Delist.ru

Формирование и оценка культуры управления интеграционными процессами в АПК (05.09.2007)

Автор: Лутфуллин Юнир Рифович

деятельности, % 33 21,2 7,7 1,0 3,0 25,4

Число убыточных организаций, ед. 24 123 307 404 253 187 180

Производство

молока, тыс. т 1205,9 867,1 637,7 578,3 616,2 597,9 610

Приходится в среднем на 1

организацию КРС, гол. 1799 1297 923 761 693 627 650

в т.ч. коров 518 420 336 275 245 217 220

Уровень

рентабельности

реализации молочной продукции, %

Увеличение стоимости продукции сельского хозяйства и животноводства в частности в хозяйствах населения и К(Ф)Х обусловлено тем, что за период с 1990 г. по 2005 г. произошло увеличение поголовья скота в этих категориях хозяйств, а вследствие этого и увеличение производимой продукции. Поголовье КРС по хозяйствам всех категорий с 1991 г. по 2005 г. сократилось с 2392,9 тыс. гол. до 1706,8 тыс. гол., т.е. на 686,1 тыс. гол. или 28,7%. Причем за период с 2001 г. по 2005 г. отмечается небольшое увеличение на 19,9 тыс. гол. Поголовье коров также сократилось с 828,4 тыс. гол. в 1991 г. до 689,1 тыс. гол. в 2005 г., т.е. на 139,3 тыс. гол. или 16,9%.

Поголовье КРС с 1991 г. в сельхозорганизациях с 71,3% уменьшилось в 2005 г. до 35,9%, а хозяйствах населения, наоборот, возросло с 28,7% до 56,4%. На долю К(Ф)Х приходится 3,7%. Поголовье коров также снизилось с 59,2% в СХО до 34,3%, а в хозяйствах населения увеличилось с 40,8% до 62,3%. На долю К(Ф)Х в 2005 г. приходится 3,4%.

Необходимо отметить, что в СХО с 1990 г. по 2005 г. сократился выход приплода на 100 маток коров с 87 до 75 голов, но за последние 5 лет с 2000 г. по 2005 г. он возрос с 72 до 75 голов. Также произошло снижение падежа крупного рогатого скота с 3,2 % в 1990 г. до 3,0% в 2005 г., а за последние 5 лет с 3,7% до 3,0%. Средний надой молока на одну корову составил 3208 кг в 2004 г. по сравнению с 2597 кг в 1990 г., т.е. возрос на 23,5%, а за период с 2000 г. по 2005 г. – на 49,7%.

Производство молока с 1990 г. по 2005 г. увеличилось с 1930 тыс. т до 2061 тыс. т, т.е. на 131,9 тыс. т или 6,8%. За период с 2000 г. по 2004 г. произошло увеличение на 522,6 тыс. т или на 33,9%. В факторах производства и степени использования ресурсов по категориям хозяйств имеются значительные различия. В структуре производства основных продуктов животноводства удельный вес производства молока в сельхозорганизациях с 65% в 1990 г. уменьшился до 30% в 2004 г. и составил 618,4 тыс.т , а в хозяйствах населения, наоборот, увеличение за этот же период с 35% до 65,9%. Кроме того, 4,1% приходится на производство молока в К(Ф)Х.

В связи с этим и объемы реализации молока сельскохозяйственным организациями в республике снизились с 1128,5 тыс. т в 1990 г. до 430 тыс. т. в 2004 г., т.е. на 698 тыс. т или 61,9%., в т.ч. заготовительными организациями на 779 тыс.т или 69,4%. За период с 2000 г. по 2005 г. также произошло снижение с 507,5 тыс. т до 430,5 тыс. т, т.е. на 77 тыс. т или на 15,2%. Средняя цена за тонну молока с 2000 г. до 2004 г. возросла в целом с 3403,7 руб. до 4775, 1 руб., т.е. увеличилась на 1371,4 руб. или 40,3%. По заготовительным организациям это изменение составило 1398,8 руб. (на 41,6%), по системе потребкооперации 1081,2 руб. (26,8%).

Как показано в работе, происходящие в нашей стране изменения находят отражение в разработке экономической модели человека. Причем конструкция этой модели опять же связана с мотивацией трудовой деятельности и культурой управления.

Известна модель «советского экономического человека». Она определяется:

- вхождением хозяйствующего субъекта в экономику не в качестве суверенной единицы, а через первичный коллектив (деловую коммуну);

- подчинением экономического поведения индивида принципу «интересы коллектива выше интересов отдельной личности»;

- раздвоенностью трудовой мотивации и экономического поведения хозяйствующего субъекта: стремление к личному благосостоянию (высокая трудовая мотивация) и «отбывание» трудовой повинности (неэффективный труд на государство);

- вознаграждением не за результаты, а за само участие в трудовом процессе;

- использованием интеллектуальных способностей работника, главным образом для того, чтобы обезопасить себя от контроля и наказания со стороны начальства.

??????????

[Такая модель человека являлась составной частью централизованно-управляемого хозяйства. Однако сейчас, в условиях перехода к рыночной экономике, ценность представляют другие модели. Как показано в работе, их основные черты следующие:

- определяющая роль собственного интереса в мотивации экономического поведения;

- компетентность экономического субъекта в собственных делах;

- рациональность экономического поведения человека (стремление получать максимальный результат при минимальных затратах);

- наличие как экономических, так и иных мотивационных стимулов (милосердие, соблюдение традиций, самовыражение);

- непрерывность процесса обогащения знаний и повышения квалификации.

Все эти черты не могут быть автоматически привиты на российскую почву. А это подчеркивает актуальность проблемы оценки резервов повышения уровня культуры управления. Ее решение во многом связано с пониманием эволюции культуры (вместе с изменением типа хозяйства или, иначе, стадий производства и переработки).

Специалисты в области экономической теории выделяют три «зоны» (стадии развития человеческого общества): доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Развитие хозяйства при этом выступает как естественно-исторический процесс, подчиненный действию объективных общеисторических законов. Естественно, что этот процесс имеет прогрессивный характер с технической, экономической, социальной и политической точек зрения. Каждая последующая стадия развития хозяйства оказывается выше предыдущей. Причем, исконным критерием прогрессивности служит уровень культуры управления.

Основными чертами доиндустриальной стадии производства является преобладание сельского хозяйства (первичная сфера экономики). Подавляющая чисть трудоспособного населения занята земледелием и животноводством. В хозяйственной деятельности господствует ручной труд. Примитивными являются формы организации труда. В массе населения преобладают самые элементарные потребности.

Индустриальная стадия. Главным является промышленное производство (вторичная сфера экономики). Основная масса работников занята в индустриальных отраслях хозяйства. Сложными являются формы организации труда. Резко усилено его разделение. В городах проживает до двух третей всех жителей (урбанизация населения). Достаточно высокий уровень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей.

Постиндустриальная стадия. Наибольшее развитие получает сфера услуг (третичная сфера экономики). Здесь занято 60-70 процентов всех работников. Наука становится непосредственной производительной силой. Широко внедрены достижения информатики и современной вычислительной техники. Экономика способна обеспечить для всех граждан достаточное полное удовлетворение их потребностей.

Изменение данного состояния связано с дальнейшим совершенствованием национальной деловой культуры, преодолением господства в обществе, в массовом сознании старого, административно-командного стиля мышления. Он представляет собой вполне реальный «культурно-исторический феномен», возникший в результате эволюции некоторых черт русского национального характера в прошедшие десятилетия 20-го века. Речь, прежде всего, идет о формировании антирыночного образа мышления и применением командно-административных методов управления обществом.

Такого рода мышление называют «тоталитарным». Оно имеет следующие основные черты:

- оперирование парными категориями и полярными оценочными суждениями: красные - белые, друзья - враги и т.д. Подобный подход препятствует объективной оценке деловой ситуации, порождает в межличностных отношениях нетерпимость, существенно усложняет разрешение конфликтов и проведение деловых переговоров;

- склонность к поиску простых (без выделения стратегических и тактических) управленческих решений. Все это имеет место на всех уровнях управления сельскохозяйственными организациями;

- апелляция к власти (а не человеку - личности). Речь идет о пренебрежительном отношении к правам, интересам (а иногда и жизни) отдельного индивида, воспитании в духе самопожертвования ради «общего дела», счастья грядущих поколений. Говоря иначе, человек (личность) рассматривается как средство для достижения поставленной цели, а не сама цель.

Внедрение особого (рыночного) стиля мышления напрямую связано с совершенствованием культуры управления. В работе приведена схема этого совершенствования, которая может применяться на разных уровнях управления сельскохозяйственными организациями.

загрузка...