Delist.ru

Развитие образовательных технологий начального профессионального образования (05.09.2007)

Автор: Михайлова Наталия Николаевна

конкретизировать глобальные задачи обучения профессии, построить систему диагностируемых целей и технологий усвоения конкретного предметного содержания, представив квалификационные требования профессионального стандарта в терминах образовательного процесса с учетом уровней их сформированности;

выделить наблюдаемые характеристики формируемых компетенций и качеств учащихся и уровень их достижения в диагностируемой технологии обучения.

этап. Постановка дидактических целей технологизации

преподавания предметов и модулей, включенных

в образовательный стандарт и модель учебного плана.

Определение содержания обучения на основе обязательного минимума содержания модулей специального, профессионального блока, модулей повышенного уровня, основного общего или среднего (полного) образования. Выбор модели учебного плана обучения, содержание которой составляет необходимую информационную базу для достижения глобальных целей профессионального образования и вклада каждого предмета или модуля в конечный результат обучения основанного на компетенциях.

Выбор таксономии целей, на основе которой можно:

разработать системы однозначно диагностируемых целей усвоения определенного содержания по предметам и модулям на основе выбранной таксономии, выраженных на языке наблюдаемых действий учащихся;

выбрать и записать в таксономии педагогических целей параметры, с помощью которых можно наблюдать за динамикой формирования компетенций и качеств подготовки специалиста и определять уровень достижения диагностируемой цели.

Первый этап, скорее всего, не является предметом изучения технологии образовательного процесса и принадлежит сфере образовательной философии и политики. Однако уже на стадии проектирования образовательного стандарта следует одновременно начинать процесс проектирования образовательных технологий и поэтому он должен быть технологичным.

В диссертации обоснован и раскрыт важный признак технологичности образовательного стандарта, каким является формирование типа мышления обучаемого. Технологично, если уже на уровне образовательного стандарта закладывается тот тип мышления, который наиболее востребован в профессиональной деятельности. Нельзя будущего теоретика и будущего практика обучать по одной технологической системе. Технология обучения практика объективно направлена на решение конкретных проблемных ситуаций разной степени сложности, а для этого он должен иметь мобильные знания (знает и понимает), обладать гибкостью (применять, анализировать и синтезировать) и критичностью мышления (оценивать и прогнозировать). Таким образом, выбирая из множества таксономических подходов 6-уровневую таксономию Б. Блума и связав ее с компетенциями, можно уже на уровне образовательного стандарта создать условия для формирования в учебном процессе практико-ориентированного мышления и описания компетенций через соотнесение входящих в них умений и навыков с соответствующими уровнями в таксономии.

В исследовании показано, что для обеспечения технологичности и измеримости уровня усвоения содержания государственного образовательного стандарта НПО недостаточно задать диагностируемые конечные цели обучения, выразив их через ожидаемые действия учащихся. Необходимо еще выбрать определенную таксономию целей, отражающую динамику процесса усвоения, постепенное усложнение видов деятельности по мере интериоризации действий, перенос операций и действий в измененные ситуации, овладение учащимся все более усложняющимися системами действий и на этой основе разработать систему заданий и контрольно-измерительных материалов, которые однозначно определяют друг друга и не оставляют места для субъективности в оценке (Рис. 2).

Предлагаемый подход к повышению технологичности и измеримости уровня освоения образовательного стандарта позволяет реализовать многие направления развития стандартов, ориентированных на конечный результат:

повышение структурной и технологической гибкости стандартов;

переориентация образовательной технологии на результаты и уровень обученности каждого учащегося;

развитие технологий рейтингования образовательных учреждений и их самооценки, как фактора ориентации на результат;

свободное обновление содержания образовательного стандарта и компетенций с учетом требований работодателей;

комплексное представление об освоенных в ходе обучения компетенциях;

разработка технологически гибких модульных программ обучения;

проведение мониторинга государственных образовательных стандартов нового поколения на четкой критериальной основе.

Рис. 2. Система обеспечения технологичности и

измеримости уровня освоения требований образовательных стандартов

Разработка методологии стандартов нового поколения и реализация государственных стандартов НПО на модульной основе требует проектирования образовательных технологий, обеспечивающих достижение поставленных в них целей. Расчлененность образовательного процесса на ступени, стадии, уровни, этапы реализации образовательных стандартов, определение эффективных способов сочетания методов, форм обучения, применения информационных систем обучения, мастерство преподавателя и мастера производственного обучения, все это на практике может создать необходимые условия для перехода к технологической организации начального профессионального образования.

Организация учебно-воспитательного процесса не может быть одинаковой на всех этапах образования, поэтому диссертантом были сформулированы педагогические условия проектирования образовательных технологий:

применение последовательности проектирования «монотехнологии – политехнологии – образовательная технология»;

выделение пяти этапов проектирования образовательных технологий профессионального образования и определение их задач;

соблюдение критериев обеспечивающих взаимодополнение и взаимоусиление монотехнологий при проектировании политехнологий;

соблюдение алгоритма проектирования политехнологий для каждого этапа образовательных технологий.

Учитывая, что образовательные технологии проектируются для целостного процесса начального профессионального образования, то было обосновано, что они могут состоять из множества педагогических технологий, решающих частные задачи обучения, воспитания, развития, управления качеством образования и т.п.

Педагогические технологии, реализующее задачи отдельных компонентов учебно-воспитательного процесса, отдельных видов образовательной деятельности, формирования понятий, личностных качеств в исследовании отнесены к категории «монотехнологий».

Современный этап развития дидактики наряду с разработкой новых педагогических технологий требует их интеграции с уже известными в последовательности «монотехнологии – политехнологии – образовательные технологии». Проектирование позволяет создавать «политехнологии», которые аккумулируют достоинства интегрируемых «монотехнологий» и образуют целостность, позволяющую на основе парадигмы личностно-развивающего профессионального образования и компетентностного подхода переходить к нелинейному, синергетическому способу проектирования образовательных технологий и выходить на качественно новый уровень решения педагогических задач. Совокупность элементов целостного процесса образовательной технологии начального профессионального образования как система совместимых и взаимодополняющих педагогических монотехнологий в исследовании отнесена к категории «политехнологий». Для этого были соотнесены выделенные этапы, задачи и педагогические технологии (Таблица 1).

Выбор и сочетание различных монотехнологий при проектировании политехнологий осуществляется при на основе использования следующих критериев:

критерий научной концептуальности, предполагающий учёт при проектировании политехнологии психологических закономерностей и принципов, положенных в основу выбранных педагогических технологий;

критерий целеполагания, требования которого зависят от глобальной дидактической цели проектируемой политехнологии этапа и подбора монотехнологий, позволяющих выстроить совокупность их локальных целей для отдельных частей учебно-воспитательного процесса;

критерий частно-методический, ориентирующий на выбор и встраивание в политехнологию монотехнологий, учитывающих специфику;

целей, содержания учебной дисциплины и применяемых в ней методов обучения;

критерий конфигурации системы, отражающий идею совместимости и взаимодополняемости, расположения монотехнологий в структуре политехнологии, позволяющий более эффективно реализовать ту или иную локальную дидактическую цель совместно, нежели «поодиночке»;

6. критерий готовности обучающихся, предполагающий учёт учебных и интеллектуальных возможностей учащихся;

7. критерий готовности обучающих, требующий учета уровня подготовленности преподавателя к реализации монотехнологий входящих в политехнологии этапов образовательных технологий, уровня развития педагогической деятельности и личности педагога.

Таблица 1

загрузка...