Delist.ru

Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде (05.09.2007)

Автор: Южный федеральный университет

Ценностные доминанты приходят к устойчивой структуре, влияющей на личностные смыслы в медиавоспитательном процессе (рис. 6).

В базовые процессы медиавоспитания заложено движение в границах теории медиавоспитания, соответствующее первоначальному отражению культурного контекста в сознании личности. Общая цель совместных процессов в трехмерном пространстве выстраивается на проблемной основе (юбилей вуза, государственный праздник, профилактика антисоциального поведения студентов и т.д.), однако процесс организуется по проблемно-хронологическому принципу в его обширных временных границах, включающих несколько студенческих поколений. Таким образом, воспроизводится определенная культурная эпоха. Это обусловлено опорой на философское определение национальной идеи как соборности, общинности, которое расширяет медиавоспитание не только по горизонтали, но и по вертикали, объединяя культуру поколений общей сверхзадачей.

Рис. 6. Базовые процессы медиавоспитания

Для решения задач личностного роста в медиавоспитании основными направлениями выступают социопрофессиональная ориентация, ценностно-смысловая коммуникация, культурная идентификация, деятельность жизнетворчества.

Таким образом, пространство медиавоспитания – это пространство, не ограниченное видимыми пределами, основанное на применении медиасредств, создающих реальный или виртуальный мир, наполненный художественными ценностями, эмоциями и образами, пробуждающими творческие состояния и смысловые переживания в процессе воспитания. Под воспитательным пространством в высшей школе понимается взаимодействие процессов (сознания, мира реальных действий, медиа), наполненных ценностно-смысловой и эмоциональной коммуникацией в социопрофессиональном контексте. Воспитательное пространство включает в себя креативный результат усилий субъектов, направленных на динамику творческих преобразований, способных изменяться под воздействием субъектов, культивирующих и поддерживающих определенные ценности, традиции, отношения, нормы, правила и символы в сферах жизнедеятельности университетского коллектива. При этом совокупность воспитательных пространств образует взаимосвязанный и взаимозависимый комплекс духовных, материально-предметных, медиа- и других пространств, сопряженный с воспитательными процессами.

Анализ виртуальных реальностей показывает, что в сфере человеческой деятельности возникают угрозы, связанные с возможностями манипулирования сознанием людей, излишним привыканием к виртуальному миру, смешиванием критериев истины, относящихся к разным реальностям, подменой действительности и др. Однако большинство воздействий, состояний и событий, достигаемых в виртуальных реальностях, могут быть реализованы и в обычных символических реальностях – произведениях искусства, психо- и эзотерических техниках, идеологических системах, где педагогическая мысль активно реализует свои возможности.

Целенаправленно созданная виртуальная медиасреда выполняет воспитательные функции. Медиасреда высшей школы – это ограниченное пространство, объединяющее специально организованные и управляемые процессы. В их задачу входит культивирование традиций и символики университета, положительного опыта жизнетворчества студентов и преподавателей и т.д.

Мы живем в эпоху, когда принципиально меняются задачи и методы, технологии и условия систем воспитания (рис. 7).

Рис. 7. Изменения технологий медиаресурса в условиях

трансформирующегося общества

Как видно из этого рисунка, медиавоспитание играет все более важную роль в становлении «образа человека культуры». В ходе исследования нами установлено, что тенденции влияния медиа на сознание студентов имеют значительную динамику, занимают приоритетные позиции во времязатратах современного студенчества и оторваны от обсуждения, влияния и контроля со стороны преподавателей и родителей, т.е. предыдущего поколения. Медиатехнологии являются инновационным направлением в учебно-воспитательной среде вуза, обладая особой привлекательностью для студенческой молодежи.

Современные технологии медиавоспитания как новые тенденции и условия воспитательного процесса. Под его многоступенчатыми технологиями понимается многомерность интегрированных технологических процессов, одновременно присутствующих в различных пространствах (сознании, реальной действительности и виртуальных медиасредах, окружающих личность); развитие воспитательных пространств средствами интеграции педагогики и искусства (на высших духовно-сознательном и материально-предметном уровнях); креативность характера модернизации организационно-управленческой системы высшей школы.

Поскольку совокупность технологий различных воспитательных пространств подчинена единой задаче, в восприятии воспитательного процесса личностью удваиваются контуры психологического пространства и «бытия» в медиаресурсе, сопровождающем данный процесс.

Нестандартность многоступенчатой технологии заключается в:

вынесении учебно-воспитательного процесса за рамки аудитории – профессиональные экскурсии, профессионально-туристические поездки, погружение в лекционную тему разнообразными методами: стенная газета, коллективный интернет-сайт и т.д.;

концентрации достижения результата в интеграционном единстве проведения процесса с внеаудиторными мероприятиями и активном применении таковых в университетской медиасреде;

объединении методов и технологий различных пространств в единой задаче общего воспитательного процесса (рис. 8).

Рис. 8. Многоступенчатые технологии воспитательного процесса

На практике предложенный процесс может быть реализован, например, в виде университетских медиастендов, где на плоском телевизионном мониторе DVD-проигрыватель в режиме слайд-шоу освещает конкретную проблему с информационной, юридической, шуточной стороны: «Кого будем штрафовать за порчу имущества?», «Жевать и слушать лекцию – одно удовольствие» и т.д. Конкурсные видеоматериалы, отснятые на телефонные и цифровые камеры, входят также в университетские «Вести» (еженедельная телепередача отмечена областным дипломом I степени) и т.п.

В четвертой главе, «Вариативные подходы к воспитанию креативного характера в высшей профессиональной школе», методологическим основанием послужили философские воззрения на практику как на критерий истины в познании. В качестве подтверждения предложенной концепции разработана проверяющая модель педагогической системы воспитания студентов в вузе, состоящая из четырех основных подходов к воспитанию на основе интеграции педагогики и искусства: ценностно-коммуникативного, деятельностно-творческого, социопрофессионального и критериально-оценочного.

Ценностно-коммуникативный процесс как ключевой конструкт обновления содержания воспитания в высшей профессиональной школе. В современной молодежной среде проверенные веками ценности, представленные в инновационных взаимосвязях и влияниях, звучат как «революционные» акты, принимаемые ею в качестве основы личностно пережитого опыта. Нами предпринята попытка разработать идею ключевого конструкта обновления воспитательного процесса в высшей профессиональной школе на базе ценностно-коммуникативного подхода к содержанию воспитания (рис. 9.).

Рис. 9. Ключевой конструкт содержания воспитания: Л – личность, С1 – семья, К – коллектив, В – высшая школа, С2 – социум, Г – государство

В данном конструкте выражена основная суть идеи. Важно отметить, что семья трактуется нами в широком понятии, поскольку при расширении конструкта для каждой отдельной личности учитываются различные связи с родственниками (братья, сестры, родители и т.д.), как правило, это кровные связи. Под коллективом мы понимаем коллег по работе, одноклассников, друзей, приятелей по кругу интересов, соседей и т.д., чаще всего они объединены по территориальному признаку. Вуз также рассматривается как отдельное звено в конструкте, так как наше внимание в первую очередь обращено на процесс воспитания в высшей школе. Сюда относятся преподаватели, сотрудники, служащие структурных подразделений, студенты и т.д., с большой долей условности объединенные по профессиональному признаку. Социум трактуется как объединение людей по национальному, конфессиональному или расовому признаку. Государство рассматривается как политическое, нормативно-правовое, экономическое объединение, хотя мы понимаем, что это также территориальное и межнациональное объединение людей.

Основная идея воспитания личности (гражданское, патриотическое, культурное, нравственное, этическое и.т.п.) в данном конструкте заключается в следующем – ценностно-коммуникативные связи, по нашему убеждению, создают устойчивую систему воспитания. Их нарушение влечет за собой неустойчивость конструкта. Следовательно, если предположить, что ценностно-коммуникативные связи в семье (С1) прерываются либо ослабевают, то система становится уязвимой. Таким образом, ценностная коммуникация понимается нами как необходимый элемент в медиавоспитании, как стабилизирующий фактор воспитания личности, семьи, коллектива, высшей школы, социума, государства. Ценностная коммуникация выступает не просто связующим звеном, а центральным ответственным элементом обновления содержания воспитания как медиакультурного феномена в целом. В созданной высокоинформационной медиасреде вуза процесс формирования личности базируется на принципиально новом виде коммуникации, где приоритетными являются ценностно-смысловые связи. Например, электронная рассылка студентам и преподавателям сопровождается мелодией университетского гимна, изображением эмблемы вуза, информацией о победах и успехах, предстоящих планах и событиях университетской жизни.

В качестве второго подхода нами используется деятельностно-творческий подход как основа организации креативного воспитательного процесса в высшей школе. За основу взято создание педагогической подсистемы: творческая деятельность педагога в воспитании, творческая деятельность воспитательного учреждения, личная творческая деятельность студента. Традиционная деятельность лежит в основе воспитательной системы: сохранены институты кураторов, отечественный опыт студенческого самоуправления, внеаудиторные формы воспитательной работы, однако в творчески переосмысленной деятельности кураторов групп, например, существует и более высокая ступень деятельности – куратор университетского проекта. Вот некоторые из них: «РИНХ вызывает на ринг» (знакомство и дружеские связи с экономическими университетами России и стран СНГ), «РГЭУ «РИНХ» шагает по планете» (встречи и профессиональное сотрудничество с успешными выпускниками университета), «Я люблю тебя, РГЭУ «РИНХ» (сохранение и творческое развитие традиций вуза) и т.д. Кураторами проектов являются наиболее опытные преподаватели из числа профессорско-преподавательского корпуса университета, имеющие возможность в течение нескольких лет вести проект. Многолетняя работа объединена результатом, зафиксированным на медианосителях (пленки, диски, снимки и т.д.), которые презентуются новым студентам, подхватывающим проект. Подключаясь к проекту с новой группой, молодой куратор может реально просмотреть «шаги по планете» своих предшественников на пленке и начать накапливать свои видео- и аудиоматериалы, отражающие экскурсии, знакомства со знаменитыми выпускниками и т.д. В рамках экспериментального проекта факультет на выпускном вечере дарит студентам архивный материал в виде факультетского фильма. В результате формируется и регулярно обновляется медиасреда вуза как прикладная творческая деятельность, постоянно расширяющаяся во времени и корректируемая интересами студентов и преподавателей. Таким образом организуется Музей научной и культурной славы университета, ставший открытой для пополнения системой.

Медиа содержит неограниченные возможности для экспериментальной работы в качестве деятельностного аспекта воспитания (сюжеты, литературные тексты, графические образы, художественные формы, звуковые и живописные реалии), создающие в свою очередь атмосферу творческого проявления личности, деятельности сознания и подсознания. Сформированные деятельностно-творческим подходом структуры потребностей в медиавоспитании актуализируют ценности и жизненные смыслы личности. В медиа наглядно отображается деятельность и культура учреждения в целом, закладывается не только сообщение, но и личностное творческое открытие, на подсознательном уровне отражающее сверхзадачу (К.С. Станиславский) творческой деятельности. Сверхзадача связана с мировоззрением, с гражданской позицией личности, характеризуется участием сознания, высшей формой управления деятельностью, возбужденной подсознательным творчеством и заложенных реальными знаниями социальных норм, профессиональных приоритетов, абсолютных ценностей.

Медиавоспитание, раскрываясь в деятельностно-творческом подходе, на основе наглядного принципа предполагает соединение двух общеупотребительных воспитательных языков: знание объекта одновременно представляется в информационной словесной и образной формах. Локальным примером может служить презентация гимна университета, театрализованное исполнение которого сопровождается клипами на двух экранах, отражающих исторические и современные вузовские победы (студенческая аудитория в зале всегда встает при звуках гимна). В День первокурсника в качестве подарка можно получить мелодию в позывные сотового телефона. В Южном федеральном округе на конкурсе вузовских песен гимн РГЭУ «РИНХ» удостоился диплома I степени 2007 г. Этот пример может быть приведен и в подтверждение социопрофессиональной направленности создания медиавоспитательной системы в вузе, так как содержание текста есть в первую очередь гимн профессии.

Социопрофессиональный подход к медиавоспитательному процессу как основной принцип воспитания креативного характера исследуется нами в трех проекциях: как процесс подготовки к профессиональной деятельности (помощь в выборе специальности на подкурсах, в колледже университета визуальными методами: просмотры фильмов о профессии, презентации деятельности предприятий, культивация положительного отношения к труду и т.д.); как процесс адаптации студента (введение студентов в специальность с использованием мультимедийного материала, экскурсии на производство, ярмарки, фотовыставки, формирующие уважительное отношение к своей профессии); как процесс сопровождения личности в профессиональном становлении, укрепляющий преданное отношение к своему предприятию и коллегам (наглядная демонстрация результатов общего дела, возможность повышения квалификации и переподготовки на профессиональных курсах и т.д.). Выпускник как носитель результата деятельности вуза, находясь в профессиональной среде, является субъектом воспитательных медиапроцессов в высшей школе, которую окончил. Под адаптационной способностью студента подразумевается возможность личности интегрироваться в новую среду, используя медиаресурсы как один из инструментов креативного приспособления без ощущения внутреннего дискомфорта и конфликта со средой. Адаптация – это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешной деятельности индивида в медиапроцессах, реализующих общие воспитательные задачи.

В ходе экспериментального наблюдения нами были выделены три фазы адаптации студентов-первокурсников к процессам медиавоспитания:

1) формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления к новому окружению, к содержанию медиавоспитания студентов, ещё не имеющих в этом процессе своих обязанностей (в качестве звонка на первую пару каждой смены звучит гимн университета, все стенды украшены эмблемой университета, все это сопровождает студенческую жизнь);

2) общественная, т.е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников (выдача университетских значков) и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом посредством медиаресурсов. Участие в создании медиапроцесса, окружающего первокурсников (проведение Дней посвящения первокурсников в интерактивном режиме с максимальным личным участием, например, по форме публичных митингов с изготовленными студентами плакатами, речевыми лозунгами, личным исполнением гимна, листовками, духовым оркестром и демонстрацией происшедших событий в телевизионных университетских новостях, оформление фотостендов и т.д.);

3) дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым мультимедийным формам общения и методам учебно-воспитательной работы в высшей школе (организация студенческих пресс-центров по факультетам, исполнительных советов по медиавоспитанию и коммуникации, а также поддержка Интернет-форума на сайте университета и сбор электронных адресов для организации системы рассылки на личные адреса).

На основании данных, полученных в ходе исследования, мы построили диаграмму суммарной доли заинтересованности студентов в предложенных воспитательных мероприятиях и выявили закономерности приоритетов (рис. 10).

Рис. 10. Суммарная доля заинтересованности студентов в мероприятии

Судя по рисунку, наиболее посещаемым мероприятием оказалась ярмарка вакансий, что свидетельствует о профессиональной направленности интересов студентов. Также мы построили диаграмму суммарной доли получения информации студентами по всем мероприятиям из определенного источника (рис. 11).

Рис. 11. Суммарная доля источника информации

Важно отметить, что процесс донесения информации студентам через форум был контролируемым. Все это свидетельствует о том, что Интернет, как и другие медиаресурсы, может являться средством дистанционного воспитания. Более того, оставлять бесконтрольной такую огромную аудиторию было бы неблагоразумно. И поскольку печать, радио и телевидение в стенах университета предполагают элементы медиавоспитания при совместной работе преподавателей и студентов, а в интернет-форумах это направление практически упущено, то необходимо осуществлять целенаправленное привлечение преподавателей в данную область. Тем более, что динамика увеличения студенческой интернет-аудитории очень высока.

Социопрофессиональный подход к медиавоспитательному процессу позволяет адаптировать молодежь к профессиональной среде уже со студенческой скамьи, целенаправленно преломляя весь воспитательный процесс через призму профессиональных сообществ, с применением современных медиаресурсов как элемента в воплощении смысложизненных и карьерных планов студентов.

А поскольку воспитательный процесс в социопрофессиональном аспекте может быть расширен как во времени (работа со студентами, выпускниками), так и в пространстве (диалог с реальным сектором производства со студенческой скамьи), такое научное расширение, как компетенция, адаптация и мобилизация, рассматриваются нами не только в теоретическом, но и в прикладном аспекте освоения воспитательных функций в новых условиях медиавоспитательной направленности процессов. При этом социопрофессиональный подход исследуется в трех направлениях: как процесс подготовки к профессиональной деятельности, адаптации студента и сопровождения личности в профессиональном становлении. Данные направления, расширенные педагогической теорией, апробируются реальной педагогической практикой как процесс воспитания конкурентоспособной, компетентной, мобильной, ответственной, свободно владеющей своей профессией на уровне мировых стандартов личности, которая может полноценно реализоваться в современном мире. В качестве развернутого научного эксперимента мы опираемся на создание и организацию работы регионального отделения Молодежного союза экономистов и финансистов. Фронтальная работа выстроена по форме студенческого самоуправления с расширенным сотрудничеством студентов с реальным сектором бизнеса, экономики, административной властью. Теоретические основы медиавоспитания нашли свое преломление в действующем проекте «Кадровый капитал Союза». Проект выдвинут в качестве резолюции форума «Поддержка молодежного предпринимательства» и утвержден к совместной реализации с Министерством экономики Ростовской области.

Важным основанием для обновления современной теории и практики воспитания в высшей школе является парадигма качества, понимаемая как инструмент комплексного решения разнообразных проблем, связанных с целеполаганием и диагностикой результатов воспитания. В оценке контроля качества воспитания мы сочетаем положительные элементы на основе принятой в нашем обществе нормативно-правовой базы, соответствующей регулированию взаимоотношений между гражданами и государством в воспитательно-правовом поле взаимодействия, к которым, наряду с государственными законами, мы причисляем и материалы по стандартизации, относящиеся к организации единого европейского образовательного пространства (Международного стандарта Системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001-2001), документы по реализации приоритетного национального проекта «Образование», а также ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Парадигма качества рассматривается как механизм комплексного опережения в решении проблем, связанных с целеполаганием и диагностикой результатов воспитания в высшей школе. Критерии разрабатываются каждым вузом самостоятельно. К ключевому воспитательному процессу на основании нашего исследования относится наличие управляемых процессов в культурной среде высшей школы, в том числе в медиа, где четко отработан аппарат координации и регулирования всех звеньев воспитательной системы. Следовательно, качество воспитания – это система управления, технологические процессы и результаты воспитания.

загрузка...