Delist.ru

Теория и методология банковского надзора в условиях финансовой глобализации (05.09.2007)

Автор: Никитина Татьяна Викторовна

разработка концепции формирования модели риск- ориентированного банковского надзора в РФ в соответствии с требованиями международного банковского надзора.

Объектом исследования является деятельность национальных органов банковского надзора, в том числе ЦБ РФ, международных организаций в сфере банковского надзора и регулирования финансовых рынков.

Предметом исследования выступают экономические отношения по поводу формирования механизмов регулирования и надзора за деятельностью кредитных институтов на национальном и международном уровнях в условиях финансовой глобализации.

Теоретико-методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов в области банковского дела и банковского надзора, международного банковского надзора, глобализации финансовых рынков, законодательные и нормативные материалы Банка России, документы Базельского комитета по международному банковскому надзору, Европейской комиссии, Европейского центрального банка, Немецкого Федерального банка, Банка международных расчетов, а также материалы по теме диссертации, собранные во время научных стажировок в университетах и банках Германии.

Область исследования соответствует п. 9.5., п. 9.17 специальности 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит», а также п. 3 и п. 26 специальности «Мировая экономика» паспорта специальностей ВАК.

Научная новизна диссертационной работы заключается в развитии теории банковского регулирования и методологии банковского надзора в условиях финансовой глобализации, и разработке концептуальных основ российской модели реформирования банковского надзора в контексте интеграции российской банковской системы в мировую финансово-денежную систему.

На защиту выносятся следующие наиболее значимые результаты, составляющие научную новизну исследования:

1. Расширено теоретическое представление о сущности финансовой глобализации, оказывающей определяющее влияние на формирование международной системы регулирования финансовых рынков. На основе анализа поведения участников мирового финансового рынка выявлены и обоснованы шансы и требования для участников глобализированного финансового рынка, с одной стороны, а также недостатки и риски финансовой глобализации – с другой, в том числе и требования для органов банковского регулирования и надзора.

На основе выявления основных факторов финансовой глобализации, доказана необходимость не только интеграции деятельности финансовых институтов, но и гармонизации функций банковского регулирования и надзора как с точки зрения конвергенции регулирующего воздействия государства, так и с учетом влияния рыночного механизма. Обоснована целесообразность количественного выражения масштабов финансовой глобализации для подробного изучения как степени ее влияния на развитие национальных финансовых рынков, так и выявления угрозы возникновения системных рисков. На основе анализа тенденций развития современных банковских систем систематизированы факторы интернационализации деятельности банков, позволяющие оценить степень вовлеченности банка в мировую банковскую систему. Доказано, что интернационализация банковского надзора существенно отстает в своем развитии от интернационализации банковского дела.

2. Раскрыто содержание международного банковского надзора, как важнейшего условия совершенствования и гармонизации норм регулирования банковской деятельности, обоснованы приоритетные направления его развития в условиях глобализации. Доказана необходимость глобального, интегрированного финансового надзора. Проведен детальный анализ процесса интернационализации банковского надзора, в результате которого выявлены этапы становления института международного банковского надзора, а также определены проблемы, возникающие при проведении надзора на международном уровне, в том числе проблема имплементации международных стандартов по банковскому надзору в национальное надзорное право. Показано, что данная проблема играет в настоящее время особенно важную роль при предотвращении кризисов в связи с активным участием в международной кооперации развивающихся рынков, которые имеют слабые экономические, правовые и финансовые системы и по этой причине не в состоянии полностью внедрить международные стандарты. Выявлена роль процессов гармонизации международного банковского надзора в укреплении финансовых рынков. Раскрыты факторы и выделены схемы международного сотрудничества в области банковского регулирования, оценены перспективы развития международного банковского надзора с учетом современных тенденций, в частности в отношении создания супранационального органа банковского надзора с обширными правами вмешательства.

3. Развиты теоретические положения, составляющие основу исследования процессов интернационализации банковских систем и интеграции финансовых рынков, с точки зрения их влияния на процесс гармонизации требований регулирующих органов в сфере банковского надзора. Уточнены и обогащены с учетом процесса финансовой глобализации сложившиеся в экономической теории и банковском деле такие понятия как «гармонизация банковского надзора», «конвергенция систем регулирования», «финансовая интеграция», «международный банковский надзор». Уточнена сущность процесса финансовой интеграции и концепции конвергенции систем финансового регулирования, одним из успешных примеров которых выступает международный банковский надзор, сформулированы принципы эффективности надзора в условиях глобализации. Выделены два аспекта исследования международного банковского надзора: институциональный и методологический. Проведена систематизация и уточнена роль международных организаций в осуществлении надзора и обеспечении стабильности в финансовом секторе. Выявлена роль международных институтов в процессе гармонизации банковского надзора, в частности Базельского комитета по международному банковскому надзору (БКМБН), Совета по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО), а также Комитета по глобальной финансовой системе (КГФС). Доказано, что гармонизация международного финансового надзора наиболее отчетливо проявляется в ЕС.

4. Дана оценка процессу европейской финансовой интеграции как с точки зрения создания внутреннего финансового рынка, так и относительно оптимизации европейских надзорных структур. В процессе анализа выявлены факторы, препятствующие созданию полностью интегрированного финансового рынка в ЕС, уточнены сферы финансовой деятельности европейских институтов, в которых достигнута высокая степень консолидации национальных финансовых рынков; показано состояние и выявлено значение процесса интеграции органов европейского надзора, в том числе в сфере создания единого органа надзора за деятельностью европейских финансовых институтов.

5. Разработана методология трансформации национальных систем банковского надзора, обеспечивающая интеграцию в мировой финансовый рынок и основанная на гармонизации и международной конвергенции. Раскрыта сущность новой концепции банковского надзора в условиях финансовой глобализации, в основу которой положена оценка способностей по управлению рисками в банках, объединение «международного» и «национального» начал; выявлены новые инструменты банковского надзора, обеспечивающие лучшие возможности для оценки степени защиты банка от рисков; предложены новые подходы к организации надзора, заключающиеся в выборе оптимальной модели, основанной на реализации единых принципов, акцептованных международным банковским или экономическим сообществом, применительно к условиям, определяемым спецификой экономики и банковской системы каждой страны.

6. Раскрыты сущность, выделены этапы формирования различных моделей организации банковского надзора и определены перспективы формирования интегрированного финансового надзора. Выявлены специфические черты разных типов организации банковского надзора, обусловленные совокупностью факторов, многообразие которых придает каждому из них неповторимую национальную специфику. На основе сравнительного анализа классифицированы формы и типы организации надзора за банковской деятельностью по степени и характеру участия в этом процессе центральных банков. Уточнено понятие интегрированного финансового надзора, выявлены его преимущества и недостатки. Выявлены сложности межсекторальной интеграции страхового, инвестиционного и банковского надзора с точки зрения особенностей каждой сферы финансовой деятельности и возможности более четкой идентификации рисков. Сделаны рекомендации относительно идеи мегарегулирования в России.

7. Проведена оценка эффективности реформирования банковского надзора в России в контексте его влияния на устойчивость и конкурентоспособность банковской системы страны с учетом ее интеграции в мировую финансовую систему. Выделены и исследованы этапы преобразования российской банковской системы и банковского надзора в конкретных исторических условиях; показано, что эффективность этих преобразований определялась последовательностью и комплексностью, а также степенью их согласованности с процессом международной гармонизации банковского надзорного права. Выявлено, что, несмотря на совершенствование подходов и методов пруденциального регулирования банковской деятельности в России, при отсутствии согласованной законодательной базы содержательный подход практически не соблюдается в российском банковском надзоре, что приводит к обострению противоречий между банковским сообществом и ЦБ РФ.

8. Предложен и обоснован комплекс практических рекомендаций, направленных на формирование устойчивой модели качественного банковского надзора. Доказана необходимость четкого законодательного отражения в РФ принципов организации, надзорной практики и понятий содержательного банковского надзора. Предложена многофакторная модель оценки качества банковского надзора, главным критерием которого должно быть не количество отозванных лицензий у банков, а уровень доверия к банковскому сектору со стороны вкладчиков и кредиторов. Показана необходимость проведения Банком России «информационно открытого» банковского надзора, а также усиления роли банковских ассоциаций при проведении банковского регулирования. Предложена схема взаимодействия между банковским надзором и аудитом как потенциал синергии в целях обеспечения устойчивости банковской системы в условиях финансовой глобализации.

9. Обоснована концепция формирования модели риск- ориентированного банковского надзора в РФ в соответствии с международными требованиями и сформулированы условия для эффективного банковского надзора. Для успешной интеграции российской банковской системы в мировое экономическое сообщество, в частности в преддверии вступления России в ВТО, автор считает необходимым: определить режим банковского надзора в соответствии с мировыми тенденциями, обеспечить функционирование системы раннего реагирования и применения комплексной оценки деятельности кредитных организаций, включающей оценку качества управления и внутреннего контроля, повысить оперативность и эффективность решений, принимаемых в рамках банковского надзора. В рамках предложений разработана модель риск- ориентированного банковского надзора, основанная на оценке совокупного или «интегрального» риска банкротства банка, осуществляемой в рамках специальной методологии оценки и управления финансовыми рисками, так называемым интегрированным риск-менеджментом. Предложены методологические подходы к оценке совокупного риска банка с использованием методики расчета экономического эффекта (показатель EVA), методик RAROC и стресс- тестирования.

Научная и практическая значимость работы. Научное значение работы заключается в разработке теоретико-методологических положений, которые могут быть использованы для дальнейших научных исследований в области банковского дела и банковского надзора. Разработанные в диссертации выводы и рекомендации найдут применение в соответствующих разделах учебных курсов «Банковское регулирование», «Организация деятельности ЦБ», «Международное банковское дело», «Банковское дело», «Банковский менеджмент».

Практическое значение исследования заключается в том, что его результаты и выводы, во-первых, ориентированы на повышение эффективности системы российского банковского надзора и могут быть использованы в работе государственных органов по выработке соответствующих концепций реформирования и совершенствования системы банковского надзора и внедрения Базеля 2; во-вторых, представляют собой практические рекомендации по совершенствованию системы управления рисками в коммерческих банках с использованием современных методик по оценке рисков в условиях финансовой глобализации; в-третьих, возможно их применение Банком России в работе по внедрению Базеля 2 и разработке нормативных документов с учетом нового Базельского Соглашения.

Результаты диссертационного исследования используются в учебном процессе ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов» при чтении курсов «Банковское дело» для студентов факультета «Финансы, кредит и международные экономические отношения» специальности «Международные экономические отношения».

Апробация результатов исследования. Основные положения работы докладывались и обсуждались на международной конференции «Социально-экономические проблемы стран с переходной экономикой – реформы на стадии проверки» (Потсдам, Германия, 2001 г.), на научных семинарах в международном центре научного обмена города Берлин (Германия, 2001 г.), в научно-исследовательском Фонде Парламента города Берлин (Германия, 2001 г.), на международной конференции «Россия и ЕС: до и после вступления России в ВТО» (Санкт- Петербург, 2003), на немецко-российском семинаре «Европейские банковские и финансовые отношения» в Университете Потсдам (Потсдам, Германия, 2003), на IV межвузовской конференции аспирантов и докторантов «Теория и практика финансов и банковского дела на современном этапе» (Санкт- Петербург, 2003), на научной сессии профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов СПбГУЭФ по итогам НИР за 2003 г. (Санкт- Петербург, 2004), на международной конференции «Предпринимательство в России и в Германии: тенденции и перспективы» (Санкт- Петербург, 2004), на международной конференции «Рыночные стратегии: Россия и Германия», (Санкт- Петербург, 2005), на международной научной конференции «Экономическая наука в начале третьего тысячелетия: история и перспективы развития» в СПбГУ (Санкт- Петербург, 2005), на II российско-немецком семинаре аспирантов и докторантов (Потсдам, Германия, 2006), на международном симпозиуме «Европейское образовательное пространство: опыт сотрудничества РФ со странами ЕС» в СПбГУЭФ 22-25 сентября 2006, (Санкт- Петербург, 2006), на международной конференции «Экономическая интеграция России в единое экономическое пространство» (Санкт- Петербург, 2006), на международной научной конференции «Экономическое развитие: теория и практика» в СПбГУ (Санкт- Петербург, апрель 2007).

Структура диссертационного исследования обусловлена целью, задачами и логикой изложения работы. Диссертационное исследование состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы, приложений и в основной своей части соответствует последовательности и логике проведенного теоретического и методологического анализа проблем развития банковского надзора и использования опыта международного банковского регулирования в практике российского банковского дела.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Глобализацию товарных и финансовых рынков, под которой понимается усиливающееся международное переплетение национальных рынков, сопровождаемое более высокой подвижностью капитала, без сомнения можно отнести к одному из самых значительных экономических событий в последние десятилетия. Финансовая глобализация стала главной движущей силой развития мировой экономики, уровень которой достиг определенной зрелости. На основе анализа статистики финансовой глобализации автору удалось выделить следующие факторы, свидетельствующие об увеличении уровня финансовой глобализации: 1) рост финансовой системы, при этом рост финансовой составляющей экономики особенно заметен в еврозоне; 2) все более выраженная переориентация финансовой системы на сделки с ценными бумагами вместо традиционных банковских услуг( рынок капитала все больше отнимает посредническую функцию у банковской системы, которая, в свою очередь, еще больше смещается от традиционного банковского дела с его долгосрочными кредитами и многолетними отношениями с клиентами в сторону инвестиционного банкинга; 3) появление сложных финансовых инструментов, которые существенно изменили подход к управлению рисками; 4) появление на финансовых рынках новых игроков, прежде всего хедж-фондов и фондов прямых инвестиций.

Глобализация финансовых рынков представляет собой многоаспектный процесс, который с одной стороны дает участникам рынка дополнительные шансы и возможности получения дополнительных прибылей, но с другой - выдвигает определенные требования, в том числе обусловленные возникновением сложных рисковых ситуаций, которыми необходимо уметь управлять.

Несмотря на все потенциально опасные моменты, преимущества (или шансы) от глобализации финансовых рынков, все же перевешивают. В последние двадцать-тридцать лет международные инвесторы и заемщики капитала находятся в выигрыше благодаря тенденциям глобализации. Рыночные силы двигают вперед развитие финансовой глобализации и информационных технологий. Однако, для остальных участников мировых финансовых рынков, таких как финансовые институты, национальные рынки капиталов, органы регулирования и надзора, последствия глобализации более сложные и требуют постоянного изучения и следования за данным процессом.

Проведенное нами исследование уровня финансовой глобализации показало необходимость гармонизации процессов количественного выражения масштабов глобализации с целью подробного изучения степени влияния финансовой глобализации на развитие национальных финансовых рынков. Это позволит, во-первых, стимулировать обмен информацией между национальными органами регулирования и надзора на основе специально разработанных типовых соглашений и, во-вторых, собирать национальную статистику в соответствии с международными нормами национального счетоводства, опираясь на принципы субсидиарности и децентрализации.

2. Проведенный в работе анализ тенденций развития современных банков показал, что в результате изменений, обусловленных процессом финансовой глобализации, возник финансовый рынок, который характеризуется интеграцией рынков и консолидацией институтов за пределами продуктовых и географических границ. Это положительное, на наш взгляд, развитие связано с возникновением ряда потенциальных и конкретных рисков. Во- первых, интернационализация банковской деятельности может привести к приходу на рынок кредитных и финансовых институтов из стран с недостаточным контролем. Во- вторых, интернационализация может привести к пересечению компетенции национальных органов надзора. Таким образом, возникает необходимость четкого выделения надзора за деятельностью международных институтов на отдельных сегментах рынка. В- третьих, в процессе консолидации могут возникнуть огромные по величине институты, представляющие опасность системного риска.

Кроме того, на интегрированных рынках капитала институты подвергаются рискам, которые возникают за пределами отдельных стран, однако оказывают существенное влияние на стабильность финансовых национальных рынков. Это означает, что даже те банки, которые работают исключительно на национальных рынках, подвергаются воздействию кризисных явлений, возникающих за пределами страны, т.е. высокий уровень переплетения финансовых рынков повышает опасность передачи рисков.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что именно интернационализация банковской деятельности послужила отправной точкой для возникновения системных банковских кризисов, которые выходили за пределы страны- нахождения банка и затрагивали зачастую интересы многих государств.

Необходимость предотвращения угроз нарушения системной стабильности банковских систем, обусловленная дополнительными рисками банковского сектора, не всегда учитываемыми надзорной практикой, а также неадекватность и запоздалость действий органов банковского регулирования привела к идее создания международного органа, в задачи которого входили бы обмен опытом надзорной работы и подготовка соответствующих рекомендаций. Как мы видим, банковский надзор в данном случае принял вызов со стороны развития банковских систем, что доказывает вторичность банковского надзора по отношению к банковской деятельности. Однако, несмотря на вторичность своей природы, именно международный банковский надзор, на наш взгляд, начинает играть ведущую и во многом определяющую роль при построении национальных систем банковского надзора.

Таким образом, можно предположить с высокой долей уверенности, что в будущем, именно развитие процессов гармонизации международного банковского надзора в отношении более прогрессивных требований по оценке банковских рисков, будет играть первичную роль в укреплении стабилизации финансовых рынков.

При исследовании процесса трансформации банковского дела в условиях глобализации, особенно во взаимосвязи с развитием теории и методологии банковского надзора, нам удалось выявить важнейшую, на наш взгляд, проблему, которая заключается в том, что процесс интернационализации банковского надзора существенно отстает в своем развитии от интернационализации деятельности самих банков. Исследуя уровень развития интернационализации банковских систем в различных странах, можно с уверенностью описать данную ситуацию следующим образом: «Интернационализация банковского дела и медленное развитие интернационализации банковского надзора». Из этого различия между растущими супранациональными финансовыми рынками с одной стороны, и все еще преобладающими национальными структурами надзора, с другой стороны, возникают противоречия, которые оказывают влияние на эффективность надзора. Поэтому в настоящее время, как в интересах государства, так и в интересах самого общества приспособить структуры банковского и финансового надзора к рискам именно глобального финансового рынка.

Как показал анализ деятельности международных банков, напряжение между национальным регулированием и международной деятельностью банков постоянно увеличивается и, к сожалению, является повседневным опытом. Транснациональные банки подвергаются множеству регулирующих процедур как со стороны национальных, так и международных требований банковского надзора, а также сталкиваются в своей деятельности с огромным количеством национальных органов банковского надзора.

Подобное сосуществование различных регулирующих нормативов и органов надзора сопряжено, на наш взгляд, со значительными издержками и препятствует интеграции финансовых рынков. Параллельное проведение надзора различными национальными органами надзора на едином финансовом рынке угрожает существованию требования нейтральности органов надзора относительно их влияния на конкуренцию среди банков. По нашему мнению, данная проблема особенно актуальна для Европы, где развивается не только процесс интернационализации банковского надзора, но и наблюдается тенденция движения в сторону создания единого европейского супранационального органа банковского надзора. Первый шаг в эту сторону уже сделан, а именно, была создана так называемая система 3 комитетов Ламфалусси. Эти комитеты выполняют две функции: 1) консультирование Европейской комиссии в сфере регулирования и будущих законодательных инициатив; 2) содействие конвергенции законодательной и надзорной практики в ЕС. Таким образом, на уровне ЕС, была закреплена новая задача интерпретации надзорного права, которая до этого считалась исключительно прерогативой национальных органов надзора.

Для того, чтобы повысить значение принимаемых решений, комитеты решили перейти от принципа полного одобрения к принципу большинства.

Однако, как показало наше исследование, несмотря на достигнутые данными комитетами достижения, конвергенция надзорной практики еще значительно отстает от уровня интеграции финансового рынка ЕС и ожиданий кредитных институтов. Переход к принципу большинства может выступать лишь первым шагом по пути создания единой системы европейского органа надзора в среднесрочной перспективе.

С учетом тенденций финансовой глобализации эффективный банковский надзор должен, по нашему мнению, удовлетворять следующим основным условиям:

- Интеграция банковского надзора, как по содержательному, так и географическому признаку. Орган надзора в современных условиях должен быть легко идентифицируемым, обеспечивать обмен информацией и организовывать концентрированные действия в кризисных ситуациях.

- Надзор должен быть близок к рынку, т.е. иметь возможность реагировать на рыночные изменения и не должен препятствовать развитию финансовых инноваций.

загрузка...