического образования), прошедшая апробацию на уровне Министерства образования и науки Республики Адыгея, а также в ряде учреждений социально-педагогической инфраструктуры Республики Адыгея.

Материалы диссертации могут быть использованы: а) теоретиками для дальнейших исследований в данной области; б) практическими работниками при взаимодействии с детьми в области их социальной защиты в рамках реализации Федеральной целевой программы «Дети России», а также региональных программ. Данные, полученные в ходе исследования, могут послужить основой для разработки лекций и семинарских занятий по социально-педагогическим дисциплинам в высших и средних специальных учебных заведениях, осуществляющих подготовку кадров по специальностям «Социальная педагогика» и «Социальная работа», а также на курсах повышения квалификации и переподготовки специалистов социальной сферы.

Основные положения, выносимые на защиту:

загрузка...