Delist.ru

Развитие образовательных технологий начального профессионального образования (05.09.2007)

Автор: Михайлова Наталия Николаевна

Результаты эксперимента подтверждают обоснованность выводов об эффективности разработанных моделей, а также дают основание рассматривать их как эффективное средство самоподготовки педагогов к освоению образовательной технологии начального профессионального образования, основанной на компетенциях.

Анализ результатов экспериментальной работы позволил сделать вывод, что модель внедрения образовательных технологий на основе психологической перестройки педагога наиболее эффективна. Она позволила при апробации детализировать её с учетом внешних и внутренних факторов, при которых происходило освоение технологий, при этом общая последовательность шагов всегда была выдержана и помогла созданию разнообразных рабочих моделей развития педагогического коллектива на основе психологической перестройки педагога.

Опытно-экспериментальная работа подтверждает выдвинутую в исследовании гипотезу о необходимости перехода на личностно развивающую парадигму обучения и проектирования на ее основе образовательной технологии начального профессионального образования, основанной на компетенциях, которая является важным фактором развития компетентного педагогического коллектива.

В заключении обобщены основные результаты исследования и излагаются основные выводы и результаты:

Полученные теоретические и экспериментальные данные позволили обосновать методологическую базу, принципы, тенденции, цели, задачи, содержание, структуру и алгоритм проектирования образовательных технологий начального профессионального образования, концепцию развития педагогического коллектива на основе их освоения, условия и модели ее внедрения.

1. В диссертации обоснована личностно-развивающая парадигма обучения и условия ее реализации в системе начального профессионального образования. Доказано, что личностно-развивающая парадигма может стать более эффективной альтернативой традиционному образованию. Она предполагает субъект-субъектные отношения, результатом которых являются не столько «ориентированные» на учащегося знания, а он сам, развитие личностного потенциала учащегося и педагога. Основной целью такого образования становится не передача максимального объема знаний, как в традиционном обучении, а привлечение субъектов образовательного процесса к таким составляющим педагогической технологии как целеполагание, отбор содержания, оценка результатов и т.п. Это предполагает иные закономерности проектирования образовательной технологии, когда за основу берется не процесс предметного обучения, а самоорганизация обучения, когда личностный практический опыт доминирует над знаниевым компонентом.

2. Проведенный в ходе исследования анализ зарубежного опыта развития национальных систем профессионального образования позволил выделить базовые модели образовательных стандартов профессионального образования, выявить их недостатки и преимущества, обосновать методологию проектирования двухуровневых стандартов НПО нового поколения и соответствующей им образовательной технологии.

Подобный подход позволяет учесть требования Копенгагенской Декларации. При этом структура стандартов нового поколения обретает модульную основу и учитывает современные тенденции интеграции систем начального и среднего профессионального образования в России.

3. В ходе исследования выявлены и систематизированы основные признаки технологичности образовательного стандарта: построение двухуровневой структуры (базовый и повышенный уровни), переход к стандартам, основанным на результатах, системное описание квалификаций в терминах компетенций, реализация опережающей функции образования. Для этого разработан таксономический подход к описанию целей, включающий умения и навыки из перечня компетенций и уровни усвоения содержания образования, выраженные в ожидаемых видах деятельности учащихся. Доказана необходимость разработки заданий с постепенным усложнением видов деятельности по мере интериоризации действий, заданий на перенос операций и действий в измененные ситуации, и на этой основе разработки системы контрольно-измерительных материалов, которые однозначно определяю уровень реализации цели и не оставляют места для субъективности в оценке. При выполнении этих условий возможно применение технологий квалиметрического мониторинга государственных образовательных стандартов и профессионального образования в целом.

4. При разработке методологии проектирования образовательных технологий в учреждениях профессионального образования диссертантом введены новые понятия «монотехнологии» и «политехнологии» как элементы, которые позволяют организовать более гибкий и вариативный процесс проектирования и внедрения образовательных и педагогических технологий. Разработана классификация педагогических технологий начального профессионального образования, включающая основные направления технологизации образования: технологии профессионального образования теоретического и практического обучения, технологии педагогического менеджмента, социально-педагогические технологии, квалиметрические образовательные технологии.

5. Выявлены и обоснованы педагогические условия проектирования образовательных технологий начального профессионального образования включающие:

последовательность проектирования образовательных технологий «монотехнологии – политехнологии – образовательная технология»;

этапы, определяющие специфику образовательных траекторий в начальном профессиональном образовании: подготовительный, адаптационно-коррекционный, формирование базового профессионального образования, формирование повышенной квалификации или специализации, аналитический;

задачи каждого этапа образовательных технологии и педагогические технологии, позволяющие гарантировать их достижение;

критерии организации проектирования из монотехнологий и политехнологий цельной образовательной технологии начального профессионального образования: научной концептуальности, целеполагания, конфигурации системы, ориентации содержания во времени, готовности обучающихся, готовности обучающих.

схема проектирования образовательных технологий начального профессионального интегрирующая группы технологий: целеполагания, основанного на компетенциях; моделирования содержания образования; предметно-ориентированных; управления учебной деятельностью учащихся; интенсификации самостоятельной учебной деятельности; социально-педагогических; квалиметрических, педагогического менеджмента; контроля и оценивания.

6. Спроектирована образовательная технология начального профессионального образования, основанная на компетенциях.

С этой целью:

сформулированы ведущие принципы: системности и основании на компетенциях; мотивации и актуализации содержания; модульности и вариативности; сопряженности и ориентации во времени; проблемности и деятельностного подхода; визуализации и опоры на ошибки;

разработана структура образовательной технологии, основанной на компетенциях, включающая: структуру и этапы образовательной технологии; критерии и алгоритм проектирования политехнологий для этапов образовательных технологий, технологию модульного обучения; технологию проблемного обучения; технологии группового обучения, технологию «сжатия» информации; технологию практического обучения систему контроля и оценки сформированных компетенций;

разработана структура учебного модуля теоретического обучения, интегрированного с производственным обучением, и включающая: вводно-мотивационный учебный блок, структуру теоретического блока (обеспечивающего интериоризацию теоретических знаний), структуру практического блока (обеспечивающего многократное повторение и полную интериоризацию навыков и умений), контрольно-оценочный блок.

7. В ходе исследования выявлено, что для системы начального профессионального образования характерен относительно низкий уровень квалификации педагогических работников, что предполагает необходимость специальной организации работы с педагогами по формированию рациональных приемов педагогической деятельности. Переход к личностно-развивающей парадигме профессионального образования меняет требования к педагогу, который обязан передать учащемуся не только знания предмета, а опыт личностной самоорганизации в обучении.

Выявлены факторы, снижающие эффективность развития педагогической деятельности на этапе перехода от традиционной организации учебного процесса к современным образовательным технологиям: возрастные кризисы, профессиональный консерватизм, стереотипность мышления, отсутствие психолого-педагогического минимума знаний, низкий уровень развития педагогической деятельности, рефлексии, эмпатии, неадекватная самооценка, отсутствие внутренней мотивации к саморазвитию.

Обосновано, что повышение квалификации педагогов, основанное на внедрении образовательной и педагогических технологий, важно начинать с приоритета развивающей цели над обучающей, с «профессиональной реабилитации педагога», с «распредмечивания» организации методической работы по освоению педагогических технологий и организации психологического сопровождения развития педагогического коллектива с использованием здоровьесберегающих технологий.

8.  Полученные в ходе исследования выводы позволили сформулировать концепцию развития педагогического коллектива на основе внедрения современных образовательных технологий НПО, выявить и сформулировать психологические, технологические и управленческие условия управления процессом технологизации, разработать модели внедрения образовательных технологий. Результаты диагностики и проведенного мониторинга подтвердили выдвинутую гипотезу, что проектирование, апробация и освоение образовательных технологий начального профессионального образования создает предпосылки для реализации личностно-развивающей парадигмы, является важным фактором формирования компетентного педагогического коллектива. Экспериментальная работа с педагогическими коллективами учреждений профессионального образования г. Москвы и ряда регионов России подтвердила эффективность поэтапной организации перехода от частно-методической системы к технологической на основе моделей внедрения образовательных технологий.

Проведенное исследование обладает прогностическим потенциалом. Необходимо продолжить разработку методологии образовательных стандартов нового поколения с точки зрения повышения их технологичности и измеримости, интеграции начального и среднего профессионального образования, теоретических основ внедрения образовательной технологии, основанной на компетенция, в учреждениях профессионального образования, технологий повышения квалификации действующих педагогических кадров и подготовки педагогов нового поколения, способных работать в компетентностно-ориентированном образовательном процессе.

Основное содержание исследования отражено в 4 монографиях,

13 учебно-методических пособиях, а также в 62 публикациях,

в том числе 30 в изданиях, рекомендованных ВАК.

Монографии:

Михайлова Н. Н. Проектирование образовательных технологий в профессиональном колледже. М.: Издательство НОУ ИСОМ, 2007. (14,5 п.л.)

Михайлова Н. Н. Управление внедрением образовательных технологий эффективных в профессиональном образовании. Монография. – М.: Издательский Центр АПО, 2001. (10,5 п.л.)

Михайлова Н. Н. Целеполагание педагогической деятельности в условиях технологизации образования. Монография. – М.: Издательство ИРПО РФ, 2001. (11,7 п. л.)

Михайлова Н. Н. (в соавторстве) Технология управления развитием педагогической деятельности. Монография – М.: Издательство ИРПО РФ, 2001. (авторский текст – 11 п. л.)

Учебные пособия и методические рекомендации

Михайлова Н. Н. (в соавторстве) Мониторинг успешности обучения в профессиональном лицее. – М.: Издательский Центр АПО, 2005. (автор. текст – 7 п.л.)

Михайлова Н. Н. Психолого-педагогические особенности профобразования при использовании в обучении новых информационных технологий. – М.: ОАО «Газпром», 1998. (9,3 п.л.)

Михайлова Н.Н. (в соавторстве) Образовательные технологии и адаптация выпускников профессиональных образовательных учреждений на рынке труда. / Реформирование социальной политики России и активная политика занятости молодежи. Коллективная монография. – М.: МСЭУ, 2002. (автор. текст 0,5 п.л.)

Михайлова Н.Н. (в соавторстве) Комплексный подход к использованию развивающих педагогических технологий. Учебно-практическое пособие (изд. 2). – М.: Издательский Центр НОУ ИСОМ, 2004. (автор. текст – 7 п.л.).

Михайлова Н.Н. (в соавторстве) Технология моделирования содержания образования (на примере развития многопрофильного лицея). Учебно-практическое пособие. – М.: Издательский Центр АПО, 2001. (автор. текст – 7 п.л.)

загрузка...