Delist.ru

Методология, теория и практика социальной защиты детства в современной России (в контексте гуманистической парадигмы образования) (05.09.2007)

Автор: Поддубная Татьяна Николаевна

Значительный интерес для нас представляли работы, исследующие сущность феномена детства – философские (Т.В. Карсавская, Б.Д. Муранов, Н.В. Савенко, Н.А. Мачинская), этнографические (И.С. Кон, И.П. Суханов, В.В. Долгов и др.), социологические (Л.В. Касава, А.И. Ковалева, И.С. Кон, Л.Л. Мехришвили, А.В. Мудрик, Н.П. Петрова, А.П. Платонова, Л.С. Рубан, А.А. Журавлева и др.), психологические (В.В. Давыдов, Л.Ф. Обухова, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская, П.П. Блонский, Э. Эриксон, З. Фрейд, Ж. Пиаже, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др.), культурологические (Е.Н. Мухранова, А.А. Щербакова, А.А. Пилипенко, И.Г. Яковенко, О.О. Маслова, В.В. Савицкая), педагогические концепции детства (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Ю.К. Бабанский, Н.И. Алексеев, Е.В. Бондаревская, Л.Л. Редько, В.В. Сериков, Р.М. Чумичева, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.).

Особую группу исследований составляют те, которые посвящены различным аспектам социальной защиты детства за рубежом: международно-правовой защите интересов детей (П. Боукауд, Л.А. Ричети, С. Огата, Д. Хэмптон и др.), государственной политике в области семьи и детства в европейских государствах (Р. Боровский, Г.И. Климантова, А. Меллер, А.Я. Некрасов, О.Б. Осколкова, С. Хессле), социальной защите детей в США (О.Б. Осколкова, С.И. Чорбинский, Д.В. Целок и др.), на Украине (А.Й. Капська, О.В. Макарова, А.М. Бойко, Н.Б. Бондаренко, О.С. Брижовата и др.), общим аспектам социальной работы с детьми за рубежом как направлению их социальной защиты (Л. Алексеева, А.Д. Григорьев, О.Б. Осколкова, В.В. Чечет, Е.А. Гапонцева и др.).

Большое значение для понимания сущности социально-педагогической деятельности в системе социальной защиты детства имели работы, раскрывающие ее методологические и теоретические основы (В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, Т.В. Лодкина, В.А. Никитин и др.), а также ряд концепций социально-педагогической поддержки (В.Г. Бочарова, О.С. Газман, А.В. Иванов, Т.В. Лодкина, Р.А. Литвак, П.А. Шептенко, Г.А. Воронина, Л.Я. Олиференко и др.), социально-правовой защиты различных категорий детей (А.М. Нечаева, О.В. Соколова, О.В. Степанов), психолого-педагогической помощи (Э.М. Александровская, И.В. Дубровина, Г.И. Савин, Т.С. Кисина, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова, В.И. Кожарская, А.С. Ткаченко), концепции создания и функционирования служб помощи детям О.В. Гукаленко, И.В. Дубровиной, М.С. Мартыновой, А.С. Ткаченко. При этом недостаточно освещенными остаются вопросы о специфике социальной защиты детства в контексте гуманистической парадигмы образования, несмотря на то, что в некоторых работах данная проблема все же исследовалась (О.В. Гукаленко, Е.Н. Дронова, Л.Я. Олиференко, Е.Е. Чепурных и др.).

Анализ диссертационных работ, выполненных в русле рассматриваемой проблематики, свидетельствует о недостаточной разработанности методологии, теории и практики социальной защиты детства в контексте гуманистической парадигмы образования. Ряд диссертаций посвящен частным аспектам социальной защиты несовершеннолетних: благотворительности как средству социальной защиты детства (В.М. Алиева, А.В. Скоч), социальной защите детей в учреждениях социально-педагогической инфраструктуры (Л.А. Гнусарева, В.А. Дзюбан, Л.И. Куднозерова, В.Я. Михайлов, Л.Я. Олиференко, Е.Е. Чепурных), организационно-политическим и институционально-правовым основам социальной защиты детства (В.Ю. Краснова). Незначительное количество диссертационных работ раскрывают теорию и практику подготовки социальных педагогов к работе с детьми в разнообразных сферах жизнедеятельности (Е.Н. Дронова, М.Е. Колтовская, Е.Н. Сорочинская).

Гуманизация образования обусловила поиск путей и средств совершенствования социальной защиты подрастающего поколения. В числе приоритетов образовательной политики Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. определено усиление социальной направленности системы образования посредством создания на региональном и муниципальном уровнях механизмов поддержки детей, нуждающихся в особой социальной защите. В связи с этим возрастает актуальность регионализации социальной политики в области детства и поиска наиболее эффективных технологий, форм, методов социальной защиты детей средствами образования. Исследования, проведенные в различных регионах Российской Федерации, констатируют многообразие подходов к построению системы социальной защиты детства, отражающие потребности каждого конкретного региона (Л.А. Гнусарева, О.В. Гукаленко, В.Н. Гуров, Г.И. Гусарова, Л.В. Касава, Л.Л. Мехришвили, Л.Я. Олиференко, Е.Е. Чепурных и др.). На фоне актуализации регионального подхода в области социальной защиты детства в русле рассматриваемой проблемы остаются недостаточно разработанными концептуальные основы построения и организационно-педагогические условия эффективной реализации региональной модели социальной защиты детства, что также актуализирует тему исследования.

Изучение литературных источников и исследований позволяет нам констатировать тот факт, что состояние социальной защиты детства в России как общественного института свидетельствует о дефиците теоретико-методологического обоснования его сущности и содержания в контексте гуманистической парадигмы образования. Несмотря на достаточно длительную историю развития социальной помощи детям, до сих пор отсутствует эксплицитная теория социальной защиты несовершеннолетних. В современной педагогической литературе не достаточно полно раскрыты содержание, организационно-педагогические условия, объекты и субъекты, технологии, исторические аспекты становления и развития института социальной защиты детства. В зачаточном состоянии находится научно-методическое обеспечение деятельности социальных педагогов, социальных работников в сфере защиты социальных прав и гарантий детей, слабо определены границы, критерии и уровни их профессиональной компетентности в данной области. В условиях модернизации образования основные концептуальные подходы к проблеме социальной защиты детства недостаточно определились – отсутствует четкая формулировка понятия «социальная защита детства», впрочем, как и единство точек зрения при определении ее содержания, технологий, форм, методов, средств. В научных источниках слабо обоснованы и концептуальные подходы к построению системы социальной защиты детства на региональном уровне в аспекте гуманизации образования и весьма не достаточен практический опыт в данном направлении. В целом, совокупность обсуждаемых положений, касающихся проблематики представленной работы, демонстрирует полифонический взгляд на механизм совершенствования социальной защиты подрастающего поколения, характеризующийся разрозненностью и фрагментарностью теоретических идей. Все это позволяет сделать важный, на наш взгляд, вывод: теоретическая идентификация социальной защиты детства в рамках гуманистической педагогической парадигмы еще не состоялась на должном уровне.

Одним из главнейших условий совершенствования института социальной защиты детства в условиях модернизации российского общества является разработка его концептуальных основ в аспекте гуманистической парадигмы образования, определение адекватной его природе и содержанию системы категорий, принципов, средств, опираясь на которые можно было бы результативно осуществлять защиту несовершеннолетних, создавая условия для развития подрастающего поколения, формируя благоприятное социальное пространство социализации детей.

Анализ педагогических исследований и практического опыта позволил выявить противоречия, актуализирующие тему данного исследования и выступившие объективными предпосылками для проведения исследования между:

- сложившимися в отечественной и зарубежной теории и практике концепциями социальной защиты детства и фактическим отсутствием их всестороннего научного осмысления в контексте гуманистической педагогической парадигмы;

- сложившимися в отечественной педагогике теоретико-методологическими основами гуманизации образовательной системы и недостаточной степенью теоретической обоснованности вопросов социальной защиты детства в контексте субъектного подхода, позволившего определить ребенка как субъекта гуманистического образования и объекта социальной защиты;

- объективно существующей социальной потребностью в методологических, теоретических и практических основах, обеспечивающих защищенность личности ребенка в современном образовательном пространстве, и недостаточным отражением данных аспектов педагогической наукой;

- осмыслением феномена детства как наивысшей ценности любого цивилизованного государства и реальным положением мира детства в современной социокультурной ситуации, обусловленной региональными особенностями развития института социальной защиты детства;

- объективной потребностью системы социальной защиты детства в квалифицированных специалистах и слабой реализацией социально-педагогического обеспечения защиты детства в контексте гуманистической парадигмы образования;

- требованиями к профессиональной подготовке специалистов, складывающимися в процессе гуманизации образования, и явно недостаточным отражением аспекта повышения профессиональной компетентности будущих специалистов – социальных педагогов и социальных работников – к деятельности в области социальной защиты детства в процессе их профессионального обучения в вузе.

Таким образом, с учётом выявленных противоречий определилась проблематика нашего исследования, заключающаяся в разработке методологии, теории и практики, оптимальной региональной модели социальной защиты детства в современной России в контексте гуманистической педагогической парадигмы, обеспечивающих эффективную реализацию государственной политики в интересах детей, направленных на решение социально-педагогических проблем мира детства, что обусловило актуальность представленного исследования.

Выявленные противоречия, недостаточность теоретической и практической разработанности обозначенной проблемы обусловили выбор темы исследования «Методология, теория и практика социальной защиты детства в современной России (в контексте гуманистической парадигмы образования)».

Объект исследования: социальная защита детства в России как социально-педагогическая проблема.

Предмет исследования: методология, теория и практика социальной защиты детства в современной России (в контексте гуманистической парадигмы образования).

Цель: разработать концептуальные основы и модель социальной защиты детства в контексте гуманистической парадигмы образования.

Гипотеза исследования: эффективность социальной защиты детства как целостного, интегративного, социокультурного, объект-субъектного феномена, обусловливающая благоприятное личностное социальное поле ребенка и пространство его социализации, защиты, помощи и интеграции в общество, обеспечивается, если:

- проблемы детства и ребенка выступают ценностно-целевыми установками моделирования системы социальной защиты детства и доминантными императивами при разработке образовательной политики;

- разработанная концептуальная региональная модель социальной защиты детства, ориентированная на решение проблем ребенка, является альтернативной сложившимся в зарубежном и отечественном опыте моделям социальной защиты детства;

- теоретико-методологической базой построения концептуальной региональной модели социальной защиты детства выступают гуманистический, аксиологический, комплексный, дифференцированный, компетентностный, системно-структурный подходы, а ее теоретическими положениями являются общие концептуальные идеи: гуманного пространства социальной защиты детства; объектности и субъектности, определяющие социальные отношения; ценности ребенка и детства в обществе, обоснованные в контексте гуманистической парадигмы образования;

- организационной основой построения концептуальной региональной модели социальной защиты детства выступают методологические, организационно-распределительные, психолого-педагогические, деятельностно-функциональные и социально-политические принципы, а организационно-педагогическими условиями – целостное пространство, вбирающее целевое, критериальное, содержательное, процессуально-методическое и кадровое обеспечение;

- главнейшим педагогическим условием реализации региональной модели социальной защиты детства выступает ее социально-педагогическое обеспечение, предполагающее соответствующий уровень профессиональной компетентности специалистов в области социальной защиты детства, а также деятельность по социально-педагогической поддержке ребенка как субъекта гуманистического образования и объекта социальной защиты;

- социально-педагогическая поддержка ребенка как субъекта гуманистического образования и объекта социальной защиты представляет собой квинтэссенцию трех организационно-функциональных полей – субъект-субъектного, функционально-деятельностного, результативного, а основной организационно-функциональной формой ее выступает личностно-ориентированная ситуация;

- в основу социально-педагогической поддержки ребенка положена технология быстрого реагирования «SOS», обеспечивающая максимально эффективную реализацию субъективной роли специалиста и ребенка в их совместной деятельности, способствующая в конечном итоге успешному самостоятельному продвижению ребенка в образовании;

- определен механизм измерения социальной защиты детства – мониторинг, направленный на последовательное отслеживание и качественный анализ ситуации протекания процесса социальной защиты детей в регионе, результатов применяемых социально-педагогических технологий и средств их реализации.

Достижение поставленной цели в соответствии с выдвинутой гипотезой в процессе проведения исследования предполагало решение следующих задач:

1. Обосновать сущность теоретических положений, составляющих методологическую, теоретическую и практическую основу социальной защиты детства в контексте гуманистической парадигмы образования.

2. Осуществить периодизацию исторического пути развития теории и практики социальной защиты детства в России.

3. Определить сложившиеся в теории и практике зарубежные и отечественные модели социальной защиты детства в историко-педагогическом контексте.

4. Обосновать и разработать концептуальные положения и региональную модель социальной защиты детства в социокультурном пространстве, определить организационно-педагогические условия ее эффективной реализации.

5. Научно обосновать, разработать и апробировать социально-педагогическое обеспечение региональной модели социальной защиты детства.

Общую методологическую основу исследования составили философские идеи взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и сущности, о единстве теории и практики общего и частного в процессе общественного развития; положения аксиологии, являющиеся основой гуманных отношений между людьми и признающие высшей ценностью человека, его интересы и потребности; положения о человеке как субъекте и объекте общественных отношений; диалектический метод познания явлений и процессов педагогической деятельности; принцип детерминизма, раскрывающий основы рассмотрения объекта в системе причинно-следственных отношений; междисциплинарное исследование рассматриваемой проблематики в рамках смежных областей знания – философии, социологии, культурологии, этнографии, правоведения, психологии, педагогики, социальной работы.

Общенаучная методология представлена гуманистическим, аксиологическим, комплексным, дифференцированным, компетентностным, системно-структурным подходами.

Теоретической основой диссертационной работы послужили:

- современные концепции гуманистического личностно-ориентированного образования и воспитания (Н.И. Алексеев, Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, И.Б. Котова, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.);

- концепции культуросообразного образования, раскрывающие жизненные ценности, смыслы, определяющие содержание и технологии современного образования (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, Л.С. Выготский, Р.М. Чумичева и др.)

- психологические и педагогические концепции детства (А.Д. Алферов, В.В. Давыдов, Л.Ф. Обухова, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская, П.П. Блонский, Э. Эриксон, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Л. Колберг, С.В. Петерина, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Е.В. Бондаревская, Р.М. Чумичева и др.);

загрузка...