Delist.ru

Теория и методология банковского надзора в условиях финансовой глобализации (05.09.2007)

Автор: Никитина Татьяна Викторовна

БМР – Банк Международных Расчетов

МКСВ – Международная комиссия по страхованию вкладов

БКМБН – Базельский Комитет по Международному Банковскому Надзору

МКНЦБ – Международная Комиссия по Надзору за Ценными Бумагами

МКСН – Международная Комиссия по Страховому Надзору

МККСО – Международная Консультационная Комиссия по Стандартам Отчетности

ОФ – Объединенный Форум

КЕБН – Комитет по Европейскому Банковскому надзору

КЕНЦБ – Комитет по Европейскому Надзору за Ценными Бумагами

КЕНСПО – Комитет по Европейскому Надзору за Страхованием и Пенсионным Обеспечением

: Международная гармонизация финансового надзора с институциональной точки зрения

?l?0???#?

?l?0???#?

?l?0???#?

?l?0???#?

?l?0???#?

?????????©

??????©?му надзору (БКМБН). Однако, в последнее время, важную роль играет также Международная Консультационная Комиссия по Стандартам Отчетности (МККСО), поскольку эта организация разрабатывает и издает стандарты финансовой и бухгалтерской отчетности, которые составляют основу финансовых отчетов многих банков.

В результате анализа деятельности Базельского комитета по международному банковскому надзору, автор приходит к выводу, что, учитывая рекомендательный характер документов, созданных с целью улучшения банковской практики посредством введения на национальном уровне, Базельский Комитет приветствует международную конвергенцию, не стремясь при этом детализировать контролирующие методы.

6. Как показало исследование теоретической сущности банковского надзора, при осуществлении его основной задачи, состоящей в обеспечении надежности и устойчивости банковской системы, орган банковского надзора сталкивается с проблемой достижения весьма непростого баланса. Предъявляемое надзором требование обеспечить разумное управление банками не означает, что он вправе препятствовать их росту или получению прибыли. Работа органа банковского надзора должна, по нашему мнению, состоять в том, чтобы содействовать ответственному использованию банками имеющихся у них возможностей и проведению мероприятий по совершенствованию банковского дела. Задачей контроллеров не может являться и предотвращение банкротства отдельного банка, поскольку в некоторых случаях неудачи удаляют с рынка плохо управляемые банки, а также стимулируют другие банки улучшить качество управления.

Исходя из этого, в основу новой концепции банковского надзора в условиях финансовой глобализации должна быть, на наш взгляд, поставлена оценка способностей по управлению рисками в банках. Механизм преобладающего в настоящее время банковского регулирования со стороны государства, который можно охарактеризовать как прямой, ориентированный на количественные показатели, должен быть дополнен совершенно другими рыночными видами регулирования. Речь в данном случае идет о качественном регулировании и об использовании органами надзора сигналов с рынка. Следует, однако, отметить, что переход к качественным методам регулирования необходимо использовать в качестве дополнения к количественному надзору. К методам качественного надзора, на наш взгляд, следует отнести в первую очередь, обязанность банков по использованию методов саморегулирования, т.е. ориентированное на качественные показатели регулирование может состоять в том, чтобы наряду с финансовыми показателями контролировать систему управления рисками каждого банка.

Органы надзора, в свою очередь, должны довести до банков необходимость оценивать риски, которые могут угрожать стабильности банка. Поэтому, органы банковского надзора должны значительно меньше внимания уделять сиюминутной оценке финансового состояния кредитных организаций и в значительно большей степени сосредотачиваться на оценке качества внутренних процессов и структур контроля, которые защищают от будущих потерь. Таким образом, с учетом современных тенденций развития подходов международного банковского надзора, можно определить в качестве приоритета банковского надзора оценку качества систем управления рисками и внутреннего контроля в банках вместо оценки текущего финансового состояния. Указанный приоритет обеспечивает лучшие возможности для оценки степени защиты банка от рисков, т. е. будущих потерь.

Изучение в работе влияния Базеля II на концепцию современного банковского надзора, позволяет нам сделать вывод о формировании новой философии банковского надзора, которая заключается в сбалансированном сочетании «интернационального» и «национального» начал, т.е. политики конфедерализма в надзоре. При сохранении ведущей роли интернационального начала (единые принципы) дополнительное значение придается учету национальных особенностей банковской и финансовой системы.

Главной предпосылкой для осуществления эффективного банковского надзора, по нашему мнению, является: 1) четкое определение круга ответственности, полномочий и целей надзорного органа, который, в свою очередь, должен быть независим и юридически защищен. Банковский надзор может быть эффективным только в том случае, если он: 2) осуществляется в соответствующей макроэкономической среде, в режиме разумной и устойчивой макроэкономической политики; 3) при хорошо развитой инфраструктурe; 4) эффективной рыночной дисциплине; 5) при наличии процедур для эффективного решения возникающих проблем и механизма, способного обеспечить должный уровень системной защиты (или безопасности и надежности кредитных организаций).

7. Изучение моделей организации банковского надзора в различных странах позволяет нам сделать вывод о том, что, несмотря на формирование международных правил и норм банковского надзора, обусловленных процессами интернационализации банковского бизнеса и ускорения международного движения капитала, реализация надзорных полномочий в банковской сфере осуществляется в каждой стране в установленных законодательством институциональных формах. Следует, однако, обратить внимание на тенденцию к концентрации надзорных функций в руках мегарегулятора, которую в последние годы можно было наблюдать как в развитых странах, так и на многих развивающихся рынках. Это обусловлено усилением интеграции банковских, страховых рынков и рынков ценных бумаг, и как следствие, появлением новых финансовых продуктов, предлагаемых универсальными финансовыми институтами. Модель интегрированного финансового надзора практикуется в Сингапуре и скандинавских странах уже много лет, в Великобритании с 1997 года, а во многих европейских странах данная модель была введена в последние пять лет. В качестве положительных моментов осуществления интегрированного финансового надзора можно выделить следующие: 1) возможность осуществления надзора за финансовыми конгломератами на консолидированной основе (мегарегулятор позволяет осуществлять мониторинг за всей финансовой системой в целом и быстрее обеспечивать адекватную реакцию); 2) появляется возможность выработки унифицированного подхода к различным типам финансовых институтов, что позволяет снизить возможности регулятивного арбитража; 3) более лучшее использование ресурсов, в том числе интеллектуальных, а также экономия масштаба, выражающаяся в том, что одну структуру дешевле содержать, чем несколько.

Однако следует назвать и отрицательные моменты, которые также следует учитывать при выборе формы организации финансового надзора: 1) низкая эффективность надзора в переходный период; 2) опасность снижения эффективности надзора из-за меньшего внимания к специфике отдельных секторов финансовой системы.

Данная проблема действительно подтверждается на практике. Так, на наш взгляд, банковский и страховой надзор имеют существенные различия, в то время как между банковским надзором и надзором за ценными бумагами существует много общего.

Интересным, на наш взгляд, является анализ, проведенный специалистами Мирового банка, представленный в таблице 1. В данном случае проведена попытка сравнения методов надзора в различных секторах финансовой деятельности и показана возможность межсекторальной гармонизации между банковским и страховым и банковским надзором и надзором за ценными бумагами.

Анализ данной таблицы позволяет нам сделать вывод о более лучших условиях для интеграции банковского надзора с надзором за ценными бумагами, по сравнению со страховым надзором. Многие страны учитывают данное обстоятельство и создают интегрированный орган банковского надзора и надзора за рынком ценных бумаг, оставляя орган страхового надзора независимым. Подобная модель организации финансового надзора успешно применяется в Люксембурге, Финляндии, Швеции.

Таблица 1: Гармонизация между различными секторами надзора

Переменные Пересечение сфер надзора

Банки и ценные бумаги Банки и страхование

Принципы учета и отчетности 79% 72%

Офсайт-надзор и анализ 79% 69%

Консолидированный надзор 76% 67%

Структура капитала 73% 64%

Онсайт- надзор 72% 50%

Минимальные требования к капиталу 69% 42%

Условия допуска 63% 28%

Среднее значение 73% 56%

загрузка...