Delist.ru

Развитие образовательных технологий начального профессионального образования (05.09.2007)

Автор: Михайлова Наталия Николаевна

В диссертации обосновано новое научное положение о необходимости «распредмечивания» методической работы на этапе перехода к новым образовательным технологиям, что является одним из условий развития профессионализма педагогов и успешного внедрения образовательной технологии начального профессионального образования, основанной на компетенциях. В научно-организационном плане это требует дополнения традиционной организации методических объединений педагогов на предметно-ориентированной основе их объединением на основе осваиваемой педагогической технологии вне зависимости от содержания преподаваемого предмета. Традиционно педагоги объединяются в методическия объединения по отраслевому профилю и методические объединение преподавателей общеобразовательных дисциплин. Диссертантом доказано, что такое разделение не способствует освоению педагогических технологий, т. к. каждый педагог работает лишь на реализацию целей своего предмета. Предметы изучаются параллельно, межпредметные связи часто условны, в учебных планах и программах преобладает академическая логика планирования особенно содержания предметов общеобразовательного цикла, которая часто не удовлетворяет потребностям содержания профессионального цикла. Нет преемственности и на уровне развития общеучебных умений и навыков, познавательной и коммуникативной деятельности.

«Распредмечивание» методической работы предлагается осуществить путем объединения педагогов в творческие методические группы, независимо от содержания преподаваемого предмета, для развития педагогической деятельности на основе сформированной потребности в освоении монотехнологий как элементов образовательной технологии начального профессионального образования, основанной на компетенциях. Это позволяет сплотить педагогический коллектив, разработать стратегию реализации целей и миссии образовательного учреждения, реализовать деятельностный подход в организации методической работы и организовать поэтапную подготовку педагогического коллектива к освоению личностно-развивающей парадигмы в образовании.

В ходе исследования была разработана типология затруднений педагогов и подобраны педагогические технологии, освоение которых позволит с одной стороны устранить эти затруднения и минимизировать «педагогические ошибки» у преподавателей с низким уровнем профессиональной компетентности. С другой стороны – реализовать опережающий характер методической работы, которая должна готовить педагогов к предстоящим изменениям в их профессиональной деятельности.

В четвертой главе «Управление развитием педагогического коллектива на основе внедрения современной образовательной технологии» формулируется концепция внедрения образовательной технологии, которая включает: принципы технологизации профессионального образования; систему управленческих, психолого-педагогических, технологических условий внедрения образовательной и педагогических технологий; концептуальные модели развития педагогического коллектива на основе внедрения образовательной технологии. Дан анализ результатов апробации компетентностной образовательной технологии НПО и моделей ее внедрения в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Разработка концепции развития педагогического коллектива в условиях внедрения образовательных технологий в методологическом плане потребовала определения общих принципов его организации:

– принцип синергизма:

Внедрение образовательных технологий дает взаимоусиление развития всех субъектов образовательного процесса, причем совокупный результат его факторов превышает простое суммирование отдельных составляющих возможностей самой технологии.

– принцип «зоны устойчивого развития»:

Освоению в педагогическом коллективе подлежат только те технологии, которые находятся «в зоне его устойчивого развития», если технологию взять вне зоны, то технологизация может давать отрицательный результат.

– принцип технологического разнообразия:

Обеспечение формирования ключевых, предметных, профессиональных компетентностей учащихся и переобучающегося взрослого населения требует внедрения различных технологий направленных на формирование конкретных групп навыков, составляющих компетенции.

– принцип оптимальной обученности учащихся:

Внедрение образовательных технологий гарантирует большей части учащихся достижение оптимальных результатов обучения с оптимизацией временного и здоровьесберегающего фактора.

– принцип управления по результатам:

Применение квалитативных технологий позволяет осуществить руководство по конечному результату и прогнозировать повышение качества профессионального образования, вводить мониторинг качества.

Приведенная система принципов не является идеальной и полной, но у них есть обедняющая концептуальная идея – организация управления для выведения педагогического коллектива из состояния функционирования в состояние развития на основе внедрения образовательных технологий, которое призвано с одной стороны – повысить профессиональную компетентность педагогических кадров, ограничить негативные стороны педагогической деятельности, создать традиции развивающего обучения, с другой стороны – организовать поэтапный переход к компетентностно-ориентированному обучению.

В ходе исследования осуществлено проектирование трех концептуальных моделей внедрения образовательных технологий.

1. Модель внедрения образовательных технологий на основе психологической перестройки педагога, включающая три стадии:

– формирование проблемного сознания субъектов образовательного процесса;

– творческого поиска новых форм работы, соответствующих современным требованиям, освоение монотехнологий и проектирование политехнологий;

– закрепления нового опыта, выработка нового стиля педагогической деятельности в проектировании образовательной технологии.

2. Модель внедрения образовательных технологий на основе динамики развития внутриличностных противоречий, состоящая из девяти этапов, в том числе:

– обучение педагогического коллектива психолого-педагогическим основам образовательных технологий;

– освоение технологии целеполагания в педагогической деятельности;

– создание противоречия и формирование потребности в освоении образовательной и педагогических технологий;

– индивидуальное и коллективное самоопределение педагогов в творческие группы по освоению монотехнологий;

– проектирование политехнологий для этапов образовательной технологии;

– проектирование образовательной технологии, основанной на компетенциях.

3. Модель внедрения образовательных технологий на основе изменения поведения педагога, в которой выделены четыре стадии:

– включение педагога в процесс изменения, определение степени «готовности к развитию»;

– развитие профессионального самосознания, рефлексивных процессов, развитие критичности, аффективных и оценочных процессов;

– апробация нового опыта, освоение педагогических технологий;

– закрепление опыта в деятельности, проектирование политехнологий и формирование готовности к освоению образовательной технологии основанной на компетенциях.

Экспериментальная работа по внедрению образовательной технологии, основанной на компетенциях, проводилась диссертантом в рамках учебного процесса Института социального и образовательного менеджмента по специальности «Профессиональное обучение» с квалификацией «Педагог профессионального обучения» и специализацией «Педагог-технолог» (2004-2006 гг.) и по повышению квалификации педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования по проблеме «Психолого-педагогические основы образовательных технологий». Проведен мониторинг качества образования на ФПК ИРПО и на базе образовательных учреждений г. Москвы, Чувашии, Саха-Якутии, Ханты-Мансийского АО, Алтайского края, Белгородской, Брянской, Калининградской, Московской и других областей (1999-2006гг).

На первом этапе эксперимента изучалась мотивация педагогов к освоению педагогических технологий, необходимых для обеспечения личностно-развивающей парадигмы образования. На данном этапе решались задачи ознакомления педагогов с понятийным аппаратом, с содержанием и целями личностно – развивающей парадигмы. Ставились задачи по овладению педагогом монотехнологиями, основными способами проектирования личностно-развивающего взаимодействия путем создания соответствующей ситуации, формирования учебного материала в виде творческой задачи как организующего начала деятельности; взаимодействия с учениками в парадигме полисубъектного общения на основе актуализации их личностных функций в межличностном диалоге.

Задачей второго этапа было выявление степени готовности педагога к самостоятельному проектированию личностно-развивающего взаимодействия, политехнологий. Педагогам предоставлялась возможность продемонстрировать накопленный опыт реализации способов проектирования педагогических технологий личностно-развивающего взаимодействия и их применения в новой ситуации, носящей творческий характер, осуществлять самооценку собственных действий. Это позволило определить и оценить динамику уровней готовности педагогов к применению педагогических технологий.

Педагогический эксперимент, направленный на апробацию личностно-развивающей парадигмы начального профессионального образования, педагогических условий проектирования образовательных технологий, образовательной технологии, основанной на компетенциях и концептуальных моделей развития педагогического коллектива на основе внедрения образовательных технологий проходил более десяти лет. Проводилась проверка эффективности разработанных положений в различных условиях применения, обобщались и систематизировались полученные данные, которые подробно изложены в публикациях диссертанта (1, 2, 3, 4, 5, 8, 10, 11).

Кроме экспериментальных площадок апробация образовательной технологии, основанной на компетенциях и моделей ее внедрения отслеживалась на базе более 60 образовательных учреждений профессионального образования. Общий охват экспериментом составил около 5000 педагогических работников различных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.

В ходе эксперимента по апробации концептуальных моделей внедрения образовательных технологий выявлено, что они позволили 60% педагогам перейти от монологического метода к диалогическому общению; 42% – улучшить межличностные отношения, 50% – начать работать в гибкой организации учебного процесса, применять вариативные методы обучения, развивать свою профессиональную деятельность через освоение монотехнологий и проектирование политехнологий, эффективных в профессиональном образовании.

Важным показателем при разработке моделей управления развитием педагогического коллектива в условиях внедрения образовательных технологий является степень включенности педагогического коллектива в деятельность по освоению образовательной и педагогических технологий, так как все модели строились с учетом принципа добровольного участия. Сразу включались в освоение лишь 39% членов педагогического коллектива. Постепенно в процесс освоения включалось уже 62% педагогов, а в результате с их систематическим применением работают 87%, хотя 13% педагогов так и не приняли участие в их освоении.

загрузка...