Delist.ru

Развитие образовательных технологий начального профессионального образования (05.09.2007)

Автор: Михайлова Наталия Николаевна

Структурные компоненты образовательных технологий

начального профессионального образования

Этап Задачи Основные педагогические технологии,

реализующие задачи этапа

Подготовительный

- разработка методологии и технологии проектирования модульно-компетентностного стандарта начального профессионального образования и модульно-компетентност-ных учебных материалов

Технологии: модульного обучения, моделирования содержания образования, целеполагания на таксономическом подходе в когнитивной и аффективной области, тестового контроля, мониторинга развития педагогической деятельности, оценки качества учебно-программной документации, учебных материалов, КИМов и т.д.

Адаптационно- коррекционный

- адаптация учащихся в образовательном учреждении;

- формирование готовности учащихся к освоению профессии и программы общего среднего образования;

- профессиональное доопределение учащихся в рамках профессии и мотивация к освоению профессии. Групповые формы обучения преобладают над индивидуальной учебной деятельностью, учебно-производственная деятельность минимизирована.

Технологии: потребностно-мотивационные, самостоятельной интенсификации учебной деятельности, группового и коллективного обучения, профессионального самоопределения, рейтингового контроля, проблемного обучения, саморазвития личности учащегося, уровневой дифференциации, единого государственного экзамена, новые информационные технологии.

Формирование базового профессионального образования

- формирование ключевых и профессиональных компетенций;

- освоение содержания базового компонента стандарта;

- освоение содержания общего среднего образования;

- формирование готовности к обучению в течение всей жизни

Групповые формы обучения применяются наравне с индивидуальной учебной деятельностью, с постепенным ее увеличением, доля времени на учебно-производственную деятельность равна в среднем 50 %.

Технологии: потребностно-мотивационные, уровневой дифференциации, укрупненных дидактических единиц и сжатия учебной информации, проблемно-модульного обучения, мониторинга эффективности обучения на уровне предмета, коллективной мыследеятельности, педагогических мастерских, учебного проектирования, квалиметрического мониторинга, образовательного учреждения, здоровьесберегающие технологии.

Формирование

повышенной

квалификации

или специализации

- формирование профессиональных компетенций повышенного уровня;

- формирование потребности в продолжении образования в профессиональной плоскости;

Индивидуальная форма учебной деятельности преобладает над групповыми формами обучения, доля времени на учебно-производственную деятельность максимальна.

Технологии: потребностно-мотивационные, уровневой дифференциации, педагогических мастерских, учебного проектирования, рейтингования образовательных учреждений, оценки уровня профессиональной подготовки, здоровьесберегающие технологии.

Аналитический

- оценка качества ГОС;

- оценка качества обучения;

- оценка качества деятельности образ. учреждения;

- рекомендации по коррекции ГОС и образовательной технологии.

Технологии: оценки качества ГОС, оценки уровня квалификации педагогического коллектива, оценки качества подготовки по профессии, оценки качества методического обеспечения и КИМ, рейтингования образовательного учреждения, стратегического развития образовательного учреждения.

Важным условием проектирования политехнологий на этапах образовательного процесса, с учетом выделенных критериев, является использование алгоритма, в котором каждый комплекс начинается с технологии целеполагания педагогической деятельности, и заканчивался технологией контроля и оценивания уровня сформированности компетенций (Рис. 3).

Рис. 3. Алгоритм проектирования образовательных и

политехнологий профессионального образования

в условиях личностно-развивающей парадигмы

Проектируемая политехнология на каждом этапе обучения зависит от содержания преподаваемого предмета и его целей. Имеет значение и уровень развития учащихся, степень их обучаемости. Часто именно этот параметр – способность учащихся работать по предложенной технологии определяет выбор той или иной технологии для оптимизации учебного процесса.

Комплексное применение выявленных психологических закономерностей и проектирование на их основе нормативно-исполнительского инструментария политехнологий, позволяет более полно реализовать цели преподавания, как теоретических дисциплин, так и учебно-производственной деятельности в учреждениях профессионального образования с учетом современных требований к подготовке профессионально-компетентных специалистов.

В ходе исследования, на основе сформулированных педагогических условий, была спроектирована образовательная технология начального профессионального образования, основанная на компетенциях (Рис. 4), которая включает в себя: ведущие принципы образовательной технологии; структуру и этапы образовательной технологии; критерии и алгоритм проектирования политехнологии для каждого этапа образовательной технологии профессионального образования; модульное обучение; технологию проблемного обучения; технологии групповой и коллективной учебной деятельности и «сжатия» информации; систему контроля и оценки сформированных компетенций, структуру учебного модуля теоретического и производственного обучения.

загрузка...