Delist.ru

Методология, теория и практика социальной защиты детства в современной России (в контексте гуманистической парадигмы образования) (05.09.2007)

Автор: Поддубная Татьяна Николаевна

ПОДДУБНАЯ Татьяна Николаевна

МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

(В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ)

13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Ростов-на-Дону

Работа выполнена в Южном федеральном университете на кафедре дошкольной педагогики

Научный консультант

доктор педагогических наук, профессор

Чумичева Раиса Михайловна

Официальные оппоненты

член-корреспондент РАО, доктор

педагогических наук, профессор

Мудрик Анатолий Викторович

доктор педагогических наук, профессор

Сорочинская Елена Николаевна

доктор педагогических наук, профессор

Горовая Валерия Ивановна

Ведущая организация

ФГУ «Государственный НИИ семьи и воспитания»

Защита состоится 31 октября 2007 года в 11 ч.

на заседании диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук Д 212.208.18

при Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»

по адресу: 344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 33.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке

Педагогического института ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Автореферат разослан 28 сентября 2007 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета П.П. Пивненко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. Международные процессы второй половины XX столетия способствовали усилению признания ценности мира детства. Отношение к детям в международном сообществе постепенно приобретает новое качество посредством принятия международных социально-правовых стандартов защиты детей – Декларации прав ребенка (1959), Конвенции ООН о правах ребенка (1989) и др., ключевые положения которых направлены на обеспечение детям полноценной и достойной жизни в обществе. В современном мире социальная защита детства рассматривается в ряду важнейших факторов экономического, культурного развития общества. Право ребенка на социальную защиту стало одним из социально-экономических прав и свобод личности и зафиксировано в конституциях большинства цивилизованных стран. Для России значимость проблемы социальной защиты детства особенно очевидна в нынешних условиях реформирования всех социальных сфер. К сожалению, процесс модернизации современного общества вводит мир детства в противоречивую парадигму преобразовательной деятельности, повлекшей за собой множество локальных и глобальных проблем, ухудшающих положение детей: расслоение населения на бедных и богатых, нищету и социальную незащищенность, безответственность и моральный инфантилизм взрослых, межнациональные конфликты и войны, снижение качества образования, коммерциализацию социально-педагогической инфраструктуры, падение нравственных устоев общества, стрессовые ситуации и т.п.

Актуальность исследования обусловлена и тем, что в системе отечественной социальной политики в интересах детей в последние десятилетия произошли значительные изменения: ратификация нашей страной Конвенции ООН о правах ребенка, повлекшая за собой необходимость изменения модели социальной защиты детства; федерализация и регионализация социальной сферы; гуманизация образования. Кардинальное реформирование российского общества закономерно сопровождается принципиальным обновлением всех его социальных институтов, в том числе и института социальной защиты детства. Идеи гуманизации, педагогики поддержки неразрывно связаны с формированием государственной политики в интересах детей и представляют собой доминантные императивы современной стратегии социальной защиты детства. Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. в числе приоритетов образовательной политики определено усиление социальной направленности системы образования: принятие комплексных мер по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и молодежи, социальным сиротством; расширение подготовки специальных кадров – социальных педагогов и психологов – по профилактике социального сиротства и для работы с детьми группы риска. Следовательно, проблема социальной защиты детей представляет собой определенный государственный интерес, требуя дальнейшей разработки.

Объективные процессы развития мировой и отечественной педагогической теории и практики в аспекте глобализации обусловили появление в России новых специальностей – социальных педагогов (решение коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию № 14/4 от 03.07.1990 г. «О введении института социальных педагогов») и социальных работников (Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 07.08.1991 г. № 376 «Об открытии специальности «социальная работа»), призванных защищать мир детства. Однако повышение профессиональной компетентности социальных педагогов и социальных работников в области социальной защиты детства сегодня находится в противоречии с существующим научно-методическим обеспечением их деятельности, слабой проработкой критериев и показателей их профессиональной подготовки в сфере защиты социальных прав и гарантий детей.

К началу третьего тысячелетия отечественным институтом социальной защиты детства был пройден огромный противоречивый путь становления и развития, качественных преобразований, нуждающийся сегодня в полномасштабном научном анализе, переосмыслении в новых социально-экономических условиях. Многоаспектный опыт помощи и поддержки детей накоплен и зарубежной практикой, требующий также всестороннего осмысления. Современная социально-экономическая ситуация, модернизация общества в целом, выдвигают необходимость обоснования методологии, теории и практики социальной защиты детства, поиск оптимальной модели ее функционирования в современной России в аспекте гуманистической парадигмы образования. Исследование развития педагогической теории и практики показывает, что проблеме оказания помощи, поддержки детей посвящено значительное количество работ отечественных и зарубежных ученых, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в ее изучении.

Выдающиеся западноевропейские и отечественные педагоги прошлого – Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Я.А. Коменский, Г. Гегель, Н.И. Новиков, Н.А. Добролюбов, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. косвенно рассматривали проблему защиты детей, указывая на необходимость развития духовно-нравственных качеств личности ребенка, важнейшая роль в котором принадлежала воспитывающему социуму – среде (семье, школе, педагогу). Философский аспект изучаемой проблемы основан на концепциях развития человека и личности, философской идее передачи социального опыта путем воспитания посредством приобщения к культуре, овладения общественно необходимыми знаниями, нормами, ценностями (К. Маркса, Ф. Энгельса, Т.В. Карсавской, Н.А. Мачинской, Б.Д. Муранова, М.И. Несмеяновой, Т.Д. Попковой, Н.В. Савенко и др.).

Широкий спектр вопросов, имеющих особое значение для научного обоснования теории и практики социальной защиты несовершеннолетних, раскрыт в работах зарубежных и отечественных психологов: З. Фрейда, Э. Эриксона, Д.Б. Эльконина, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Дж. Пиаже, А.В. Петровского, В.И. Слободчикова, Д.И. Фельдштейна и др. В них рассматривается взаимосвязь психики и среды развития ребенка, содержатся важные для нас положения о принципах развития ребенка под влиянием обстоятельств его жизни, представлены различные концепции периодизации детства с учетом основополагающих критериев. И.В. Дубровина, В.И. Кожарская, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Н.С. Пряжников, Ю.Е. Пряжникова и др. обосновывают идею оказания постоянной индивидуальной помощи и поддержки растущему человеку в раскрытии его способностей в самозащите и самопомощи.

Социальная концепция защиты детства представлена в трудах А.А. Журавлевой, Л.В. Касавы, А.И. Ковалевой, И.С. Кона, Л.Л. Мехришвили, А.В. Мудрика, Н.П. Петровой, А.П. Платоновой, Л.С. Рубан, Е.М. Рыбинского и др. Наиболее важные для нашего исследования теоретико-методологические подходы к проблеме социальной защиты детства определены исследованиями Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, И.Б. Котовой, С.В. Петериной, В.В. Сериковым, Е.Н. Сорочинской, Р.М. Чумичевой, Д.И. Фельдштейном, Е.Н. Шияновым, И.С. Якиманской и др., в которых отражены принципы гуманизма, раскрывается ценностный потенциал детства, описывается детская субкультура.

загрузка...