Delist.ru

Методология, теория и практика социальной защиты детства в современной России (в контексте гуманистической парадигмы образования) (05.09.2007)

Автор: Поддубная Татьяна Николаевна

респондентов (конец эксперимента)

Рост социальной компетентности несовершеннолетних обусловлен и другими субъективными показателями – положительной динамикой учебно-познавательной деятельности, психического здоровья, поведения детей и подростков. В процессе опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе повысилась учебная мотивация (у 45,2% детей из асоциальных семей, у 32,1% детей-сирот, 22,0% детей семей вынужденных мигрантов), незначительно улучшился показатель уровня субъективного контроля (на фоне общего снижения экстернальности повысилась интернальность (у 73,4% детей семей вынужденных мигрантов, у 65,9% детей-сирот, у 34,6% детей из асоциальных семей, у 13,6% несовершеннолетних с противоправным поведением и др.), получены позитивные сдвиги личностного развития респондентов: повышение самооценки (наибольшие показатели зафиксированы у детей-мигрантов, наименьшие – у детей с ограниченными возможностями здоровья), снижение тревожности (у 13,4% детей-сирот, у 12,9% детей из малообеспеченных семей, у 12,4% детей-мигрантов, 12,3% детей-жертв насилия и жестокого обращения и др.), уменьшение агрессии (преимущественно у детей из неблагополучных семей (у 19,0% чел.), у детей семей вынужденных мигрантов (у 14,7% чел.), детей из малообеспеченных семей (у 9,5% чел.)), улучшение поведения (снижение показателей парааутистического и оппозиционно-вызывающего поведения у детей-сирот (у 20,1% чел.), детей-мигрантов (у 23,6% чел.), у детей из неблагополучных семей (у 19,5%)). Кроме того, погружение детей в культурную среду как составляющую социально-педагогической поддержки способствовало культурной идентификации детей, приобретению необходимых коммуникативных навыков адекватного взаимодействия в социокультурной среде Республики Адыгея, укреплению народных традиций.

Опытно-экспериментальная работа способствовала личностному росту респондентов, активизации их субъектной позиции при решении собственных проблем, социальной активности. Респонденты стали принимать более активное участие в различных видах внеучебной деятельности, охотнее общаться со сверстниками других национальностей, с уважением относиться к традициям других народов. Результаты формирующего эксперимента констатируют также и положительную динамику социальной активности родителей – повысилась включенность родителей в процесс социальной защиты детей: родители стали более активны при выборе форм и методов защиты своих детей, чаще стали обращаться к социальным педагогам, психологам и социальным работникам за помощью. Сравнительный анализ результатов позволил обнаружить зависимость между некоторыми показателями изучаемого феномена, в частности, между информированностью детей, а также родителей и их социальной активностью (повышение информированности родителей и детей по различным аспектам социальной защиты несовершеннолетних обусловило рост их социальной активности и степени обращения к специалистам за помощью), между повышением социальной компетентности несовершеннолетних и достаточно высокими показателями учебно-познавательной деятельности.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа по социально-педагогическому обеспечению региональной модели социальной защиты детства доказала ее эффективность. Показателями результативности явились: повышение профессиональной компетентности студентов к деятельности по социальной защите детства (рост общепрофессиональной и научной эрудиции, исследовательской активности, самостоятельной мобилизации своей деятельности, участие в социально инициативной деятельности, творческий поиск решения проблем детства и т.п.), а также улучшение показателей учебно-познавательной деятельности, психического здоровья, поведения респондентов, положительная динамика социальной компетентности подростков (повышение мотивации, социальной активности, активизация субъектной позиции при решении собственных проблем, включенность в различные виды внеучебной деятельности и т.п.). Вместе с тем, улучшение положения детей в регионе является не только результатом целенаправленной социально-педагогической поддержки детства, но и во многом обусловлено специальной профессиональной подготовкой социальных педагогов и социальных работников в области социальной защиты детства, пролонгированной в течение всего периода их профессионального образования в вузе в ходе опытно-экспериментальной работы. В целом проведенное исследование позволяет утверждать, что социально-педагогическое обеспечение региональной модели социальной защиты детства способствовало эффективности социальной защиты несовершеннолетних в регионе и позволило поднять ее на новый качественный уровень, что имеет научную и практическую ценность в процессе гуманизации современного образования.

В заключении показаны основные выводы, перечисляются результаты исследования и определены перспективы дальнейшего изучения проблемы, в частности, педагогические аспекты социальной защиты детей различных групп риска, научно-методическое, программное, технологическое обеспечение социальной защиты детства, совершенствование профессиональной компетентности специалистов социальной сферы в области социальной защиты несовершеннолетних. Эти и другие направления должны стать приоритетными ориентирами для современной научно-педагогической общественности в деле разработки полномасштабной научной теории социальной защиты детства. Значимость теоретико-методологического обоснования проблемы социальной защиты детства особенно очевидна в процессе модернизации российского общества, если мы хотим построить гуманное общество, в котором доминирует приоритет интересов детей.

Основное содержание и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора, важнейшими из которых являются:

Монографии

1. Поддубная, Т.Н. Теоретико-методологические основы социальной защиты детства в контексте гуманистической парадигмы образования [Текст] / Т.Н. Поддубная. – Майкоп: Изд-во «Качество», 2007. – 20,2 п.л.

2. Поддубная, Т.Н. Социально-педагогическая поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] / Т.Н. Поддубная, К.Д. Чермит, Н.В. Кононенко. – Майкоп: Изд-во ООО «АЯКС», 2007. – 9,4 п.л. (авт. вклад 3,1 п.л.)

Учебные пособия с грифом УМО Министерства образования и науки РФ

3. Поддубная, Т.Н. Управление системой социальной защиты детства: учебное пособие для студентов специальности 031300 – социальная педагогика [Текст] / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2005. – 11,0 п.л. (авт. вклад 5,5 п.л.).

4. Поддубная, Т.Н. Социальная защита детства в России и за рубежом: учебное пособие для студентов специальности 031300 – социальная педагогика [Текст] / Т.Н. Поддубная. – Москва: Издательский центр «Академия», 2007. – 16,0 п.л.

Учебные пособия с грифом Министерства образования и науки Республики Адыгея

5. Поддубная, Т.Н. Социальная защита детства в Республике Адыгея: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям 031300 «Социальная педагогика» и 350500 «Социальная работа» [Текст] / Т.Н. Поддубная, А.Г. Иванов, О.В. Агошкова; науч. ред. Т.Н. Поддубная. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2006. – 9,6 п.л. (авт. вклад 4,6 п.л.).

Справочные, учебные пособия и методические рекомендации

6. Поддубная, Т.Н. Подготовка и защита дипломных (квалификационных) работ по специальности 031300 «Социальная педагогика»: методические рекомендации [Текст] / Т.Н. Поддубная, С.Н. Бегидова, Е.Н. Панченко; отв. ред. Н.М. Сажина. – Майкоп: Изд-во МГТИ, 2003. – 1,6 п.л. (авт. вклад 0,5 п.л.).

7. Поддубная, Т.Н. Управление системой социальной защиты детства: учебно-методические указания [Текст] / Т.Н. Поддубная, Н.Ш. Блягоз; отв. ред. Н.М. Сажина. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2003. – 2,0 п.л. (авт. вклад 1,0 п.л.).

8. Поддубная, Т.Н. Социальная работа с детьми семей беженцев и вынужденных переселенцев в условиях Республики Адыгея [Текст] / Т.Н. Поддубная; науч. ред. Н.М. Сажина. – Майкоп: Изд-во МГТИ, 2003. – 1,1 п.л.

9. Поддубная, Т.Н. Подготовка и защита курсовых работ по дисциплине «Управление системой социальной защиты детства»: методические рекомендации для студентов специальности 031300 – социальная педагогика [Текст] / Т.Н. Поддубная, Н.Ш. Блягоз; отв. ред. С.Н. Бегидова. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2004. – 1,3 п.л. (авт. вклад 0,6 п.л.).

10. Поддубная, Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации: справочник [Текст] / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2005. – 26,5 п.л. (авт. вклад 13,3 п.л.).

11. Поддубная, Т.Н. Подготовка и защита дипломных работ по специальности 350500 «Социальная работа»: методические рекомендации [Текст] / Т.Н. Поддубная, О.В. Агошкова, А.Г. Иванов, Е.Ф. Кринко. – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2005. – 2,0 п.л. (авт. вклад 1,0 п.л.).

12. Поддубная, Т.Н. Организация и проведение практики студентов по специальности 350500 «Социальная работа»: методические рекомендации [Текст] / Т.Н. Поддубная, О.В. Агошкова, А.Г. Иванов – Майкоп: Изд-во МГТУ, 2005. – 1,7 п.л. (авт. вклад 0,6 п.л.).

13. Поддубная, Т.Н. Детство как открытая система и его антрополого-педагогические особенности [Текст] / Т.Н. Поддубная, Р.М. Чумичева // Педагогическая антропология: учебное пособие / Под ред. Л.Л. Редько, Е.Н. Шиянова. – Ставрополь: Сервис-школа, 2005. – 1,6 п.л. (авт. вклад 0,8 п.л.).

14. Поддубная, Т.Н. Подготовка и защита дипломных (квалификационных) работ по специальности 031300 «Социальная педагогика»: методические рекомендации для студентов заочной формы обучения. – 2-е изд., доп. и перераб. [Текст] / Т.Н. Поддубная, Е.Н. Панченко, А.В. Леонтьева; отв. ред. С.Н. Бегидова, Н.В. Ковалева. – Майкоп: Изд-во АЯКС, 2006. – 2,5 п.л. (авт. вклад 0,8 п.л.).

Статьи, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК РФ

15. Поддубная, Т.Н. Детство как проблема социальной защиты [Текст] / Т.Н. Поддубная // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2005. – № 4. – 0,7 п.л.

16. Поддубная, Т.Н. Объекты и субъекты социальной защиты детства [Текст] / Т.Н. Поддубная // Научная мысль Кавказа. Приложение. – 2005. – № 14. – 0,4 п.л.

17. Поддубная, Т.Н. К вопросу о периодизации развития социальной защиты в России [Текст] / Т.Н. Поддубная // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2006. – № 4. – 0,6 п.л.

18. Поддубная, Т.Н. Модели социальной защиты детства в России: исторический аспект [Текст] / Т.Н. Поддубная // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Спецвыпуск. Общественные науки. – 2006. – 0,6 п.л.

19. Поддубная, Т.Н. Проблемы детства в современной социокультурной ситуации [Текст] / Т.Н. Поддубная // Социальная политика и социология. – 2006. – № 1. – 1,0 п.л.

20. Поддубная, Т.Н. Современные международные тенденции социальной защиты детства [Текст] / Т.Н. Поддубная // Ученые записки РГСУ. – 2006. – № 3. – 0,7 п.л.

21. Поддубная, Т.Н. Современные подходы к проблеме защиты детства в педагогической науке [Текст] / Т.Н. Поддубная // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2006. – № 4. – 0,4 п.л.

22. Поддубная, Т.Н. Становление и развитие института социальной защиты детства в России [Текст] / Т.Н. Поддубная // Ученые записки РГСУ. – 2006. – № 4. – 0,6 п.л.

23. Поддубная, Т.Н. Формирование профессиональной компетентности специалистов по социальной защите детства в контексте гуманистической парадигмы образования [Текст] / Т.Н. Поддубная // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Спецвыпуск. Проблемы образования. – 2006. – 0,7 п.л.

Статьи, тезисы, материалы конференций

24. Поддубная, Т.Н. Подготовка социальных педагогов к взаимодействию с детьми семей мигрантов [Текст] / Т.Н. Поддубная // Становление сознания специалиста: междисциплинарный диалог: материалы Российско-Белорусской науч.-теоретич. конф. (2-4 апреля 2003 г., г. Киров). – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2003. – 0,1 п.л.

25. Поддубная, Т.Н. Работа с родителями как одно из направлений взаимодействия с детьми семей мигрантов [Текст] / Т.Н. Поддубная // Человек и вселенная. – СПб.: Центр оперативной типографии, 2003. – №1(22). – 0,2 п.л.

26. Поддубная, Т.Н. Современные подходы и модели психосоциальной и социально-педагогической помощи детям из семей беженцев и вынужденных переселенцев [Текст] / Т.Н. Поддубная // Социальное обслуживание. – 2003. – № 3. – 1,0 п.л.

27. Поддубная, Т.Н. Учет этнических факторов социализации при взаимодействии с детьми семей мигрантов [Текст] / Т.Н. Поддубная // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: сб. науч. и метод. тр. – Вып. 11. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2003. – 0,3 п.л.

28. Поддубная, Т.Н. Проблемы современной государственной политики в области социальной защиты детства и пути ее совершенствования [Текст] / Т.Н. Поддубная // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивно развития современной России: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. «Методологические и теоретические проблемы научного осмысления личностного подхода в воспитании». – Ростов н/Дону: Изд-во РГПУ, 2004. – 0,5 п.л.

загрузка...