Delist.ru

Развитие образовательных технологий начального профессионального образования (05.09.2007)

Автор: Михайлова Наталия Николаевна

методологии и теории педагогических исследований (Т.А. Ильина, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, Л.Г. Логинова, А.Я. Найн, В.М. Полонский);

теории профессионально-педагогического образования (П.Ф. Кубрушко, Т.С. Панина, Г.М. Романцев, Е.В. Ткаченко)

педагогики и психологии образования взрослых (Т.Г. Браже, С.Г. Вершловский, О.Г. Грохольская, Н.Н. Лобанова);

методики оценки педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин);

методологических основ педагогического проектирования (Е.С. Заир-Бек, А.М. Моисеев, В.Е. Радионов, А.П. Тряпицына).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

– логико-исторический анализ педагогических технологий и их развития в условиях современных требований образования;

– теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы опыта и практики адаптации образовательных технологий;

– теоретический анализ научных трудов стандартизации начального профессионального образования, теоретических основ повышения их технологичности и измеримости;

– обобщение и проведение аналогий, моделирование, анализ и синтез, системный подход;

– статистический анализ качества педагогических кадров и динамики их развития в соответствии с современными требованиями;

– проектирование моделей программно-целевого управления педагогическим коллективом;

– опытно-экспериментальная проверка – педагогическое наблюдение, психологическое тестирование, анкетирование, экспертиза, собеседование;

– непосредственное участие в управлении процессом внедрения образовательной технологии начального профессионального образования.

Экспериментальная база исследования.

Основная научно-исследовательская, опытно-поисковая и экспериментальная работа осуществлялась на базе факультета повышения квалификации Института развития профессионального образования, Института социального и образовательного менеджмента, учреждений профессионального образования г. Москвы и ряда других субъектов Федерации (Калининградской области, Белгородской области, Ханты-Мансийского автономного округа).

Всего в эксперименте участвовало более 50 учреждений НПО и СПО, около 4000 педагогов и 1000 мастеров производственного обучения.

Этапы исследования.

Первый этап (1998-2000г.г.) – Изучение научных источников, анализ и выбор методологических подходов исследования, научных разработок и практического опыта проектирования и внедрения образовательных технологий в учреждениях профессионального образования, диагностика уровня развития профессиональной квалификации педагогических кадров.

Второй этап (2000-2003г.г.) – Формирование понятийного аппарата исследования, мониторинг повышения квалификации педагогических кадров в условиях перехода от традиционной системы обучения к использованию современных образовательных и педагогических технологий, эффективных в профессиональном образовании. На этом этапе была определена стратегия проектирования и внедрения педагогических технологий, определен круг задач, проведены констатирующие эксперименты.

Третий этап (2003-2007 г.г.) – выявление закономерностей и условий повышения технологичности и измеримости государственных образовательных стандартов нового поколения на модульной основе. Разработаны педагогические условия проектирования образовательных технологий начального профессионального образования, спроектирована образовательная технология, основанная на компетенциях, теоретически обоснованы условия и модели внедрения образовательных и педагогических технологий, проводилась экспериментальная апробация, обобщение и систематизация полученных результатов.

Научная новизна исследования состоит в том, что полученные результаты в своей совокупности содержат решение проблемы проектирования и развития современных образовательных технологий, основанных на личностно-развивающей парадигме, использовании компетентностного подхода к разработке государственных образовательных стандартов начального профессионального образования нового поколения.

В ходе диссертационного исследования:

1. Разработана концепция личностно-развивающей парадигмы обучения, которая обусловлена спецификой практико-ориентированного характера начального профессионального образования, преобладающим объемом практической подготовки (50% учебного времени) и предполагает проектирование образовательных технологий по усвоению новых знаний и их материализации в самом процессе учебно-производственной деятельности.

Доказано, что личностно-развивающая парадигма предполагает субъектность учащегося как необходимый дидактический метод и цель образования, замену преимущественно информационных педагогических технологий на практико-ориентированные, когда и постановка целей и логика построения учебного процесса обеспечивают формирование компетенций квалифицированного рабочего.

2. Создана методология обеспечения измеримости и технологичности государственных образовательных стандартов НПО нового поколения, учитывающая требования Копенгагенской Декларации по обеспечению компетентностного подхода к их разработке и технологизации образования. С использованием данной методологии разработан и введен в действие приказом Минобразования РФ первый из стандартов НПО нового поколения по профессии «Мастер сухого строительства» (2005 г.)

С целью повышения технологичности стандарт начального профессионального образования нового поколения впервые построен в двухуровневой структуре (базовый и повышенный уровни), а содержание образования в них представлено в виде учебных модулей, элементов, соответствующих диагностическим этапам обучения. В структуру стандартов впервые включены как надпрофессиональные, так и профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник. Уровневая структура и модульное построение стандарта позволили разработать педагогические условия проектирования образовательных технологий, которые предусматривают поэтапное обучение и позволяют реализовать принцип непрерывного профессионального образования.

3. Впервые осуществлено проектирование образовательной технологии начального профессионального образования, основанной на компетенциях, модульной основе и интегрированных программах начального и среднего профессионального образования. Введены понятия «монотехнологии» и «политехнологии» как структурных компонентов методика проектирования образовательных технологий. Обоснованы характеристики и разработаны «монотехнологии», решающие частные задачи отдельных компонентов образовательного процесса и «политехнологии» (интегрированные группы монотехнологий), а также классифицированы компоненты процесса проектирования образовательных технологий НПО. Показано, что «политехнологии» аккумулируют достоинства интегрируемых «монотехнологий», дают взаимоусиление развития всех субъектов образовательного процесса, причем совокупный результат превышает простое суммирование отдельных составляющих монотехнологий.

4. Разработаны педагогические условия проектирования и развития образовательных технологий НПО:

проектирование образовательного процесса в последовательности от монотехнологий к политехнологиям и к целостной образовательной технологии;

выделение пяти этапов проектирования образовательных технологий профессионального образования и определение задач (подготовительный, адаптационно-коррекционный, формирование базового профессионального образования, формирование повышенной квалификации или специализации, аналитический);

соблюдение критериев, обеспечивающих взаимодополнение и взаимоусиление монотехнологий при проектировании политехнологий (научной концептуальности, целеполагания, частно-методического, конфигурации системы, ориентации содержания во времени, готовности обучающихся, готовности обучающих);

соблюдение алгоритма проектирования политехнологий для каждого этапа образовательных технологий.

Определено ведущее методологическое условие построения образовательной технологии, основанной на компетенциях, обеспечивающей реализацию личностно-развивающей парадигмы начального профессионального образования, которая состоит в организации самостоятельной учебной деятельности учащихся по решению проблемных заданий, проектировочной деятельности. Эта деятельность, являясь основой технологичности образовательного процесса, позволяет формировать практико-ориентированный тип мышления, востребованный в производственной деятельности.

Доказана технологическая эффективность интеграции содержания НПО и СПО, что позволяет повысить качество подготовки квалифицированных рабочих кадров. С участием диссертанта разработана методика интеграции разноуровневых учебных программ.

5. Разработана классификация педагогических технологий начального профессионального образования, включающая группы: технологии дидакти-ческого реконструирования и моделирования содержания образования; предметно-ориентированные технологии обучения; технологии организации саморазвития и самовоспитания учащихся; технологии интенсификации деятельности учащихся; контрольно-оценочные технологии, здоровьесберегающие технологии; квалитативные технологии и др. Спроектированная образовательная технология, основанная на компетенциях, гибкая, цельная, открытая, корректируемая, с высокой степенью визуализации предоставляет возможность планировать результаты обучения в виде диагностично и операционально-заданных целей.

6. Выявлены и систематизированы критерии эффективности развития педагогического коллектива по степени их значимости на этапе перехода от традиционной организации учебного процесса к современным образовательным технологиям: возрастные кризисы, профессиональный консерватизм, стереотипность мышления, отсутствие психолого-педагогического минимума знаний, низкий уровень развития рефлексии, эмпатии, неадекватная самооценка, отсутствие внутренней мотивации к саморазвитию и др.

Автором обоснована необходимость «распредмечивания» методической работы, как условие развития профессионализма педагогов и успешного внедрения образовательных технологий начального профессионального образования. В дополнение к традиционной организации методических объединений педагогов по предметно-ориентированному принципу разработаны принципы функционирования их объединений на основе осваиваемой педагогической технологии.

Создана новая методика повышения квалификации педагогов основанная на приоритете развивающей цели над обучающей, опережающей «профессиональной реабилитации педагога», организации психологического сопровождения развития педагогического коллектива с использованием здоровьесберегающих технологий.

7. Разработана концепция внедрения образовательных технологий начального профессионального образования, включающая: принципы технологизации профессионального образования; систему управленческих, психолого-педагогических, технологических условий внедрения образовательных технологий; модели внедрения образовательных технологий. Доказано, что более эффективное внедрение образовательных технологий проходит при поэтапном включении педагогов в освоение монотехнологий, организации деятельностного подхода в методической работе, применении методов реабилитационной педагогики.

загрузка...