Delist.ru

Принципы клинической оценки эффективности и безопасности анальгетиков, разрешенных к отпуску без рецепта, у пациентов с высоким риском осложнений (05.09.2007)

Автор: Макарьянц Максим Леонидович

Исследование показало достоверную эффективность парацетамола при лечении болевого синдрома при обострении хронического панкреатита в сравнении с контрольной группой пациентов, что может применяться в практике ведения этой распространенной категории больных.

Для исследования эффективности и безопасности парацетамола при его использовании в качестве жаропонижающего средства у больных с заболеваниями печени было сформировано 2 группы: пациенты с: хроническим вирусным гепатитом С (первая группа – 30 человек) и пациенты с циррозом печени (вторая группа – 29 человек).

У всех пациентов первой группы лихорадочный синдром был связан с проведением терапии интерфероном-?. Причинами лихорадочных состояний у исследованных больных второй группы были: спонтанный бактериальный перитонит – 1 человек, пневмония (в т.ч. внутрибольничная) – 5 человек, острые инфекции верхних дыхательных путей – 9 человек, инфекции мочеполовой системы – 4 человека, гриппоподобное состояние на фоне терапии интерфероном-? – 10 пациентов с циррозом печени, развившимся на фоне хронического вирусного гепатита С.

Температурная реакция на фоне интерферонотерапии у пациентов обеих групп характеризовалась повышением температуры тела выше 38,0оС, головными болями, болями в суставах, мышцах, общей слабостью, иногда тошнотой (2 человека), головокружением (3 человека).

В период за 7 дней до начала исследования и во время его проведения пациенты не принимали НПВП.

В исследовании 16 (27%) пациентов принимали парацетамол в дозе 500 мг в сутки, 31 (53%) человек - 1000 мг в сутки и 12 (20%) больных - 1500 мг в сутки. Длительность приема парацетамола варьировала от 1 до 12 дней (в среднем 7 дней).

Исходно повышение температуры колебалось от 37,6 до 39,9оС (в среднем 38,7±0,3оС) в первой группе и от 37,4 до 39,2оС (в среднем 38,5±0,3оС) во второй группе.

У пациентов, принимавших парацетамол, в обеих группах наблюдалась нормализация температуры тела в среднем в течение 2 ч после приема препарата. У больных как первой, так и второй групп, получавших интерферон-?, на фоне приема парацетамола полностью купировались явления гриппоподобного синдрома, исчезали характерные жалобы.

Таблица 8 – Динамика клинико-лабораторных показателей на фоне приема парацетамола пациентами с хроническими заболеваниями печени.

Показатели До лечения После лечения

Группа с ХВГС (n=30)

Температура, ?С 38,7±0,3 36,7±0,2*

АЛТ, МЕ 82,16±9,98 58,70(3,92*

АСТ, МЕ 79,42±8,20 52,32(4,21*

Группа с циррозом печени (n=29)

Температура, ?С 38,5±0,3 36,5±0,2*

АЛТ, МЕ 78,21±7,54 64,20(5,31*

АСТ, МЕ 91,43±7,20 62,67(8,14*

* Достоверность различий по сравнению с контрольной группой (р<0,05).

В биохимических показателях крови в обеих группах отмечалось снижение уровня сывороточных трансаминаз, несмотря на применение парацетамола (табл. 8).

На фоне приема парацетамола не наблюдалось нарушений показателей гемодинамики, изменений на ЭКГ, гематологических показателей, которые можно было бы расценить как проявление токсического действия на миокард, почки или печень.

На фоне приема препарата ни у одного из больных не отмечено возникновения болей в животе или диспепсических явлений. ФЭГДС, проведенная после окончания применения парацетамола у 17 пациентов первой группы и у 12 второй, не выявила признаков отрицательного воздействия парацетамола на слизистую оболочку желудка. Случаев преждевременной отмены препарата в связи с побочными явлениями не наблюдалось.

Исследование показало, что жаропонижающая терапия парацетамолом является эффективным методом купирования лихорадочных состояний, связанных с сопутствующими инфекциями и с проведением интерферонотерапии у пациентов с хроническими заболеваниями печени. Препарат может использоваться в дозе 500-1500 мг/сут для ликвидации лихорадки (на протяжении до 12 дней), демонстрирует хорошую переносимость у данной категории больных при применении в указанные сроки. При такой схеме применения не выявлено гепатотоксического действия препарата, а также изменения эффективности патогенетической интерферонотерапии у этих групп пациентов. Результаты ФЭГДС, полученные после окончания применения парацетамола у 29 пациентов, включая 12 пациентов с циррозом печени, показали отсутствие негативного влияния парацетамола в терапевтических дозах на слизистую оболочку желудка у пациентов с хроническими заболеваниями печени, в том числе проходящими курс интерферонотерапии.

Важно подчеркнуть, что, несмотря на применение парацетамола у больных с хроническими заболеваниями печени, уровень трансаминаз достоверно снизился. Полученные результаты эффективности и хорошей переносимости парацетамола в терапевтических дозах у пациентов с циррозом печени согласуются с данными о безопасном применении этого анальгетика при хронических заболеваниях печени [Benson G., 1983].

Эффективность парацетамола в отношении гриппоподобного синдрома, развившегося в результате интерферонотерапии у больных циррозом печени и хроническим вирусным гепатитом С, и его хорошая переносимость позволяют расширить показания к его клиническому применению.

На основании полученных данных и результатов других исследований парацетамол можно считать предпочтительным препаратом в тех случаях, когда пациентам c хроническими заболеваниями печени с сохранной функцией органа необходимо назначить анальгетики.

У всех пациентов, включенных в исследование эффективности и безопасности парацетамола в терапевтической дозе при ДОА, осложненным НПВП-гастропатией, были зафиксированы признаки повреждения слизистой оболочки желудка. У 13 пациентов в анамнезе был выявлен язвенный дефект слизистой оболочки желудка на фоне применения НПВП. Время с момента рубцевания язвенного дефекта до включения в исследование варьировало от 6 мес до 3 лет и составило в среднем 1,7±0,9 лет. 12 пациентов на момент включения в исследование предъявляли жалобы на боли в эпигастральной области и 16 человек – на диспепсические явления.

Повторные эндоскопические исследования удалось провести 17 пациентам. 2 пациента прекратили прием парацетамола в связи с усилением артралгий, 1 отказался от проведения повторной ФЭГДС.

На фоне применения парацетамола ни у одного из пациентов не отмечалось появления гастралгий или диспепсических явлений. Из 12 пациентов, исходно имевших гастралгии и диспепсические явления, они сохранялись у 7, несмотря на отмену НПВП. Полностью исчезли у 5.

При повторной ФЭГДС ни у одного из пациентов не было отмечено появления новых язв или эрозий желудка и двенадцатиперстной кишки. Из 14 пациентов, исходно имевших единичные эрозии и геморрагии слизистой желудка, у 12 человек наблюдалась полная эпителизация эрозий и исчезновение геморрагий, у 2 человек сократилось число эрозий с 2-3 до 1 и полностью исчезли подслизистые геморрагии (табл. 9). Из 6 пациентов с изолированными подслизистыми геморрагиями у 5 отмечалось их полное исчезновение.

Таким образом, парацетамол у больных ДОА, осложненным НПВП-гастропатией, не оказывал негативного влияния на эндоскопическую картину слизистой желудка. Эти результаты дополняют данные ФЭГДС об отсутствии отрицательного воздействия парацетамола на слизистую оболочку желудка, полученные у 29 пациентов с хроническими заболеваниями печени.

Таблица 9 – Динамика клинико-эндоскопических признаков у больных с НПВП-гастропатией на фоне применения парацетамола

Клинические и

эндоскопические

признаки Лечение НПВП до парацетамола (n=20) Лечение

парацетамолом (n=17)

Число больных % Число больных %

Боли в эпигастрии и

диспепсические явления 12/20 60 7/20* 35

Эрозии и геморрагии 14/20 70 2/17* 12

загрузка...