Методология градостроительного развития Государственного Эрмитажа (05.09.2007)
Автор: Лукин Валерий Павлович
Социальная среда города активно влияет на функционирование музея. Из общей численности посетителей примерно 15% - гости из дальнего зарубежья, 75% - индивидуальные посетители, 10% - организованные туристические группы. Индивидуальные посетители образуют большинство - 3/4, организованные тур группы - около 1/5, остальные примерно 4% (приглашенные, шефские группы, студенты-специалисты). Практически все приезжающие в Санкт-Петербург из дальнего зарубежья (а их почти 265 тыс. человек в год) считают необходимым посетить Эрмитаж. Музей должен иметь развитую инфраструктуру, способную обслужить посетителей с учетом специфики запросов каждой социально-демографической группы. Важное значение имеет социальный статус посетителей: работающие со- ставляют примерно половину из них, учащиеся - более 1/3. По профессиональ- ной принадлежности посетителей отмечается сдвиг от технической к художественной интеллигенции. Заметна активность экономической элиты города, что свидетельствует об изменении структуры публики за последние годы. В Государственном Эрмитаже в настоящее время работает более 1500 сотрудников в том числе кандидатов наук - 101, докторов - 18 человек. Женщины составляют более 2/3 работающих, что требует особых бытовых помещений, ныне отсутствующих. Возраст и пол определяют степень развития социальной инфраструктуры, что на данный момент не полностью отвечает социально-демографической структуре по составу работников. РАЗДЕЛ II. "МЕТОДОЛОГИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА" начинается с главы "Базисная концепция современной архитектурно-планировочной организации". Широкое обобщение установленных в результате изучения и анализа предпосылок и закономерностей пространственного проявления процессов жизнедеятельности музея объективно нацеливает на разработку специальной концепции, действующей на всех уровнях градостроительства, и принятой как метатеория для прикладных исследований. (ункция служит основой относительной обособленности градостроителъно-архитектурной практики развития музея. Музей - целостное единство множества упорядоченных по целям, задачам, месту и времени - объектов труда сотрудников и отдыха разнородных посетителей, а также необходимых групп производств и услуг - представляет собой систему жизнедеятельности музея. Именно на основе единого замысла и определенного порядка, посредством единого управления музеем, их дей- ствия приводятся в систему, достигается эффект (результат), получить кото- рый другим способом невозможно. В целом теоретические рассуждения, подкрепленные материалами предшествующих глав, позволяют с достоверностью утверждать, что на уровне архитектурно-планировочной организации (в пределах занимаемой территории ядра городского центра) музей соответствует системному построению. Из многообразных систем рассматриваются те, которые создаются искусственно для решения сложной задачи и относятся к комплексам. Музей - искусственно созданная управляемая система с высокой степенью контактов всех элементов. Поэтому они должны иметь активно-сопряженные территории, объемы и компактную планировочную структуру. Данный вывод обуславливает коренное отличие крупнейшего музея как градостроительного образования от музея в трактовке действующих документов. Изучение планировочных структур сверх музеев мира, сравнимых с Эрмитажем (Британского в Лондоне, Метрополитен - в Нью-Йорке, а также Лувра в Париже), показывает их преимущественно компактное решение с активным освоением над- и подземного пространства для развития музейной инфраструктуры. Кроме того, важны тесные связи с инфраструктурами города. Понятие «классификация» отражает один из важнейших законов диалектического метода познания: познать части без знания целого так же не возможно, как познать целое без знания его частей. Одной из черт классификации знаний о музеях являются специфические особенности предметов исследований, среди которых функционирование Эрмитажа имеет особенности (Рис. 2-А). Многоцелевое предназначение. Это представительские задачи, связанные с международной деятельностью Президента РФ – патрона музея. Межгосударственный простор функционирования эрмитажных коллекций. Музей без границ, имеющий интернетовский сайт и глобальное признание мировой общественности. Специфические свойства Эрмитажа как бывшей императорской резиденции. Нет в России музея, сравнимого с этим статусом. Уникальность градостроительного местоположения (в центре красивейшего города мира, взятого ЮНЕСКО под охрану) и архитектурно-ком-позиционного решения (архитектурного ансамбля дворцового комплекса). Чрезвычайная сложность организации Эрмитажа как в глобальном масштабе (филиалы его имеются во многих странах мира), так и во времени (первый отечественный музей и музейный комплекс). Глобальная разветвленная инфраструктура. Особенность ее обусловлена предназначением филиалов Эрмитажа в его деятельности и разнохарактерностью стран, где функционируют эти филиалы. Характер и значимость проблемы сбалансированного развития Эрмитажа. Сущность ее заключается в необходимости обоснования его количественного и качественного совершенствования. Рассмотренные особенности функционирования Эрмитажа позволяют вычленить предмет и содержание знаний о нем как системе. Основной предмет – развитие потенциала культуры во всех ее проявле- ниях и способах предоставления. При этом предметная область расчленяется на ряд сфер исследования, из которых, главными являются: функционирование самостоятельно и совместно систем музея; непосредственное воздействие факторов внешней среды на функционирование музея, его инфраструктуры; технические средства обеспечения; безопасность. Такое понимание предмета знания об Эрмитаже гарантирует системность в исследовании. Во второй главе "Большой Эрмитаж " в структуре Санкт-Петер-бурга" обобщаются многочисленные материалы, касающиеся развития территориальной организации музея как комплекса, основу которого составляет бывшая императорская резиденция. Это обобщение строится на основе сформулированных следующих главных требований, имеющих целью совершенствование планировочной организации сверх музея: обеспечить совокупностью мероприятий (территориальным регулированием, имущественным статусом, научным сопровождением и др.) максимальную реализацию градоформирующего потенциала крупнейшего музея в структуре городского ядра; направить градостроительное развитие структуры Государственного Эрмитажа на обеспечение доминирующей роли в окружающей ткани города на объединение зданий, окружающих Дворцовую площадь, в музейный ансамбль; нацелить планировочное развитие внутренней структуры музея на обеспечение максимального комфорта для посетителей, создание современных условий для работы служащих музея и оптимальное содержание произведений искусства. Комплекс сверхмузея изучается, с одной стороны, как самостоятельная функционально-планировочная единица, а с другой - как важнейший элемент структуры городского центра. Учитывается необходимость многоаспектного подхода к проблеме - в частности, существенное усиление роли финансовых и организационно-правовых условий развития комплекса. Определяющими задачами являются: обеспечение необходимых пространственных ресурсов для существования и обоснованного расширения основных функциональных зон музея на территории, прилегающей к Зимнему дворцу; расширение функций музейного комплекса в части обслуживания посетителей, что позволит расширить собственную финансовую базу его деятельности; обеспечение взаимодействия зон обслуживания посетителей музея и элементов социальной и транспортной инфраструктуры города. Предложения нашли отражение в перспективной программе «Большой Эрмитаж», разработанной при непосредственном участии автора диссертации. Благодаря взаимодействию дирекции Эрмитажа, городских властей и командования военного округа был утвержден и частично реализован план развития музея и городской площади. Между тем, долгосрочная программа музея заставляет искать более мощные резервы его пространственного развития. Они лежат на путях интенсивного использования территорий музейного комплекса (дворов и их подземной части, перекрытий дворов), а также широкого освоения подземного пространства Дворцовой площади. Рациональность этих приемов, апробированных в поисковых проектах, как правило, подтверждается опытом иных сверх музеев. Общеизвестно, что Государственный Эрмитаж окружен воинскими постройками. В Зимнем дворце почти 200 лет располагалась Ставка Верховного главнокомандующего Российской империи. В советское время изменилось функциональное назначение многих построек, окружавших Эрмитаж. В условиях активизации терроризма в мире, и в особенности его повышенного интереса к военным объектам в городах федерального значения, становится очевидной необходимость рассмотрения развития сценариев такой «активизации» по отношению, как к объектам военного управления, так и соседству их с культурным комплексом всемирного наследия – Эрмитажем. Примерные расчеты поражающих факторов позволяют утверждать, что в любой из рассматриваемых ситуаций, будет причинен существенный вред не только зданиям Эрмитажа, но и его экспозициям. Угроза терроризма реальна. Угроза войны сохраняется. Разум требует сделать все, чтобы последствия от данных действий свести к минимуму, что требует принятия мер защиты и предотвращения терактов, а также административно-организационных действий, которые следует осуществить как Эрмитажу, так и соседствующих с ним органам военного управления. Взаимодействие музея и города не ново, но возрождение центра, его концепция не достаточно упрочняют отмеченные связи. Найти оптимальное соотношение усилий города и музея в развитии этой части городского пространства это сложная задача, но необходимая. В значительной мере ее решение, по нашему мнению, лежит на пути возвращения к развитию планировочной структуры городского пространства от Новой Голландии до Марсового поля. На этих лучах, дополняющих Невский, Гороховый и Вознесенский лучи, должна формироваться ось культурной активности города, которая проходит через Дворцовую площадь. Конногвардейский бульвар, Александровский сад, Дворцовая площадь – эти элементы территории, которые привлекательны для инженерного освоения и инвестирования (Рис.1-Б). В заключительной главе второго раздела "Государственный Эрмитаж - музей без границ" обобщаются материалы, касающиеся выставочных пространств Эрмитажа в городах России и за рубежом. Государственный Эрмитаж был и остается объектом национальной гордости. Можно совершенно утверждать, что со времени своего создания музей является одним из символов Российского государства, символом его культурного достоинства. Тем или иным образом он участвует в формировании культуры "центра" и культуры "провинций". Сегодня Эрмитаж энергично укрепляет связи с регионами России. устанавливает связи с региональными центрами, оказывает им поддержку и смело участвует в построении будущего музеев и их посетителей. Эрмитаж считает одной из своих основных задач сохранение и популяризацию многообразного культурного наследия, хранимого как в нем самом, так и в других музеях России. Изучение планировочных структур крупнейших музеев мира, сравнимых с Государственным Эрмитажем свидетельствуют в пользу констатирования их как комплексов - структур, обладающих плотно-активными связями между элементами, которые выявляются в компактности застройки. Разрастание коллекций, как по видам, так и их количественное пополнение - не единственная причина, вызывающая постоянное увеличение площадей Национальной галереи в Лондоне, пережившей уже шесть этапов расширения. Специалисты отмечают, прежде всего, качественное улучшение экспонирования и сохранности экспонатов и работы многочисленных служб музея. И главное, что подчеркивается при этом, это то, что такого рода музеи по сущее- ству представляют территориальное объединение нескольких музеев, все боль- ше ориентированное на автономность функционирования. Принцип пространственной организации Метрополитен - музея в Нью-Йорке - чередование дворов-садов и новых сооружений. Фактически этот музей - соединение нескольких музеев. Экономические аспекты функционирования музеев, непрерывный рост коллекций и их экспозиционная логика - все это в целом определяют закономерность градостроительной организации крупнейших музеев в виде компактных структур. |