Delist.ru

Развитие хозяйственного механизма сельскохозяйственных организаций (теория, методология и практика) (05.09.2007)

Автор: Останкова Наталья Викторовна

Экономический механизм включает ряд методов управления экономикой. Наиболее масштабные негативные последствия для аграрной экономики имел переход в 1991 году к рыночному формированию цен на продукцию и услуги. В результате возник многократный диспаритет цен на сельско-хозяйственную и промышленную продукцию, который резко снизил по-купательную способность сельских товаропроизводителей. Проблеме цено-образования уделяется достаточно широкое внимание, имеются разные точки зрения по решению этой проблемы. Современные свободно-рыночные цены опираются на спрос и предложение на сельскохозяйственную продукцию. Необходим механизм ценообразования, позволяющий основной массе сельхозтоваропроизводителей обеспечивать возможность дальнейшего развития производства за счет собственных доходов, а так же механизмы, задача которых состоит в создании нормальных условий для ритмичной работы хозяйствующих на селе субъектов, поддержка их при изменении конъюнктуры продовольственного рынка и рынка ресурсов, корректировка недочетов при ценообразовании. Цена - основной инструмент в системе регулирования производственного процесса. Подготовленные Минэкономразвития, Федеральной налоговой службой и Минфином России «Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги», предлагают цены производителя устанавливать с учетом себестоимости продукции и определенной нормы прибыли. Цены, названные договорными, определяются на конкурсных условиях по результатам соглашения сторон. Данные рекомендации не могут быть использованы на практике при установлении цен на сельскохозяйственную продукцию из-за ее особенностей (многие виды продукции считаются скоропортящимися, и сельхозтоваропроизводители чаще всего вынуждены реализовывать их по ценам, выгодным только покупателям). Опыт прошедших лет - подтверждение этому, чаще всего при реализации сельскохозяйственной продукции наблюдается диктат покупателя.

Минсельхозом России и Всероссийским научно-исследовательским институтом экономики сельского хозяйства в 1998 году был разработан проект Федеральной целевой программы по обеспечению паритета цен на сель-скохозяйственную и промышленную продукцию. В проекте была приведена расчетная динамика паритета цен на сельскохозяйственную и промыш-ленную продукцию, которая предусматривала соотношения цен на продук-цию к соответствующему году. За базу принят 1990 год. Было предусмот-рено, что за восемь лет, начиная с 1998 (1:4,4) до 2005 гг. (1:1,3), соотношение цен постепенно выравнивалось. И к концу 2005 года предусматривалось устранение диспаритета цен. Проектом предполагалось, что сельское хозяйство за два года (1999 и 2000) выйдет на безубыточную работу. И в дальнейшем за счет мер регулирования ценовых соотношений 70% потерь сельское хозяйство восстановит за счет постоянных федеральных специальных фондов ценовой поддержки сельхозтоваропроизводителей, а 30% будут восстанавливаться за счет самих сельскохозяйственных организаций путем повышения роста производительности труда, сокращения издержек производства. Проект был обеспечен соответствующей методической базой, разработана методика определения и использования паритетных и целевых цен на сельхозпродукцию. Однако, реализация проекта и методических разработок не была осуществлена. Кроме этого, в отдельные годы Правительством Российской Федерации предусматривались разовые дотации для агропромышленного комплекса. Так, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2002 год» предусматривалось выделение на возвратной основе средств из федерального бюджета России на обеспечение сельского хозяйства машиностроительной продукцией и на приобретение по договорам лизинга племенного скота. Предусмотренная сумма была в 16 раз меньше потребности.

В качестве мер, учитывающих интересы сельхозтоваропроизводителей, в странах с развитой аграрной сферой, применяются гарантированные и интер-венционные закупочные цены. Гарантированные цены применяются при закупке продукции по государственным заказам и тогда, когда средние рыночные цены опускаются ниже их уровня. Минэкономразвития и Минсельхоз России разработали методику расчета гарантированных цен – сложением себестоимости и прибыли. На практике гарантированные цены отличаются от сложившихся среднерыночных цен на 5-10%, по отдельным видам продукции (скоту и птице) они убыточны для сельхозпредприятий. В настоящее время проводится политика сокращения видов продукции и объемов закупок по гарантированным ценам в государственные продовольственные фонды.

Интервенционные закупочные цены используются для стабилизации цен на конкретном региональном рынке по небольшому числу видов сельскохо-зяйственной продукции. Они рассчитываются на базе средних рыночных цен в период массовой реализации продукции и позволяют вмешиваться в рыноч-ную конъюнктуру, когда свободные цены не поднялись слишком высоко (что невыгодно для покупателей данного вида продукции) или не опустились слишком низко (что не выгодно для производителей сельхозпродукции).

Гарантированные и интервенционные цены устанавливаются на про-дукцию, закупаемую государством в централизованные продовольственные фонды, а объем этой продукции невелик (таблица 9).

Таблица 9

Доля реализованной продукции для государственных нужд

по Рязанской области и России (в % от общего объема реализации)

Виды продукции 2001 2002 2003 2004

Рязанская область

Зерно 19,9 18,0 19,7 27,4

Картофель 18,4 10,6 11,0 27,9

Овощи 17,3 6,4 5,5 10,0

Скот и птица 16,1 14,9 18,6 18,1

Яйца 20,8 25,4 35,7 38,8

По РФ в целом

Зерно 15,3 10,0 5,0 4,2

Картофель 20,4 15,0 10,1 7,7

Овощи 21,3 18,7 13,1 8,0

Скот и птица 30,7 25,4 18,1 5,9

Яйца 42,1 30,4 10,3 7,3

В целом по стране доля продукции сельского хозяйства, реализованная сельхозпредприятиями через государственные каналы, из года в год сокращается, по основным видам продукции растениеводства и животноводства она не превышает 10%. По некоторым другим видам доля реализации через государственные каналы за 2004 год сложилась так: -соя - 1,1%; -сахарная свекла - 2,4%; -подсолнечник - 0,4%; -плоды и виноград - 0,5% и т.д. Государство устанавливает цены только на 6-7 видов продукции растениеводства и животноводства, приобретаемой в ограниченном количестве для государственных нужд.

В целях сохранения и развития отечественного сельского хозяйства проблему диспаритета цен надо решать незамедлительно. До дефолта 1998 года диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию составлял 2,0, после дефолта он сократился до 1,01. Несмотря на сокращение разницы в ценах проблема диспаритета не утратила своей актуальности. Это та проблема, успешное решение которой автоматически позволит решить другие актуальные вопросы села (повышение оплаты труда, кредитование, приобретение материальных ресурсов и другие). Предлагается следующая методология преодоления диспаритета цен. В ее основу положена оценка потерь аграрного производства в результате диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

В предлагаемой методике для расчета берутся покупные ресурсы, приобретаемые сельхозорганизациями по рыночным ценам.

Диспаритет цен ( Дц ) рассчитывается по формуле:

Дц = (Спмз х Д) + (Спос х Д),

где: Спмз - стоимость покупных материальных запасов,

Д - разница между дефляторами на промышленную и сельско-

хозяйственную продукцию,

Спос - стоимость покупных основных средств.

Предложенная методика определения диспаритета цен на промышленную и аграрную продукцию более полно отражает его экономическое содержание.

3. Установлена сумма потерь от диспаритета цен на промышленную и аграрную продукцию в сельскохозяйственных организациях Россий-ской Федерации, которая составила в 1990 – 2005 гг. 1361,3 млрд.руб.

В 1990 – 2005 гг. в результате рыночного ценообразования темпы роста цен на промышленную продукцию были значительно выше, чем на сельскохозяйственную. Разница в дефляторах до дефолта 1998 года составила 2,0, за 1998 – 2005 гг.- 1,01. В 2005 году расчетная стоимость покупных материальных запасов в сельскохозяйственных организациях России составляла 335,5 млрд.руб., а с учетом разницы в дефляторах – 1013,2 млрд.руб. Расчетная сумма вложенных инвестиций в основные фонды равна 159,7 млрд.руб. С учетом разницы в дефляторах она составляет 482,3 млрд.руб. Используя формулу, определяем сумму потерь сельскохозяйственных организаций от диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию в 1990 – 2005 гг. равную 1495,5 млрд.руб. Начиная с 1990 по 2005 год сельское хозяйство получило инвестиций от федерального, регионального и бюджетов различных уровней на общую сумму 134,2 млрд.руб. Следовательно, сельское хозяйство за 1990-2005 гг. недополучило 1361,3 млрд.руб. за счет образовавшегося диспаритета цен. Эту сумму можно компенсировать из бюджета в течение 6 лет по 226,8 млрд.руб. в год. Она не обременительна для государства, так как ее удельный вес в расходной части бюджета 2007 года составляет только 4,1%.

????????o???

?? ?????????

?? ???????%?

?? ???????%?

?? ???????%?

?? ???????%?

?? ???????%?

загрузка...