Delist.ru

Развитие образовательных технологий начального профессионального образования (05.09.2007)

Автор: Михайлова Наталия Николаевна

Рис. 4. Структура образовательной технологии

начального профессионального образования, основанной на компетенциях

Гибкость является стержневой характеристикой образовательной технологии, основанной на компетенциях. Наряду с гибкостью специфику образовательной технологии отражают следующие основные принципы ее построения: системности и основанности на компетенциях; мотивации и актуализации содержания; модульности и вариативности; сопряженности и ориентации во времени; проблемности и деятельностного подхода; визуализации и опоры на ошибки.

Принцип системности и основанности на компетенциях направлен на реализацию компетентностного подхода, который акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Принцип модульности имеет достаточно широкую смысловую нагрузку. Он является основой индивидуализации при компетентностном построении содержания начального профессионального образования, так как определяет возможность выбора индивидуальной траектории продвижения при усвоении содержания образования, профессиональных и ключевых компетенций.

Модуль – это логическая завершенная и четко ограниченная часть содержания стандарта начального профессионального образования. Содержание каждого модуля связано с компетенциями учащихся. Для каждого модуля формулируется четкая, имеющая качественное выражение цель изучения. Для формулировки целей в сочетании с компетенциями в образовательной технологии используется таксономический подход, позволяющий не только критериально задать цели учебного процесса и воспитательной работы, но и провести качественную оценку стандартов и учебных материалов на модульно-компетентностной основе.

На современном этапе развития науки понятие модульности приобретает методологический смысл и выступает как один из основных принципов системного подхода. Модульность, ориентация на формирование компетенций и приоритет развития определяет динамичность и мобильность функционирования совокупности модулей и всей системы. Традиционное, чисто техническое представление о модуле, как о фиксированном функциональном узле, на наш взгляд, страдает определенной незавершенностью.

Диссертантом предлагается при организации учебно-производственной деятельности в системе НПО использовать интегрированный модуль, включающий учебные элементы теоретического и практического обучения и технологию практического обучения. При этом под технологией практического обучения понимается систематический метод планирования, организации, оценивания процесса практического обучения и формирования умений, профессиональных видов деятельности, компетенций путем построения учебно-производственного процесса на основе работы научно-обоснованных психологических конструкций, с учетом человеческих, технологических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения наиболее эффективного результата практического обучения.

Практическая подготовка будущих рабочих является обязательной составной частью всей системы начального профессионального образования, на которую отводится в среднем 50% учебного времени в зависимости от профессии и сроков обучения. Цель практического модуля состоит в формировании у учащихся практических действий – профессиональных навыков и умений. Переход от профессиональных навыков к умениям и далее к их продуктивному использованию ведет к формированию профессиональных компетенций. Профессиональные навыки и умения принято формировать индуктивным путем: от простых – к сложным, через постепенное накопление единичных – к комплексам. На основе усвоения профессиональных навыков и умений идет формирование целостной профессиональной деятельности.

В основе формирования профессиональной деятельности лежит освоение нормативно одобренных способов деятельности. Это цепочка последовательных переходов от цели к программе деятельности, а от нее к продукту деятельности.

Практический модуль содержит таксономии целей, детализируемые через наблюдаемые характеристики формируемых компетенций, совокупностью которых должны овладеть учащиеся. В них определяется уровень освещения каждого вопроса, степень формирования основных профессиональных умений. Качественное формирование видов профессиональной деятельности, автоматизация навыков, умений происходит по законам психофизиологии, через выполнение успешных попыток их выполнения в количестве, необходимом и достаточном для их перехода в качественное состояние. Поэтому нецелесообразно проектировать теоретическое обучение и учебно-производственную деятельность параллельно.

В качестве критерия технологичности организации учебного процесса диссертантом выделено умение учащихся правильно применять полученные знания при выполнении учебно-производственных заданий, которые проявляются с одной стороны, в правильном применении знаний для решения различных производственно-технических задач, а с другой стороны, в технически грамотном обосновании применяемых на практике приемов и способов выполнения работ. Достигается это за счет правильной организации упражнений учащихся в теоретическом и практическом модулях: освоение теоретических основ и целей осваиваемого продукта деятельности; разработка проекта, стратегии осваиваемой деятельности; пооперационное обоснование разработанного проекта деятельности; выявление ошибок, коррекция и адаптация нормативно одобренной деятельности к условиям ее выполнения (выработка навыка осознано применять полученные знания, развитие поисковых и творческих умений), и только теперь можно переходить к многократному повторению операций, формированию базовых умений и навыков профессии. Структура интегрированного модуля выглядит следующим образом (Рис. 5).

Рис. 5. Структура интегрированного модуля

Начинается обучение с постановки основной дидактической цели, изучения укрупненной дидактической единицы и постановки проблемы, обсуждения соотношения уровней усвоения учебных элементов в таксономии и их веса в баллах, определения минимального рейтинга теоретического и практического модуля, разработки структуры портфолио практического обучения. Интегрированный модуль состоит из теоретического и практического модулей. Теоретические занятия проводятся методом информационной накачки и через работу в малых группах, теория доводится до усвоения на запланированных уровнях. Это обеспечивает понимание запланированных к освоению умений и навыков практического модуля, их осмысление, многократный речевой проговор с комментариями, отработку предварительного алгоритма их выполнения с использованием продукционной модели представления информации.

Таким образом, в теоретическом модуле формируется готовность учащихся к практической отработке запланированных умений, навыков, видов профессиональной деятельности. Используемый рейтинг теоретического модуля и уровень проблемных заданий, решаемых учащимся, определяет готовность учащихся и дает допуск их к практической деятельности или отправляет учащихся на доработку теоретического материала.

Учащиеся, получившие допуск к учебно-производственной деятельности, получают возможность перевода внутренних умственных действий в практические умения. При правильной организации учебно-производственной деятельности формирование новых действий осуществляется без особого напряжения, без заучивания, как бы само собой обеспечивается сближение практических действии и умственной работы учащихся.

Учебный элемент «Выходной контроль» позволяет качественно оценить обученность учащихся с учетом рейтинга теоретического и практического модулей и определить уровень сформированости компетенций при помощи портфолио практического обучения. Сравнение полученных результатов с целями позволяет оценить качество организации интегрированного модуля и, если уровень не устраивает педагога или работодателя, то в организацию вносятся изменения (по распределению времени, уровню заданий, количеству практических упражнений).

Преимущества такого подхода организации учебно-производственной деятельности очевидны, но они будут получены полностью только в том случае, если и теоретический и практический подмодуль ведет один педагог, а это означает необходимость пересмотра должностных обязанностей и роли преподавателей спецпредметов и мастеров производственного обучения.

Одним из основных свойств предлагаемой образовательной технологии, основанной на компетенциях, является возможность ее воспроизведения педагогами для получения сходных результатов и поэтапного освоения. Это позволяет гарантировать достижение оптимального уровня качества образования при очень неоднородном, в среднем – недостаточно высоком уровне профессиональной подготовки педагогов и мастеров практического обучения в системе начального профессионального образования.

В третьей главе «Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях освоения образовательной технологии» проведен сравнительный анализ традиционного и современного подходов к определению и компонентам профессиональной компетентности педагога в условиях освоения образовательных технологий начального профессионального образования. Раскрыты сущность и цели педагогической деятельности и профессиональное становление личности педагога в условиях технологизации. На этой основе оценивается состояние педагогических кадров на начальном этапе освоения образовательных технологий. Проанализированы наиболее распространенные трудности при организации работы с педагогическим коллективом и в управлении методической работой при внедрении образовательных технологий.

В исследовании проведен социологический анализ уровня образования различных категорий работников начального профессионального образования и их готовности к освоению новых технологий. Опрошено более четырех тысяч слушателей ФПК ИРПО (таблица 2). Принимая во внимание исследования И.П Смирнова., Е.В Ткаченко., и результаты собственного анализа выявлен относительно низкий уровень квалификации педагогических работников системы начального профессионального образования. Это подтверждает актуальность проблемы развития профессионализма педагогических коллективов в условиях внедрения современных образовательных технологий.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что только одна четвертая часть педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования имеет высшее педагогическое образование. Причем с переходом на уровень колледжа и техникума уменьшается количество сотрудников со средним профессиональным образованием, растет число с высшим техническим образованием и уменьшается с высшим педагогическим.

Уровень образования педагогических работников

учреждений профессионального образования

Таблица 2

Типы образовательных

учреждений Уровни образования педагогов

Среднее проф.

образование Высшее

образование Высшее

педагогическое

образование

Профессиональное училище 27% 48% 25%

Лицей 29% 47% 24%

Колледж 17% 64% 19%

Техникум 13% 69% 18%

Учреждения внутрифирменного обучения 12% 87% 1%

В ходе исследования выявлены факторы, препятствующие освоению образовательных и педагогических технологий. Результаты диагностики, показывают, что 71% педагогов системы НПО переживают кризис отсутствия перспективы, 69% – кризис внешних обстоятельств , 54% – кризис отчуждения. Это позволило сделать вывод, что существенной составляющей для развития педагогического коллектива в условиях внедрения образовательной технологии является «профессиональная реабилитация педагога». Реабилитационный подход (в отличие от коррекционного) опирается на внутренний восстановительный потенциал педагога, для включения которого нужно создать определенные условия. При этом важно сначала достигнуть понимания педагогом необходимости сконцентрироваться на решении собственной проблемы профессиональной и личностной самореабилитации.

Учитывая динамику изменения требований к профессиональной компе-тентности педагога, целью организованного в рамках исследования повышения квалификации преподавателей было избрано формирование новой психолого-педагогической и организационно – управленческой компетентности педагогических кадров через обучение на основе передовых отечественных и зарубежных образовательных технологий. Профессионально-личностное развитие задается как одна из основных целей подготовки и переподготовки преподавателя. Освоение педагогических технологий рассматривается не как цель, а как средство оптимизации деятельности конкретного педагога и повышения качества профессионального образования в целом. Психологическая перестройка носит глубокий и масштабный характер, необходимый для формирования готовности педагогического коллектива к переводу образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития. Это позволяет учитывать закономерности профессионального развития преподавателя, формировать потребность в освоении образовательной технологии, которая в свою очередь позволяет реализовать современные цели профессионального образования.

Автором доказана необходимость применения здоровьесберегающих технологий как одного из условий повышения квалификации педагогических кадров. Подтверждена эффективность разработанной и апробированной «технологии защиты от стресса», направленной на выработку навыка стрессо-устойчивости у педагогов и включающая: самонаблюдение, релаксацию, компьютерную версию технологии БОС «Дыхание», саногенное мышление.

загрузка...