Delist.ru

Теория и методология банковского надзора в условиях финансовой глобализации (05.09.2007)

Автор: Никитина Татьяна Викторовна

- Должен действовать принцип: «Одинаковые риски, одинаковые правила», т.е. надзор должен быть нейтральным по отношению к конкуренции. Это должно распространяться как на международную конкуренцию, так и на конкуренцию между различными сферами финансовой деятельности.

- Необходимо стремиться к оптимизации соотношения "затраты - эффект" при проведении надзора за международными финансовыми институтами.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать концепцию международного банковского надзора в условиях глобализации, которая состоит в необходимости: 1) глобального надзора (глобальный рынок требует изменения методологии банковского надзора и движения в сторону создания супранацинального органа банковского надзора); 2) интегрированного финансового надзора, т.е. комбинированного надзора, включающего банковский, страховой надзор и надзор за деятельностью на рынке ценных бумаг, а также 3) предъявления новых требований к квалификации регуляторов.

3. На наш взгляд, именно гармонизация финансового, в т.ч. банковского регулирования является в настоящее время важнейшим условием и элементом финансовой интеграции. Под процессом гармонизации регулирующих органов следует понимать процесс согласования единых норм, процедур лицензирования и надзора за финансовыми учреждениями. Очень часто ученые рассматривают межгосударственную конвергенцию систем финансового регулирования как необходимое условие, а в других случаях — как следствие рыночной интеграции, но всегда непременно как важнейший элемент финансовой интеграции. Как показало проведенное нами исследование опыта финансовой интеграции в ЕС, процесс межгосударственной конвергенции является необходимым условием финансовой интеграции, без которого практически невозможно создать интегрированный финансовый рынок.

Сущность процесса финансовой интеграции состоит, на наш взгляд, в ослаблении и ликвидации барьеров между внутренними и международными финансовыми рынками и развитии связей между ними. Концепция же конвергенции систем финансового регулирования заключается в сближении национальных норм регулирования и надзора в сторону единых требований, так называемых стандартов, позволяющих приблизить национальные регулирующие правила к международно признанным стандартам. Примером подобной конвергенции, на наш взгляд, выступает международный банковский надзор (МБН) как важнейший процесс современного глобального общества, который заключается в унификации существующих в мире правил надзора за банковской деятельностью (называемых стандартами), а в перспективе и правил надзора за всем финансовым рынком. Таким образом, именно конвергенция стандартов банковского надзора способствовала усилению процесса гармонизации банковского надзорного права. Таким образом, понятие гармонизации международного надзора является более широким и рассматривает процесс конвергенции банковского надзора как необходимое условие для успешного завершения процесса гармонизации, в том числе и на институциональной основе путем создания супранационального органа банковского надзора.

На основании анализа тенденций развития банковского дела и банковского надзора нами разработана схема процесса гармонизации международного банковского надзора с точки зрения методологического аспекта, состоящего из четырех этапов (см. рис. 1).

В течение последних нескольких десятилетий характер взаимосвязи между финансовой интеграцией и гармонизацией регулирующих функций претерпел большие изменения вследствие резкого ускорения темпов финансовой глобализации.

Именно гармонизация регулирующих функций, по нашему мнению, явилась первым шагом на пути создания единого рынка финансовых услуг Европейского союза. Несмотря на успешность реализации данного процесса говорить о полной гармонизации в сфере банковского надзорного права еще рано. Анализ состояния интеграционных процессов на европейском финансовом рынке, позволил нам сделать вывод о том, что, несмотря на завершение Программы создания единого рынка финансовых услуг в Европейском Союзе (FSAP) цель создания полностью интегрированного финансового рынка пока еще не достигнута.

I. Причины и предпосылки гармонизации МБН:

II. Решение: Гармонизация надзорного права

Банковский надзор

III. Этапы гармонизации:

Создание рамочных условий регулирования

Политика поэтапного согласования (детализация)

Согласование путём взаимного признания

IV. Проект: Процесс гармонизации международного надзорного права:

Анализ условий банковской деятельности и документов, регулирующих банковский надзор отдельных стран.

Разработка, принятие и анализ международных соглашений в области регулирования банковской деятельности.

Итоговая корректировка имеющихся и принятие новых положений по надзору за банками и банковской деятельностью.

: Гармонизация международного банковского надзора с точки зрения методологии

Лучшие результаты по реализации данной программы были достигнуты на рынке ценных бумаг и крупных корпоративных клиентов. Однако предстоит еще много работы по созданию внутреннего рынка для частных клиентов, оптимизации европейских надзорных структур и устранения препятствий при трансграничных слияниях и поглощениях в финансовом секторе. Применение принципов лучшего регулирования всеми институтами ЕС является неоспоримым в концепциях будущих проектов по регулированию.

4. Изучение опыта финансовой интеграции в ЕС свидетельствует об усилении интеграции европейской системы регулирования и надзора на наднациональном уровне. Из системы, состоящей из автономных органов, она эволюционирует в направлении интенсивной координации между ними, что, в конечном счете, может завершиться их полной интеграцией в единый орган. Создание единой европейской культуры надзора является одной из важнейших целей, которая предусмотрена Европейской комиссией в так называемой «Белой книге по политике финансовых услуг в период 2005-2010 гг.

Это будет являться важнейшим промежуточным шагом на пути к созданию единой европейской системы национальных органов финансового надзора. Европейская система органов финансового надзора (European System of Financial Supervisory Authorities (ESFSA) с единым супранациональным органом надзора во главе будет напрямую контролировать деятельность международных финансовых институтов. Национальные органы надзора будут осуществлять контроль за деятельностью институтов, работающих только на внутреннем рынке. Концепцию единой системы финансового регулирования в Европе можно сравнить с организацией европейской системы центральных банков.

Создание ESFSA имеет многочисленные преимущества для осуществляющих международную деятельность финансово-кредитных институтов, которые заключаются в снижении затрат на предоставление отчетности национальным органам надзора, устранении конкурентного неравенства и устранении негативного влияния изменений национальных требований надзорной практики. Создание подобной структуры требует, однако наряду с политической волей стран- членов ЕС и национальных органов надзора формирования обширной законодательной базы. Так как, несмотря на имеющиеся успехи в гармонизации многочисленных предписаний в сфере надзорной практики, единые условия для реализации надзорного права в ЕС пока еще отсутствуют. В связи с этим в настоящее время система комитетов Ламфалусси играет центральную роль на пути создания конвергентного надзорного права ЕС. Кроме этого, подобный орган во главе ESFSA, должен быть наделен единым санкционным правом по закрытию финансовых институтов, которое также еще отсутствует в практике ЕС.

Таким образом, европейские надзорные органы делают важные шаги в деле интеграции. Однако, эффективность этих шагов будет зависеть от того, насколько они совпадают с темпами интернационализации банковской деятельности.

5. Успех подхода к гармонизации регулирующих функций, основанного на международных стандартах и правилах, в конечном итоге будет зависеть от способности наполнить практическим содержанием базовые основополагающие принципы минимальной гармонизации и репутационной дисциплины, а также способности регулировать доступ не только к международным рынкам капитала, но и обеспечить равные конкурентные преимущества, как на национальном, так и на международном уровнях.

Первичной промежуточной целью банковского надзора является ограничение риска и, соответственно, его предотвращение. Международные стандарты банковского надзора должны быть организованы таким образом, чтобы ограничивать различные банковские риски не перерегулируя и, не вмешиваясь в деятельность кредитных институтов.

Все вышесказанное позволяет нам выделить при этом две важных цели международного банковского надзора: 1) разработка требований к количеству и качеству ответственности кредитных институтов, т.е. к величине и качеству собственного капитала; 2) разработка требований и рекомендаций по управлению и контролю за банковским рисками. Однако при этом, на наш взгляд, важно чтобы процесс управления рисками происходил не обособленно, а при содействии органов банковского регулирования и надзора.

Изучение опыта международного сотрудничества по банковскому надзору позволило нам выявить три модели организации международного банковского надзора на практике. Эти модели отличаются между собой степенью унификации требований банковского надзорного права, характером взаимоотношений и институциональной основой (см. рис. 2).

Из представленной схемы, очевидно, что именно две первых модели успешно реализуются в сегодняшней практике банковского надзора. Это модель кооперации и гармонизации надзорно-правовых условий при сохранении национальной компетенции органа банковского надзора. Идея создания супранационального органа банковского надзора с обширными полномочиями на вмешательство пока еще находится на стадии обсуждения и, на наш взгляд, не имеет шансов на осуществление в ближайшее время вследствие недостаточно высокой степени процесса гармонизации банковского регулирования между отдельными странами. Однако, в целом, при достижении определенного уровня конвергенции национальных законодательств в области банковского надзора подобный орган, по нашему мнению, имеет шансы на существование.

: Степень унификации различных моделей банковского надзора

Глобализация финансовых рынков выдвигает новые задачи в сфере взаимодействия надзорных органов и обмена информацией на международном уровне, решать которые необходимо на основе взаимного доверия и понимания с учетом конфиденциальности. В этой связи в области банковского надзора, как и в других областях финансового рынка, требуется разработать и внедрить ряд международных стандартов.

Таким образом, проведенное нами исследование показало, что международное сотрудничество в области банковского регулирования может осуществляться путем институционального и методологического механизмов. Институциональный механизм означает создание структурного образования (органа), в рамках которого идет выработка взаимосогласованных подходов; методологический механизм включает комплекс нормативных инструментов (документов, предписаний, директив и т.п.), содержащих единообразные стандарты банковского регулирования, достижение которых стало возможным в результате функционирования институционального механизма.

На рис. 3 мы попытались схематично представить процесс международной гармонизации в сфере финансового надзора с институциональной точки зрения, представить важнейшие международные финансовые организации и комитеты, которые играют в настоящее время важную роль в усилении процессов конвергенции и гармонизации банковского надзорного права.

МВФ – Международный Валютный Фонд

ОЭСР – Организация Экономического Сотрудничества и Развития

ФФС – Форум Финансовой Стабильности

КОФН - Конференция Органов Финансового надзора

ФАТФ – Рабочая Группа по Борьбе с Отмыванием Денег

ИФС – Институт Финансовой Стабильности

загрузка...