Delist.ru

Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде (05.09.2007)

Автор: Южный федеральный университет

Логично выделить критерии и соответствующие им показатели: активность студентов в творческой деятельности, социальная активность студента (интенсивность участия в существующих проектах, инициатива в разработке новых проектов), наличие методического сопровождения воспитательного процесса, в том числе и в видео- и аудио-форме, как автономного методического сопровождения, выполняющего определенные функции. Критерием качества воспитания является качество самого человека.

Оценивание результативности в деятельности университета происходит с учетом наличия медиавоспитания, а именно, инновационной деятельности культурного центра, лаборатории студенческого телевидения, музея научной и культурной славы с имеющимися видеоархивами, готовности отдела информационных технологий сопровождать воспитательный процесс, целенаправленной работы отдела качества и т.д. Так, наряду с существующими показателями, усилия направлены на организацию ценностной коммуникации, социальной профессионализации выпускников при активном участии перечисленных служб.

Медиасреда университета рассматривается как система, состоящая из следующих компонентов: культурно-информационного, ценностно-целевого, деятельностно-творческого, финансово-технического и административно-управленческого, от которых зависит качество воспитательного процесса.

). Приоритетный национальный проект «Образование» дает возможность практического воплощения продуктивных воспитательных действий на государственном уровне. Анализируемая нами работа общественной организации «Молодежный союз экономистов и финансистов», вошедшей в приоритетный национальный проект «Образование» и представляющей к государственным премиям, учрежденным указом Президента РФ № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи», своих лауреатов, подтверждается высокой оценкой её деятельности на государственном уровне.

В заключении диссертационной работы подведены итоги, сделаны выводы.

1. Модернизация воспитания в высшей профессиональной школе требует приведения системы воспитания в соответствие с современными запросами: повышения качества, нормативно-правового и методического обеспечения воспитательного процесса. Интеграция педагогики и искусства в медиасреде должна основываться на современных научно-педагогических теориях (личностно-ориентированная теория, теория интеграции образования) и теориях образного языка искусства в медиасреде.

2. Воспитание в высшей школе – важнейший ресурс социального, духовного и экономического обновления России, осуществляемого в пространстве сознания личности, реальной действительности, в медиапространстве. Единство целей воспитательных процессов соотносится с подготовкой специалиста высшей профессиональной квалификации. При этом личностные качества студента базируются на приверженности абсолютным ценностям, которые активизируются в процессах интеграции педагогики и искусства в медиакультурном пространстве вуза. Культура выступает синонимом воспитания как процесс, создающий условия интеграции педагогики и искусства в пространствах медиавоспитания. Одновременно культура расширяет себя в трехмерном медиапространстве, а медиавоспитательная система выступает предметом интеграции педагогики и искусства.

3. Выстраивание и реализация перспективы личностного преобразования является продуктивным процессом в ценностно-смысловом и эмоциональном единстве как нравственном самосовершенствовании успешной творческой профессиональной деятельности. При этом знание, сознание и подсознание в интеграционных процессах педагогики и искусства выступают объектами самовоспитания в условиях субъективности медиавоспитательных процессов.

4. Медиавоспитанием инициируется способность личности к культуротворчеству, к созданию новых форм культуры. Эта способность имеет педагогическое значение, намечает горизонты практического развития, раздвигает меру воспитательных возможностей системы. Творческая деятельность в трехмерном воспитательном пространстве приобретает способность к генерации инновационных форм культуры посредством развития сознания и подсознания личности как ее основного субъекта. В процессе медиавоспитания поток знания, сознания и подсознания самопроизвольно комбинируется в систему понятий, поведенческих норм, мироощущения личных смыслов, эмоций, впечатлений о традициях, корпоративной культуре, социальных и правовых ориентирах, заложенных в содержание воспитания. Медиавоспитание, соответствующее этическим, правовым, межкультурным, толерантным, гражданским нормам мировоззрения и поведения молодежи, выступает высокопродуктивным интерпретатором инновационной составляющей модернизации воспитания в высшей школе. Развитие и обогащение категориального аппарата педагогики медиавоспитанием происходит в русле общего движения мировой педагогической мысли к новому технически оснащенному типу воспитания молодежи. Оно выражено в медиавоспитании насыщением воспитательного пространства (электронные рассылки, персональные видеоотчеты, электронные доски почета и т.д.).

5. Многоступенчатые технологии воспитательного процесса, апробированные в опытно-экспериментальной работе, свидетельствуют о том, что в условиях вуза имеются возможности для модернизационных процессов, закрепляющих в личностных структурах сознания человека новое качество социальных ожиданий по отношению к воспитанию гражданина, профессионала, личности. Так, внедрение интерактивных методик воспитания творческого сознания, формирования и активной работы молодежных объединений, сотрудничающих с реальным профессиональным сектором, подтверждает эффективность воспитательного процесса.

6. В базовом университете созданы возможности воспитания в медиасреде, оснащенной как в воспитательно-методическом, так и в нормативно-правовом плане (учебно-воспитательные ролики, фильмы, изготовленные силами преподавателей и студентов, и др.).

Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде – это преобразование средствами медиавоспитания на базе интеграционных концептуальных приоритетов педагогики и искусства. Медиавоспитание осуществляется на основе принципиально новых подходов и выражается в иных масштабах по сравнению со сложившейся практикой. Приоритетными принципами теории медиавоспитания являются единство науки и практики, наглядность, субъектность в творческой деятельности, ценностной коммуникации, социальной профессионализации. Проведенное исследование позволило сформулировать некоторые рекомендации системного характера по повышению качества воспитания, которые используются как на региональном, так и федеральном уровнях.

Представленные нами практические результаты можно рассматривать как обоснованное теоретико-методологическое решение модернизации воспитания в высшей школе, поскольку наша исследовательская позиция выражается в активном преобразовании исследуемых процессов, научно-педагогическом обосновании и поддержке практического экспериментирования в этой сфере.

Основное содержание и результаты диссертационного исследования отражены в 56 работах в виде монографий, статей, тезисов докладов, учебно-методических пособий, а также методических и учебно-воспитательных фильмов и роликов.

Монографии

Максимова, Г.П. Медиавоспитание в высшей профессиональной школе [Текст] / Г.П. Максимова. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. – 9,21 п.л.

Методологическая сфера образования: современные подходы [Текст] / под ред. Е.В. Бондаревской. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ ПИ, 2007. –18,5 п.л. – (авторский вклад 1,0 п.л.).

Максимова, Г.П. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде [Текст] / Г.П. Максимова. – Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ «РИНХ», 2007. – 17,5 п.л.

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ

для соискателей докторской ученой степени

Максимова, Г.П. Медиапедагогика как одно из направлений современного образования [Текст] / Г.П. Максимова // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки: научно-образовательный и прикладной журнал. – 2005. – № 4. – 0,7 п.л.

Максимова, Г.П. Технологии медиаобразования [Текст] / Г.П. Максимова // Высшее образование в России: научно-педагогический журнал Министерства образования и науки Российской Федерации. – 2005. – № 6. – 0,5 п.л.

Максимова, Г.П. Ценностно-коммуникативный процесс как ключевой конструкт воспитания [Текст] / Г.П. Максимова // Гуманитарные и социально-экономические науки: научно-образовательное издание. – 2006. – №11. – 0,7 п.л.

Максимова, Г.П. Медиавоспитание как альтернатива культурной деградации [Текст] / Г.П. Максимова // Культура & общество: Интернет-журнал МГУКИ. – 2006 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-culture.ru/Articles/ 2006/Maksimova.pdf. – 0,7 п.л.

Максимова, Г.П. Современные и ретроспективные подходы к медиавоспитанию [Текст] / Г.П. Максимова // МИТС-НАУКА: международный научный вестник: сетевое электронное научное издание. – 2006. – №6. – 0,6 п.л.

Максимова, Г.П. Современные и ретроспективные подходы к модернизации воспитания в высшей школе [Текст] / Г.П. Максимова // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2006. – № 4 (0,8 п.л.).

Максимова, Г.П. Интонация как единица коммуникативистики [Текст] / Г.П. Максимова // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2003. – № 1 (0,8 п.л.).

Научные статьи, тезисы докладов, материалы конференций

Максимова, Г.П. Вопросы коммуникативной этики в рамках высшей школы [Текст] / Г.П. Максимова // Научный поиск: по страницам докторских диссертаций: сборник статей. – Вып. 3 / РГЭУ «РИНХ». – Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ «РИНХ», 2004. – 0,5 п.л.

Максимова, Г.П. Теория и практика деловой коммуникации [Текст] / Г.П. Максимова // Вестник Академии: научно-практический журнал. – 2004. – № 1 (18). – 1,2 п.л.

Максимова, Г.П. Теоретико-методологические подходы к практике воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства [Текст] / Г.П. Максимова // Научный поиск: по страницам докторских диссертаций: сборник статей. – Вып. 4 / РГЭУ «РИНХ». – Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ «РИНХ», 2005. – 1 п.л.

Максимова, Г.П. Научное обоснование медиавоспитания, медиаобразования в прикладном и теоретическом направлениях [Текст] / Г.П. Максимова // Вестник Академии: научно-практический журнал. – 2005. – № 1 (20). – 1 п.л.

Максимова, Г.П. Личностно-ориентированное воспитание в ракурсе междисциплинарных теорий [Текст] / Г.П. Максимова // Научный поиск: по страницам докторских диссертаций: сборник статей. – Вып. 5 / РГЭУ «РИНХ». – Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ «РИНХ», 2006. – 0,7 п.л.

Максимова, Г.П. Модернизация воспитания в современном вузе: становление, проблемы, инновационный поиск [Текст] / Г.П. Максимова // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России: материалы Междунар. пед. форума. Секция 3: Программы и концепции современного воспитания как основа социальной технологии развития современной России. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. – 0,7 п.л.

Максимова, Г.П. Ценностно-коммуникативный процесс как ключевой конструкт обновления содержания воспитания в высшей профессиональной школе [Текст] / Г.П. Максимова // Известия Южного отделения Российской академии образования. – Вып. VII. Гуманитарная методология и практика личностно-ориентированного воспитания и непрерывного образования. – Ростов н/Д: Булат, 2006. – 1,2 п.л.

Максимова, Г.П. Коммуникативно-речевые технологии, обогащенные элементами системы К.С. Станиславского, как «рывок» в речевых профессиях [Текст] / Г.П. Максимова // Человек и Вселенная. – 2002. – №2 (12). – 0,7 п.л.

Максимова, Г.П. Педагогическая интонация как единица коммуникативной речевой эффективности [Текст] / Г.П. Максимова // Междунар. Славянский съезд. Славянский педагогический собор. – Тирасполь: Изд-во ППУ, 2002. – 0,7 п.л.

Максимова, Г.П. Модернизация воспитательного процесса в высшей школе [Текст] / Г.П. Максимова // Студенческая коммуникация: теория и практика в различных социально-образовательных аспектах: материалы Междунар. науч.-практ. конф. «СК-03». – Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ «РИНХ», 2004. – 0,75 п.л.

Максимова, Г.П. Модернизация воспитания в высшей школе – резерв качества профессиональных кадров [Текст] / Г.П. Максимова // Повышение качества образования как проблема вузовской педагогики: материалы III региональной науч.-методич. конф. 12.02.2004 г. – Ростов н/Д: Фолиант, 2004. – 0,4 п.л.

Максимова, Г.П. Технологии коммуникативно-речевого процесса [Текст] / Г.П. Максимова // Коммуникация: концептуальные и прикладные аспекты: материалы II Междунар. конф. («Коммуникация-2004»), «Соmmunication Theoretical Approaches and Practical Applications» - Ростов н/Д: Изд-во ИУБиП, 2004. – 0,9 п.л.

загрузка...