Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде (05.09.2007)
Автор: Южный федеральный университет
проблемные вопросы коммуникативных аспектов воспитания (О.И. Матьяш, М. Карпенко, В.А. Трайнев, И.Н. Розина и др.); идеи и педагогические разработки теоретиков искусства (Д.Б. Кабалевский, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, М.О. Кнебель, Н.Н. Волков и др.); позиции и теоретические положения медиапедагогов и медиакультурологов (А.В. Федоров, Ю.Н. Усов, Н.Б. Кириллова и др.); основные принципы модернизации отечественной высшей профессиональной школы в исследованиях управления качеством учебно-воспитательного процесса (А.Г. Бермус, В.И. Мареев, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк др.). Базой нашего исследования является Ростовский государственный экономический университет («РИНХ»), филиалы вуза, Академия Юго-Западного банка Сбербанка России, Ростовское региональное отделение Молодежного союза экономистов и финансистов. Исследование проводилось в 3 этапа. На первом этапе (2000–2002 гг.) собирался эмпирический материал, изучалась литература по проблемам воспитания (педагогическая, психологическая, философская, социологическая, экономическая), литература по проблемам социализации, духовно-нравственного становления личности, а также по информатике (раздел коммуникации) и искусству. Анализировались педагогические эксперименты. Осуществлялся выбор и формулировка проблемы исследования, приоритетных задач, направлений, сбор информации, разработка программы эксперимента. На втором этапе (2002–2004 гг.) продолжалось изучение научной литературы, была выдвинута и разработана гипотеза исследования, уточнялись основные теоретические положения, анализировался многолетний профессиональный опыт, велась опытно-экспериментальная работа, формировалось техническое оснащение воспитательной среды медиасредствами, накапливался видеоматериал как методическое сопровождение воспитательного процесса. На третьем этапе (2004–2006 гг.) проводилось теоретическое обобщение результатов исследования, систематизация и публикация результатов, определялись перспективы дальнейшего исследования темы, осуществлялось литературное оформление диссертации, проводилась гуманитарная экспертиза нововведений, подготовка и внедрение в практику рекомендаций по результатам исследования. Научная новизна исследования состоит в следующем: воспитание представлено как объемный многоуровневый процесс взаимозависимых воспитательных пространств: сознания личности, реальной окружающей действительности и виртуального медиапространства; дано теоретическое обоснование эффективности концептуального единства научно-педагогической рациональности и образного языка искусства; в воспитательном процессе использована категория эмоций как элемент динамичной технологии работы с сознанием личности, разработан педагогический вектор развития продуктивного творческого сознания на основе системы К.С. Станиславского как технология профессионального воспитания; представлены в матричном виде закономерности воспитания сознания и подсознания в ценностно-смысловом и эмоциональном единстве на основе интеграции педагогики и искусства; предложено принципиально новое направление в педагогике – медиавоспитание как органичное слияние педагогики и искусства с современными технологиями и медиаресурсами, определены его цели, задачи, принципы, базовые процессы; расширен понятийный аппарат теории воспитания в части уточнения атрибутивных дефиниций: творческое, эмоциональное, виртуальное, дистанционное воспитание; введены в педагогический оборот понятия медиавоспитательного пространства и медиасреды; разработан социопрофессиональный подход к воспитательным процессам высшей школы, осуществлено его практическое внедрение; создана многоступенчатая технология обновления воспитания, выявлены основные показатели эффективности ее использования. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: обосновано концептуальное единство педагогики и искусства в медиасреде высшей школы; раскрыты воспитательные возможности мультимедийного процесса, его обусловленность личностным (ценности, смыслы, ориентиры, самоанализ, самооценка и др.), а также социопрофессиональным подходами к воспитанию студентов; конкретизировано содержание и роль некоторых психических процессов (эмоций, чувств) в структуре сознания и воспитания личности; разработаны основы теории медиавоспитания; раскрыты охранительные и стабилизирующие функции педагогики как механизма модернизации воспитания в медиасреде; предложен ценностно-коммуникативный конструкт содержательного обновления воспитания и критериально-оценочный подход к качеству воспитания в высшей школе. Практическая значимость исследования состоит в том, что: теоретические положения доведены до уровня методических рекомендаций, прикладных технологий; использованы современные формы медиавоспитания в традиционных формах обучения; результаты исследования могут быть применены в деятельности как высшего учебного заведения, так и среднего специального, дополнительного образования, школ лидеров, общественных организаций и т.д.; предложена стратегия управления развитием университетской медиасреды, изготовлены учебно-воспитательные фильмы, слайд-шоу к мультимедийным беседам, лекциям, систематизированы клипы и ролики (в том числе студенческие работы), сопровождающие воспитательный процесс. Накоплен банк студенческих телевизионных «Вестей»; разработана система рассылок на индивидуальные электронные адреса студентов университета. Теоретические разработки могут быть использованы при подготовке учебно-методических пособий и проведении занятий по дисциплинам: «Искусство и педагогика», «Медиавоспитание», «Организационная культура студента высшего учебного заведения», «Основы творческого развития», «Этика ценностно-коммуникативных процессов», «Основы эмоционально-ценностного самовоспитания», «Технологии социально-профессионального творчества» и другим теоретическим и практическим курсам, способствующим творческому самовоспитанию, саморазвитию студентов и аспирантов, преподавателей-кураторов студенческих групп. Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивались непротиворечивостью исходных теоретико-методологических позиций, комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных задачам исследования; целенаправленным анализом опыта работы и обобщением результатов как экспериментально-прикладной деятельности, так и многолетней практики, предшествовавшей диссертационному исследованию; соблюдением требований к выборке при проведении опросов; валидностью используемых методик. На защиту выносятся следующие положения: 1. Идея концептуального взаимопроникновения практической педагогики и искусства, основанная на культурно-историческом опыте и традициях воспитания молодого поколения, теориях научно-педагогической рациональности в интеграции с теориями, раскрывающими значение символического языка искусства. Определены функции воспитания в соответствии с разными историческими периодами. В качестве основания модернизационных процессов креативного характера в диссертации обоснованы уровни интеграции педагогики и искусства: интуитивно-бытовой, отражённый в разных культурах, религиях, традициях народного творчества, народной педагогики и общественной мысли как интеграция воспитания и искусства, духовно-творческого мастерства; репродуктивно–просветительский, присущий различным образовательным системам российской педагогики как этическое, эстетическое и творческое воспитание с деятельностно-творческой направленностью; творческий, в том числе креативно-мультимедийный, основанный на медиапедагогике и педагогике творчества, личностно-ориентированной теории культурологического типа, идеях включения в процесс смыслотворчества, творческом саморазвитии, раскрытии духовных и моральных возможностей всех субъектов воспитательного процесса. 2. Современное воспитание как взаимодействие различных пространств: медиапространства, пространства творческой деятельности и сознания личности (индивидуально-жизненный мир личности). Воспитательная среда университета включает в себя трехмерное воспитательное пространство, состоящее из сознания, действительности и медиа. При этом новой гранью интеграции педагогики и искусства в пространстве сознания личности выступает единство ценностно-смысловой и эмоциональной основы воспитания. Ценностно-смысловые и эмоциональные контексты в интеграции педагогики и искусства представлены в матричном виде определенных условий (внешнее, внутреннее, пограничное), направлений (стихийное, ознакомительное, волевое), коммуникативных фаз восприятия искусства (предкоммуникативные, коммуникативные, посткоммуникативные, первичные, многократные, подготовленные, непреднамеренные), что является закономерным качеством процессов, отраженных в воспитательных пространствах (сознание личности, окружающая творческая действительность, виртуальное медиапространство). Системообразующую роль выполняет пространство индивидуального сознания личности, которое проявляется в созидательной, творческой деятельности, ценностной коммуникации и социальной профессионализации. 3. Медиавоспитание как инновационное направление педагогической теории и практики. Медиавоспитательная система – предмет интеграции педагогики и искусства. Медиавоспитание представляет собой заново выявленную воспитательную потенцию искусства, выраженную средствами интеграции практической педагогики и искусства, которая осуществляется в медиасреде высшей школы. Идея о трехмерном воспитательном пространстве заключается в содержательной, методологической и ценностно-эмоциональной целостности обновления воспитания. Именно в медиавоспитании как в предмете интеграции происходит слияние педагогики и искусства. Инновационное содержание медиавоспитания проявляется в его целях (раскрытие и поддержка духовных и моральных возможностей, включение в креативный процесс личностного смыслотворчества, оказание научно-педагогической помощи в творческом становлении личности и т.д.); задачах (формирование общечеловеческих ценностей и гуманистических мировоззренческих позиций, развитие потребностей и мотивов поведения, управление коммуникативными процессами с использованием медиасредств); базовых процессах медиавоспитания как элементах творческой деятельности субъектов воспитания высшей школы (культурная идентификация: творчество и адаптивность; ценностно-смысловая коммуникация: эмоции и смыслы; деятельность жизнетворчества: духовность и материальность; социопрофессиональная ориентация: индивидуализация и социализация). |