Delist.ru

Развитие образовательных технологий начального профессионального образования (05.09.2007)

Автор: Михайлова Наталия Николаевна

Классифицированы виды моделей развития педагогического коллектива в условиях внедрения образовательных технологий начального профессионального образования:

– модель внедрения образовательных технологий на основе психологической перестройки педагога, содержащая эволюционный подход к внедрению образовательных технологий, с выделением этапов и определением методов и форм работы с педагогическим коллективом;

– модель внедрения образовательных технологий на основе динамики развития внутриличностных противоречий построенная на диагностичной постановке целей образовательного процесса, осознании невозможности их достижения в рамках традиционной системы;

– модель внедрения образовательных технологий на основе конструктивного изменения поведения педагога, построенная на циклическом характере развития педагога и мониторинге качества педагогической деятельности.

Теоретическая значимость исследования.

1. Обосновано и раскрыто новое направление теории профессиональной педагогики – личностно-развивающая парадигма, обусловленная спецификой начального профессионального образования и необходимостью перехода от преимущественно информационной образовательной технологии к практико-ориентированной, что позволяет более полно реализовать задачи производственного обучения, составляющего в системе НПО более 50% учебного времени.

2. Создана методология разработки технологически эффективной модели государственных стандартов начального профессионального образования нового поколения, что позволило осуществить их построение с учетом требований Копенгагенской Декларации. На основе двухуровневой структуры (базовый и повышенный уровни) определены новые требования к разработке образовательных технологий начального профессионального образования и в целом их научно-методическому обеспечению.

3. Разработана теоретико-методологическая база проектирования образовательных технологий начального профессионального образования позволяющих эффективно осуществлять одновременный процесс освоения теоретических знаний с их закреплением и реализацией в практической деятельности. Сформулированные в диссертации концептуальные подходы создают возможность вести дальнейшие теоретические разработки, связанные с содержательной, процессуальной и ресурсной сторонами проектирования образовательных технологий начального профессионального образования.

4. Дано определение технологии практического обучения в начальном профессиональном образовании, классифицированы ее структурные компоненты, выделены монотехнологии, эффективные для организации процесса освоения рабочей профессии.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная и экспериментально проверенная методология проектирования образовательных технологий может быть использована при разработке государственных образовательных стандартов нового поколения, содействует повышению эффективности формирования и развития профессиональной компетентности педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования и создает предпосылки для создания современных программ повышения квалификации преподавателей и мастеров практического обучения.

1. На основе авторской концепции технологизации образовательного процесса разработан и введен в действие Минобразованием РФ (2005 г.) государственный стандарт НПО нового поколения по профессии «Мастер сухого строительства».

2. Положения и выводы диссертационного исследования изложены в 4 монографиях по теоретическим проблемам развития технологий профес-сионального образования, 4 учебных пособиях по применению педагогических технологий в начальном и среднем профессиональном образовании, 7 методических рекомендациях по организации работы с педагогическим коллективом на этапе освоения новых образовательных технологий, 2 программах проблемного обучения математике на основе заданий с профессиональной направленностью.

Диссертантом издано 7 учебно-методических пособий с грифом Министерства образования РФ с целью их апробации и внедрения.

3. Разработаны и апробированы 10 авторских программ повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, в том числе:

– «Психолого-педагогические основы образовательных технологий» (80 часов);

– «Модели внедрения образовательных технологий. Мониторинг качества образования» (80 часов);

– «Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров через освоение управленческо-педагогической деятельности» (80 часов);

– «Комплексный подход к применению педагогических технологий» (80 часов);

– «Специфика работы практического психолога с педагогическим коллективом на этапе внедрения образовательных технологий» (40 часов);

– «Психологический тренинг развития профессионального самопознания педагога» (40 часов);

– «Конфликтология» (40 часов);

– «Целеполагание педагогической деятельности в условиях технологизации образования» (40 часов);

– «Здоровьесберегающие технологии в профессиональном образовании, технология защиты от стресса» (40 часов);

– «Квалитативные технологии в профессиональном образовании, мониторинг оценки качества профессионального образования» (40 часов).

4. Разработан комплект учебно-методического обеспечения курсов повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения по теме «Внедрение образовательных технологий профессионального образования и реабилитация педагогических кадров» включающий программу, мультимедийные материалы, тесты и технологии «Биологической обратной связи». Установлена типология затруднений педагогов в процессе освоения новых образовательных технологий на модульно-компетентностной основе и выделены монотехнологии, позволяющие устранять эти затруднения

5. Разработана и апробирована модель внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий, в том числе «технологию защиты от стресса», которая включает: самонаблюдение, релаксацию, компьютерную версию технологии БОС «Дыхание», саногенное мышление.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены исходными позициями, связанными с критическим изучением традиционной организации учебного процесса, реальным уровнем развития педагогической деятельности, репрезентативностью результатов педагогической диагностики, подтвердивших правильность выдвинутой гипотезы.

Достоверность обеспечена достаточной длительностью (более десяти лет) и многократной повторяемостью опытно-экспериментальной работы, позволяющей провести объективный анализ разработанных педагогических условий проектирования образовательных технологий профессионального образования и концептуальных моделей развития педагогического коллектива на основе внедрения образовательных технологий. Общая репрезентативность объема выборок составила более 5000 респондентов.

На защиту выносится:

1. Личностно-развивающая парадигма начального профессионального образования, обусловленная спецификой практико-ориентированного характера этого уровня образования, преобладающим объемом (до 50%) в учебном процессе практической подготовки. Ее технологический эффект состоит в превращении учащегося в субъект познавательной, профессиональной и социокультурной деятельности, замене преимущественно информационного характера обучения на практико-ориентированное, нацеленности образовательных технологий на развитие компетенций квалифицированного рабочего.

2. Технологическая модель двухуровневой структуры государственных стандартов начального профессионального образования нового поколения (базовый и повышенный уровни), система измерения технологичности и уровня освоения требований образовательных стандартов.

3. Методология проектирования технологий начального профессионального образования на основе последовательного формирования «монотехнологии – политехнологии – образовательная технология», обеспечивающая освоение необходимых профессиональных модулей и компетенций, их мониторинг и технологичную и измеримую оценку.

4. Образовательная технология, основанная на компетенциях, позволяющая реализовать требования государственных образовательных стандартов НПО нового поколения, предоставляющая возможность планировать результаты обучения в виде диагностично и операционально-заданных целей.

5. Концепция развития педагогического коллектива на основе внедрения образовательных технологий начального профессионального образования, включающая: принципы технологизации профессионального образования; систему управленческих, психолого-педагогических, технологических условий освоения педагогом образовательных технологий; комплекс моделей внедрения образовательных технологий.

Апробация результатов исследования.

Промежуточные и итоговые результаты исследования обсуждались и были одобрены на Всероссийских, региональных семинарах и конференциях. В том числе на Всероссийской научно-практической конференции «Рынок труда и профессиональное образование» (Москва 1997г.); на научно-практической конференции «Профессиональное обучение в условиях рынка труда: новые технологии и эффективность» (Московская область 1999 г.); на восьмом симпозиуме «Теория и практика квалиметрического мониторинга образования России» (Москва 1999г.); на Международной конференции ЮНЕСКО «Проблемы качества профессионального образования в начале ХХI века» (Москва 2001г.); на научно-практической конференции «Повышение технологичности, измеримости государственного образовательного стандарта и образовательных технологий» (Ижевск 2006г.); «Вклад кафедр педагогики в развитие образования» (С-Петербург 2006), на пятых педагогических чтениях «Проектирование образовательных технологий в НПО» (С-Петербург 2007), докладывались на ученом совете Института развития профессионального образования (1999-2005 гг.)

Апробация теоретических основ проектирования образовательных технологий в учреждениях начального и среднего профессионального образования проводилась на Факультете повышения квалификации Института развития профессионального образования, где автор более 15 лет возглавляла кафедру «Образовательных технологий и мониторинга образовательных услуг» и в Институте социального и образовательного менеджмента, где автор возглавляет кафедру «Профессиональной педагогики».

Под научным руководством соискателя 8 участников эксперимента защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

Структура работы: диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии. Общий объем работы составляет 433 страницы. Список литературы включает 453 источника российских и зарубежных авторов. Результаты исследования отражены в четырех монографиях, четырех учебных пособиях, 7 методических рекомендациях, а также в научных публикациях общим объемом 121,7 печ. л., в том числе в 30 изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Основное содержание диссертации

загрузка...