Delist.ru

Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде (05.09.2007)

Автор: Южный федеральный университет

ориентацией современного воспитания на личность с ее общекультурным, индивидуально-творческим потенциалом и существующей практикой традиционных подходов к воспитанию в высшей школе;

традиционными технологиями воспитания в практике высшей школы и инновационными потребностями современной молодежи.

В своём исследовании мы опираемся на содержательное представление категории воспитания в следующих аспектах: методологическом (Е.В. Бондаревская, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Г.И. Щукина, А.В. Хуторской и др.), мировоззренческо-смысловом (И.А. Абакумова, Е.П. Белозерцев, В.С. Библер, Б.Ф. Ломов, В.В. Пионтковский и др.) психологическом (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, А.В. Непомнящий, С.Л. Рубинштейн и др.), социологическом (П. Бергер, А.П. Манченко, С.И. Самыгин, А.Н. Сухова и др.), философском (Н.А. Бердяев, Н.К. Рерих, П.А. Флоренский и др.), художественном (А.Г.Недосекин, Р.М. Чумичева и др.), духовно-нравственном (Р.С. Гарифуллина, Т.И. Власова и др.). Анализу содержания высшего образования посвящены труды А.А. Грекова, В.И. Мареева, Э.Ф. Зеера, А.М. Павлова, Л.М. Сухоруковой и других ученых. Отдельные аспекты проблемы эмоционально-чувственного воспитания личности изучены в работах деятелей искусства: Н.Н. Волкова, Д.Б. Кабалевского, К.С. Станиславского и др.

Попытки создания обобщённого нормативного образа личности как творения и творца присутствуют в разных культурах и религиях. И это, без сомнения, позволяет видеть конкретные ориентиры развития личности, формирования в ней наиболее ценных нравственных качеств, что находит отражение в исследовании. Однако сегодня научная мысль отмечает необходимость принципиально нового подхода к воспитанию молодежи как к сверхсложной проблеме мирового сообщества в целом. Очевидно, что существует насущная необходимость в современных категориях выразить цели, смыслы и механизмы продуктивного развития личности. Возможность решения проблемы видится в снятии противоречий духовности и практицизма через креативное осознание целостности творческой личности. Потому в работе приводятся теоретико-методологические основы общечеловеческих ценностей, раскрывается их гуманистический смысл и значение на языке практико-экономических, социально одобряемых творческих действий. Для этого изучены труды экономистов, исследующих эффективность человеческого фактора в социуме, бизнес-коммуникации, профессиональной деятельности (В.К. Борисов, Ю.Ю. Петрунин, В.А. Спивак, В.В. Томилов и др.).

Проблемы формирования в высшей школе гуманистической, культуросообразной парадигмы с опорой на различные виды искусства в педагогических исследованиях последних лет подняты рядом исследователей: Г.С. Аркавий, И.С. Козлова (театр); В.В. Васильева, Г.Г. Коломиец (музыка); Е.А. Ермолинская, О.П. Медведева, В.П. Строков (дизайн, живопись); М.Ю. Айбазова, С.М. Завьялова (народное искусство); В.В. Давыдкина, М.А. Налбандьян, А.Г. Недосекин, В.Я. Суртаев (различные виды искусств в совокупности) и др. Закономерности слияния педагогики и искусства в медиаобразовании прослеживаются в работах медиапедагогов, медиакультурологов (Н.Б. Кирилова, Н.В. Клемешова, С.Н. Пензин, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров и др), однако воспитательные возможности интеграции авторы не изучают. Вне поля зрения исследователей находится практический механизм воспитания средствами образовательных программ с применением концептуальных идей системы К.С. Станиславского и его единомышленников. Фундаментальные систематизированные исследования методики эмоционально-образного общения и развития творческого сознания, уникальные возможности творческой коммуникации, которые можно отнести к прикладным методикам взаимовлияния людей, эпох, культур как опыта диалога эмоций, образов, сознаний, ещё не созданы, хотя теоретические и практические наработки в этом направлении существуют в научных школах Е.В. Бондаревской, И.А. Зязюна, В.А. Кан-Калика.

В данном исследовании разработаны и теоретически обоснованы интеграционные процессы, которые позволили, сохраняя традиционное понимание интеграции педагогики и искусства, раскрыть новые концептуальные грани проблемы. При этом мы опирались на понимание искусства как высококлассного мастерства, творческой деятельности и сознания в широком социальном значении термина. В этой связи воспитание представляется как процесс ценностной коммуникации, культурной идентификации, творческой самореализации, социально-профессиональной активности и ответственности.

Сама интеграционная идея рассматривается в качественно новом единстве педагогики и искусства, которое придает воспитанию инновационный характер, инициирующий возникновение высокодинамичных воспитательных процессов. Процессы, приведённые в соответствие с новыми социальной действительностью и воспитательной ситуацией, позволяют осуществлять воспитание современными средствами с учетом заинтересованности молодежи.

Всё сказанное в целом подтверждает необходимость теоретико-методологического обоснования перехода к методам и технологиям креативного воспитания на основе интеграции педагогики и искусства как наукоёмкого, продуктивного и организационно-управляемого процесса. Это соотносится с развитием творческого сознания на основе личностно-ориентированной теории культурологического типа, с медиавоспитанием как инновационной составляющей воспитательного процесса, что и является авторским вариантом осовременивания воспитания в высшей профессиональной школе. Интеграционная идея разработана и апробирована путем новых педагогических подходов, которые в совокупности выстроены в педагогическую воспитательную систему.

Нами предпринята попытка осмыслить проблему в единстве междисциплинарного анализа концепций классической педагогики и собственного многолетнего опыта педагогической и творческой деятельности в сфере искусства (молодежные театры, телевидение и радиовещание), а также личной гражданской позиции, которая выступает важнейшим условием воспитания, понимаемого как социальный, культурный и исторический феномен.

Целью исследования является теоретико-методологическое обоснование модернизации воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде.

Объект исследования – деятельность высшей школы по модернизации воспитательного процесса, основанная на интеграции педагогики и искусства.

В качестве предмета исследования представлено медиавоспитание как способ интеграции педагогики и искусства в медиасреде и условие повышения качества воспитания в высшей школе.

Гипотеза нашего исследования основывается на субстанциональном взаимодействии педагогики и искусства в воспитательном процессе высшей школы, которое оказывается продуктивным, если реализуются следующие условия:

выявлены теоретико-методологические основания (функции, тенденции развития, историко-культурные базовые концепции) взаимодействия педагогики и искусства в воспитании;

определены направления и формы интеграции педагогики и искусства, возникающие в ходе освоения новых воспитательных пространств, использование которых обеспечивает ценностно-смысловое, эмоциональное и творческое наполнение воспитания;

подтверждено, что на основе современных технических средств возможна реализация особого вида воспитания – медиавоспитания и раскрыты его потенциальные возможности как средства вузовского воспитания;

использованы деятельностно-творческие ресурсы медиавоспитания в вузе в единстве с инновационными технологиями;

осуществлен переход процесса профессионализации личности на более высокий уровень творческого самосознания, креативной деятельности, ценностно-эмоциональной коммуникации;

разработаны методолого-теоретические и организационно-управленческие механизмы модернизации современной системы воспитания на основе медиапрактики высшей школы, обнаружено ее влияние на качество воспитания и определена система диагностического сопровождения.

Цель и гипотеза определили постановку следующих задач исследования:

1) проанализировать на основе общественной мысли исторически сложившийся опыт воспитания средствами искусства и оценить состояние проблемы в теории и практике;

2) обосновать закономерность обеспечения единства ценностно-смысловых и эмоциональных функций творческого сознания личности на основе интеграции педагогики и искусства;

3) выявить условия, предопределяющие специфику деятельностно-творческой организации модернизационных процессов субъектами воспитания, и установить закономерности и перспективы развития инноваций при условии обновления технической базы современного воспитания, необходимой для создания медиавоспитательной среды в университете;

4) раскрыть возможности социопрофессиональной направленности воспитания в развитии процессов креативного характера в медиасреде высшей школы;

5) разработать программно-методическое и технологическое обеспечение воспитательного процесса, ориентированное на критерии качества воспитания молодежи.

Методологическим основанием работы явились:

научный принцип единства теории и практики, личностно-ориентированная теория воспитания, теории интеграции в образовании, пространственно-средовой подход к воспитанию;

положения гуманистической педагогики о движущих силах и факторах развития личности;

определение диалектического характера взаимосвязи духовного пространства личности и медиаинновационной окружающей среды;

положения о творчестве как способе существования личности в культуре, методе искусства, выступающие основой ценностно-смыслового содержания воспитания.

В процессе исследования для решения поставленных задач были использованы следующие методы. Аналитические методы: теоретический анализ и синтез педагогических, философских и других научных источников по проблеме исследования; системный подход, предполагающий принцип историзма, т.е. включение рассматриваемого процесса в широкий пространственно-временной контекст, где прошлое является необходимой предпосылкой и условием настоящего, а настоящее обнаруживает тенденции будущего состояния предмета; включённость предмета исследования в связи и отношения с другими сторонами, элементами объекта, интерактивность его развития; многомерность рассмотрения предмета с учётом наличия различных научных представлений и точек зрения, интегрируемых единством объекта, т.е. необходимостью его всестороннего анализа для построения адекватной картины; обобщение педагогического опыта применения государственных стандартов высшего профессионального образования, международных стандартов, учебных программ по проблеме исследования. Эмпирические методы: наблюдение, опрос, беседа, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент. Статистические методы: обработка экспериментальных данных; графические представления результатов исследования.

Теоретическую основу исследования составляют:

теория личностно-ориентированного воспитания (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.);

теория интеграции образования (А.Я. Данилюк, В.Т. Фоменко, А.В. Непомнящий и др.);

теория организации педагогических процессов (С.И. Архангельский, М.М. Поташник, Г.И. Щукина, Л.И. Филиппов и др.);

концептуальные идеи о развитии личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.М. Бехтерев, А.Н. Леонтьев, М.С. Каган, И.А. Зимняя, Л.Г. Викторова и др.);

диалоговая концепция культуры (М.М. Бахтин, B.C. Библер), положения о самобытности духовной культуры (Н.А. Бердяев, Е.П. Белозерцев, Д.С. Лихачев и др);

педагогические концепции творческого развития личности в процессе профессионального образования и творческого самостановления личности (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Э.Ф. Зеер, В.А. Кан-Калик А.В. Мудрик и др.);

современные концепции гуманизации и смыслообразования в учебно-воспитательном процессе высшей школы (И.В. Абакумова, Б.С. Гершунский, М.А. Гусаковский, В.П. Зинченко, С.В. Костюкевич и др.);

идеи системного и культурологического подходов к проектированию учебно-воспитательных пространств и сред (А.А. Греков, Т.И. Власова, А.В. Мудрик, Р.М. Чумичева и др.);

загрузка...