Delist.ru

Развитие образовательных технологий начального профессионального образования (05.09.2007)

Автор: Михайлова Наталия Николаевна

проектирование измеримых результатов обучения, воспитания и развития учащихся;

организацию, управление образовательным взаимодействием и оценку качества образовательных услуг;

эффективную организацию целостного образовательного процесса, содействующего рефлексивному освоению субъектами образовательного процесса социального и индивидуального опыта;

модели обучения, обеспечивающие достижение заданного государственным образовательным стандартом результата.

Педагогическая технология рассматривается в более узком смысле как конкретный инструментарий преподавателя учреждения профессионального образования, объект дидактических исследований и прикладных разработок, позволяющий оптимизировать деятельность всех субъектов учебного процесса и достигать поставленных целей в отдельных компонентах управления качеством образования, организации учебно-воспитательного процесса, формировании ключевых и профессиональных компетенций и качеств учащихся.

Термины «проектирование» и «внедрение» используются для анализа деятельности по обеспечению квалиметрического психолого-педагогического прогнозирования, формирования инновационного замысла и дидактики начального профессионального образования, исходя из отечественного и зарубежного опыта, в рамках личностно-развивающей парадигмы.

Развитие педагогического коллектива в процессе проектирования и внедрения образовательных технологий в диссертации определяется как активное изменение ценностных ориентаций педагогов, приводящих к построению новых целей образования, организации психологически и технологически грамотной педагогической деятельности.

Анализ научных исследований по избранной проблеме позволил выявить следующие противоречия:

– между повышенными требованиями рынка труда к уровню профессиональной подготовки рабочих кадров и отсутствием эффективных образовательных технологий для их обучения в системе начального профессионального образования;

– между необходимостью проектирования образовательных технологий для специфических условий начального профессионального образования и слабой разработанностью теоретических основ личностно-развивающей парадигмы, обеспечивающей практико-ориентированный характер профессионального образования;

– между значительным количеством эффективных образовательных и педагогических технологий общего среднего образования и их недостаточной адаптацией для начального профессионального образования;

– между содержанием государственных стандартов начального профессионального образования нового поколения и отсутствием целостных образовательных технологий их освоения;

– между объективной потребностью в подготовке педагогов с высоким уровнем владения образовательными технологиями начального профессионального образования и недостатком знаний об их природе и типах, содержании и организации процесса обучения;

– между необходимостью совершенствования профессиональной подготовки педагогов на основе компетентностного подхода и традиционной системой их переподготовки и повышения квалификации.

С учетом вышеизложенного проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: каковы теоретические основы и педагогические условия проектирования образовательных технологий начального профессионального образования, ориентированных на опережающую подготовку рабочих, в условиях динамично развивающегося и производства и каковы условия их внедрения в практику?

Решение этой проблемы составляет цель исследования: проектирование образовательных технологий основанных на личностно-развивающей парадигме, обеспечивающей эффективную реализацию требований государственного образовательного стандарта нового поколения начального профессионального образования.

Теоретическая значимость и практическая актуальность разрешения выявленных противоречий и анализ состояния проблемы определили тему диссертации: «Развитие образовательных технологий в начальном профессиональном образовании»

Объект исследования: современные образовательные технологии профессионального образования и организация на их основе учебно-воспитательного процесса.

Предмет исследования: педагогические условия проектирования и внедрения образовательных технологий начального профессионального образования.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что педагогические условия проектирования, апробация и внедрение образовательных технологий начального профессионального образования создают предпосылки для реализации личностно-развивающей парадигмы и являются важным фактором развития компетентного педагогического коллектива.

Эффективность этого процесса будет повышена, если:

– разработка педагогических условий проектирования и внедрения образовательных технологий начального профессионального образования осуществляется на основе личностно-развивающей парадигмы профессионального образования и включает обоснование содержательного, организационного и рефлексивного компонентов;

– проектирование образовательных технологий осуществляется на основе требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки обучающегося, содержащихся в государственных стандартах НПО нового поколения на модульной основе, для получения рабочей квалификации;

– на основе государственного образовательного стандарта нового поколения будет разработана классификация и осуществлен отбор педагогических технологий, эффективных в системе начального профессионального образования;

– освоение образовательных и педагогических технологий будет рассматриваться как средство оптимизации учебно-воспитательной деятельности и формирования потребности в профессионально-личностном развитии педагога;

– процесс внедрения образовательных технологий будет базироваться на принципах, условиях и концептуальных моделях внедрения, способствующих развитию творческого потенциала субъектов образовательного процесса и обеспечивающих поэтапное освоение технологий.

В соответствии с целью, гипотезой, объектом и предметом исследования сформулированы задачи исследования:

1. Определить степень разработки теоретической проблемы проектирования образовательных технологий в начальном профессиональном образовании.

2. Разработать классификацию педагогических технологий, позволяющих реализовать современные цели системы начального профессионального образования.

3. Обосновать личностно-развивающую парадигму начального образования и требования к повышению технологичности и измеримости государственных образовательных стандартов нового поколения, в том числе на модульной основе.

4. Обосновать педагогические условия проектирования образовательных технологий начального профессионального образования, раскрыть сущность, структуру и содержательные характеристики образовательной технологии, основанной на компетенциях.

5. Сформулировать условия внедрения образовательных технологий, выявить критерии профессиональной компетентности и готовности преподавателей и мастеров производственного обучения к их освоению.

6. Осуществить экспериментальную проверку эффективности педагогических условий проектирования и внедрения образовательных технологий, основанных на личностно-развивающей парадигме образования, в системе начального профессионального образования.

Методологической основой исследования являются философские положения о диалектическом единстве теории и практики; фундаментальные работы в области теории общего и профессионального образования; теоретические положения о сущности педагогического процесса и содержании образования, активизации познавательной деятельности; концепция личностно-развивающего профессионального образования.

Исследование опирается на теоретические разработки в области:

педагогики начального профессионального образования (В.В. Анисимов, С.Я. Батышев, А.П. Беляева, В.П. Беспалько, С.И. Вершинин, А.Т. Глазунов, А.М. Новиков, М.С. Савина, И.П. Смирнов, А.Г. Схиртладзе, Е.И. Тупикин, Л.А. Харисова, О.Б. Читаева);

управления развитием образовательного учреждения в инновационном процессе (К.Г. Кязимов, В.С. Лазарев, В.И. Лисов, Г.В. Мухамет-зянова, М.М. Поташник, М.С. Савина, Н.К. Сергеев, К.А. Скворчевский, И.П. Смирнов, А.В. Тодосийчук, Т.И. Шамова, В.А. Якунин);

технологического подхода к обучению (В.П. Беспалько, Б. Блум, Н.В. Борисова, В.В. Гузеев, О.В. Довженко, М.В. Кларин, А.М. Кушнир, В.М. Монахов, Г.К. Селевко, А.И. Уман Д.В. Чернилевский, М.А. Чошанов, В.В. Юдин).

историко-педагогических аспектов теории и практики педагогических технологий (В.И. Боголюбов, В.В. Карпов, М.В. Кларин, Г.А. Федотова);

теории деятельности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.А. Деркач, В.П. Зинченко, Д.И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков);

загрузка...