Методология градостроительного развития Государственного Эрмитажа (05.09.2007)
Автор: Лукин Валерий Павлович
Наиболее сфокусированным виде эта закономерность проявляется в архитектурно-планировочной организации Лувра, в котором с 1983 года начаты работы по его коренной реконструкции. В градостроительном аспекте обращает на себя внимание тот факт, что Лувр служит ядром, объединяющим в целое пешеходно-пространственное восприятие центра Парижа. Причем вся территория очерчивается радиусом километровой доступности. Не будем сбрасывать со счета возможность попасть в крупнейший музей с помощью метро, станция которого расположена во дворе Наполеона не более чем в 150 метрах от главного входа в музей. Вся инфраструктура города в этом районе работает на сверхмузей. Здесь и масса гостиниц, магазинов, ресторанов, кафе, что позволяет музею не развивать собственную инфраструктуру в интересах посетителей. Приемы расширения выставочного пространства крупнейших музеев можно наблюдать в приведенных примерах, что свидетельствует о принципиальности использования указанных способов в развитии любого музейного комплекса, в том числе Эрмитажного, который как было показано, пока ещё формируется как система. За последние несколько десятилетий большие художественные музеи заметно изменили свою политику, открывшись для обсуждения вопросов, находящихся вне области истории искусства и археологии в прямом их понимании. Энциклопедический характер коллекций, составивших ядро национальных музеев, способствует их трактовке в контексте диалога между культурами, что соответствует современному много культурному обществу. В этих действиях просматривается "вектор" глобализации как отражение закономерности развития мирового социума, где культурные контакты не имеют границ при современных способах и уровне коммуникаций. Взаимоотношения музеев в целях расширения сотрудничества вступили в новую фазу в 2001 года, когда было подписано соглашение о сотрудничестве между Художественно-историческим музеем (включая Этнологический музей и Театральный музей Австрии), Музеем Гуггенхейма (Нью-Йорк) и Государственным Эрмитажем. Три музея убеждены, что наличие представительств в Санкт-Петербурге, Вене, Инсбруке, Нью-Йорке, Венеции, Бильбао, Берлине, Амстердаме и Лондоне дает идеальную возможность для осуществления культурного обмена на постоянной основе. Создание выставочных центров в других странах возводит Эрмитаж в ранг музея без границ, являющегося новой типологической структурой (Рис.2-Б). Заключение и основные выводы. Рассмотрены проблемы градостроительного развития Государственного Эрмитажа как крупнейшего национального и мирового музея в ядре городского центра, города, страны, Европы и мира. В диссертации изучены многочисленные предпосылки к градостроительному развитию музея, включая теоретический и исторический подходы к архитектурно-планировочной организации, градостроительную обстановку его совершенствования, а также социально-демографическую ситуацию как важнейшие градостроительные факторы, определяющие построение структуры музея. Кроме того, проанализированы структура, формы и типы организации сверхмузея (опыт Лувра, Британского музея, Метрополитена) во взаимосвязи с городским пространством. В ходе работы выполнено широкое теоретико-прикладное обобщение, опирающееся на натурные обследования сверхмузеев мира в сходных Эрмитажу градостроительных ситуациях, позволившее получить репрезентативные показатели условий развития и закономерностей организации его архитектурно-планировочной структуры, относящейся к комплексам, и формирования ее как новой структуры музея, не имеющего границ. На этой основе впервые сформулированы теоретические положения, методологии градостроительного проектирования развития Государственного Эрмитажа, в составе базисной концепции современной архитектурно-плани-ровочной организации музея, предложенной модели структуры "Большого Эрмитажа" в городском пространстве. Для успешного решения проблемы градостроительного развития Государственного Эрмитажа подлежит учитывать ряд основных, новых положений, доказанных в проделанной работе. 1. Функция музея на всех этапах развития находится в постоянной диалектической взаимосвязи с градостроительной и архитектурной деятельностью. Эти контакты в настоящее время имеют тенденцию к усилению, так как особый статус Государственного Эрмитажа, находящегося под патронажем Президента Российской Федерации, призван служить "престижу" новой России, представлять мировому сообществу культурное достояние нации. В этом процессе прослежены каналы взаимовлияния, установлены закономерности и систематизированы этапы развития. В настоящее время в связи с изменением научной парадигмы в развитии величайшей культурной сокровищницы страны наблюдается недопустимое уменьшение внимания градостроительной и музейной науки к обобщению накопленного опыта совершенствования территориального построения Государственного Эрмитажа и интерпретации типологических характеристик в теоретическом аспекте. Градостроительные условия "кризисной зоны" современного ядра центра Санкт-Петербурга и тесное соседство со зданиями военных управлений, которые создают потенциальную угрозу существованию музея, хранящего выдающуюся коллекцию, характеризуются несоответствием требованиям к качеству функционирования Государственного Эрмитажа. Ему свойственны признаки "кризисной зоны", которые проявляются в несоответствии степени развития инфраструктуры этой зоны рангу музея. Наличие в его окружении построек военных учреждений определяет "выпадение" центрального участка из повседневной жизни города. Это ведет к противоречию между композиционным и планировочным ядром, в котором функционирует Эрмитаж, и новым фокусом, очерченным границами Конюшенных улиц, где формируется «сердце» города по Программе реконструкции центра. На основе социологических исследований в количествен- ных и качественных показателях взаимосвязи музея с общественной сре- дой города, посетителями ближнего и дальнего зарубежья, а также сотрудников Эрмитажа, впервые раскрыто содержание закономерности воздействия социально-демографической ситуации на функционирование музея. В настоящее время она, принимая во внимание размытость современной городской функции и неиндентифицированность градообразующего фактора, выступает важнейшим условием, определяющим градостроительное развитие и повседневную деятельность крупнейшего музея мира. В свою очередь, Государственный Эрмитаж как ведущий музей отрасли, ориентированный на современные подходы в работе с публикой, сам формирует социально-демографическую структуру посетителей, ставя во главу угла доступность коллекции для всех слоев общества. В связи с чем, обнаруживается недостаточная развитость социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры самого музея. Градостроительное развитие Государственного Эрмитажа, следует осуществлять исходя из принципиальных положений сформулированной концепции системного центробежного градостроительного формирования музея с учетом реальных социально-демографических процессов и особенностей материально-пространственной среды. Выявленная совокупность наиболее существенных элементов разработанной теории, которая приемлема для всех уровней градостроительства, и принимается как метатеория для прикладных исследований. Данная концепция определяет развитие нового перспективного направления на стыке градостроительства и музееведения, способствующего совершенствованию структуры крупнейших музеев страны. Самостоятельность концепции обусловливается особой, важнейшей функцией, возложенной на Государственный Эрмитаж, пропагандировать культурное достояние нации. Одновременно эта функция служат основой относительной обособленности градостроительной и архитектурной практики. 5. В научно обоснованной классификации музеев Государственный Эрмитаж, как предмет исследования, имеет следующие принципиальные особенности: многоцелевое предназначение; межгосударственный простор функционирования коллекций; специфические свойства как бывшей императорской резиденции; уникальность градостроительного местоположения и архитектурно-композиционного решения; чрезвычайная сложность организации в глобальном масштабе и во времени; глобальная разветвленная инфраструктура; значимость и характер проблемы сбалансированного развития. Предметная область для обеспечения системности в исследовании расчленяется на ряд сфер изучения, из которых, главными являются: функционирование самостоятельно и совместно систем музея; непосредственное воздействие факторов внешней среды на функционирование музея, его инфраструктуры; технические средства обеспечения; безопасность. Главная цель знаний об Эрмитаже – научное познание закономерностей функционирования и развития музея-феномена в интересах обоснования качественного и количественного развития, а также методик и методов совершенствования функционирования, в том числе, градостроительных и архитектурных. 6. В ядре городского центра территориальное развитие Государственного Эрмитажа осуществляется в направлении формирования комплекса - высокоорганизованной системы с уплотненными связями между структурными элементами. Архитектурно это находит свое выражение в компактности застройки музея и организации его территории, плотно и активно связанной с комплексом городского хозяйства и обслуживания. Для этого выделены основные приемы и способы развития планировочной структуры Эрмитажа, которые учитывают совершенствование организации его территории, связанной с Дворцовой площадью, и расширение экспозиции в окружающих её зданиях, освоение подземного пространства для увеличения хранительского потенциала, развития социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. Планировочную структуру музея следует ориентировать по лучам к Новой Голландии и к Марсовому полю, дополняющих лучи Невский, Гороховый и Вознесенский. Здесь, проходящая через Дворцовую площадь, должна формироваться зона культурной активности города. Создание этой «культурной оси», включающей Конногвардейский бульвар, Александровский сад, Дворцовую площадь укрепляет планировочную структуру данной части города. 7. В структуре города, страны и мира развитие Государственного Эрмитажа отражает действие нескольких установленных закономерностей формирования современных музеев. Первая - усиление экономического воздействия за счет уменьшения бюджетной доли финансирования на функционирование всех структурных составляющих музея. Вторая - стремление привлечь публику всего мира к хранимым коллекциям, подчеркивая единство просветительной, художественной и архитектурной деятельности. Третья - воздействие социально-демографической ситуации на функционирование музея.. Четвертая - тяготение к интеграции усилий музеев, с энциклопедическим характером коллекций императоров и аристократии, что способствует их трактовке в контексте диалога между культурами и соответствует современному много культурному обществу. Пятая - глобализация культурного процесса как отражение закономерности развития мирового социума, в котором культурные контакты не имеют границ при современных способах и уровне формирования коммуникаций. 8. Разработанная методология в совокупности специальных методов, методик и моделей, основана на сформулированной концепции системного центробежного градостроительного формирования музея с учетом реальных социально-демографических процессов и особенностей материально-пространственной среды, учитывает специфику пространственного развития Государственного Эрмитажа. Методология определяется фундаментальным законом совершенствования структуры в виде центробежного процесса, который превращает Эрмитаж в музей нового типа. Закон центробежного воздействия определяется как существенное, необходимое, устойчиво повторяющееся отношение, характеризующее упорядоченность строения и функционирования, тенденции изменения и развития крупнейшего музея. Закон проявляется, через вскрытые закономерности территориального формирования современных музеев мира, каждая из них отражает те или иные отношения организационного строительства, абстрагируясь от остальных и, одновременно, взаимодействуют между собой. Закон выступает в качестве фундаментального и всеобщего закона градостроительного развития музеев. Общность, придает закону теоретическую ценность, а конструктивность определяет его практическую значимость. По результатам проведенной работы (как нового научного направления на стыке градостроительства и музееведения) - теории развития сверх музея определены основные пути дальнейшего изучения проблемы, включающие углубление и расширение теоретических основ, изучение истории формирования крупнейших музеев, разработку развернутых представлений о таких музеях в отечественном и мировом масштабах, совершенствование типологии и классификации музеев с учетом региональной специфики и условий функционирования. Осуществленное исследование нацеливает на целесообразность безотлагательного проведения в жизнь ряда широкомасштабных взаимосвязанных организационно-плановых мероприятий, направленных на повышение уровня градостроительного формирования Государственного Эрмитажа. Основные рекомендации предполагают следующее: создание института теории, истории и современного развития музеев, включая широкий круг решения градостроительных проблем функционирования музея как явления общественной жизни, мониторинг социально-демографической обстановки, инфраструктура, технические средства обеспечения, безопасность; разработка теории градостроительного и архитектурного развития музея с выявлением законов, закономерностей, принципов, классификационных видов и типологии; обоснование современных градостроительных и архитектурных норм проектирования. ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ Книги автора 1. Предпосылки градостроительного развития Государственного Эрмитажа СПб ВИТУ 2003 г. (5.58 п. л.). 2. Градостроительное проектирование развития Государственного Эрмитажа СПб ВИТУ 2004 г. (6.74 п. л.). 3. Методология градостроительного развития Государственного Эрмитажа СПб ВИТУ 2005 г. (12.2 п. л.). Книги в соавторстве 4. От дворцового ансамбля к музейному комплексу. Эрмитаж. История строительства и архитектура зданий. М., Стройиздат, 1989 г. (19.4 п. л.). 5. Рекомендации по проектированию музеев. М., Министерство Культуры СССР, 1991 г. (6.0 п. л.). Персональные статьи и альбомы 6. Проблемы сохранности и методы технической реставрации памятников архитектуры. Вопросы истории, теории и практики архитектуры. ЛИСИ, 1985 г. (0.3 п. л.). 7. Здания музейного комплекса Эрмитаж. Архитектурные тетради. Выпуск 1. СПб ГЭ, 1994 г. (0.4 п. л.). 8. Основы комплексного подхода для решения проблем реконструкции и реставрации зданий и инженерных сетей. Архитектурные тетради. Выпуск 1. СПб ГЭ, 1994 г. (0.3 п. л.). 9. Стрельнинский дворцово-парковый ансамбль. История и проект. Журнал «Реликвия», СПб, 1 мая 2003 г. (0.33 п. л.). 10. MUSEUM 217. Преобразование памятников архитектуры в жизнеспособные музеи. Перспективы сохранения культурного наследия ЮНЕСКО. Париж, май 2003 г. (0.2 п. л.). |