Delist.ru

Методология градостроительного развития Государственного Эрмитажа (05.09.2007)

Автор: Лукин Валерий Павлович

Структура диссертации. Работа объемом 254 стр. состоит из текстовой части, включающей введение, два раздела по три главы каждый, заключение и основные выводы, список литературы и иллюстрации.

Содержание работы:

РАЗДЕЛ I. "ПРЕДПОСЫЛКИ К ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ МУЗЕЯ" начинается с главы "Теоретический и исторический подходы к архитектурно-планировочной организации музея", в которой на основании изучения многочисленных литературных источников определяются теоретические основы градоформирования музея.

Уточнение используемых в диссертации ключевых дефиниций «методология» и «музей» выявило, что в настоящее время в определении "методология" отмечается большой разброс мнений. Поэтому, принимается, что методология - это совокупность методов, методик и моделей, предназначенных для проведения исследований. Данное сочетание характерно для исследований в теории и практике градостроительства.

"Музей - это научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение, осуществляющее многопрофильную работу по комплектованию, хранению и экспонированию памятников материальной и духовной культуры" (В. Л.) и также может быть исследован, как градостроительный объект.

Существующая классификация музеев, которая обуславливается действующими рекомендациями, не учитывает важности количественных характеристик музейных коллекций. Понятие «крупнейший музей» в указанных рекомендациях отсутствует. Специальные строительные нормативы не разработаны.

Данные обстоятельства дают основания говорить о том, что сегодня тео-ретико-методологическая база, как система способов и методов получения, раз-вития и формирования знаний об архитектурно-планировочной организации му-

зеев, включая Эрмитаж, нуждается в корректировке.

Многочисленные материалы об эволюции архитектурно-планировочной организации позволяют выделить в ней «эпоху дворцов» и «эпоху музея».

«Эпоха дворцов» начинается в 1708 году и заканчивается открытием музея «Новый Эрмитаж» в 1851 году.

«Эпоха музея» охватывает пять этапов.

Первый - Эрмитаж до 1918 года - характеризуется развитием коллекции, которая открывается для публики.

Второй начинается с приходом новой власти: музей делается общедоступным, совершенствуется работа с посетителями. В это время Эрмитаж переживает суровые годы блокады и восстанавливается после окончания войны.

Третий этап (1984 год) характеризуется пространственным расширением Эрмитажа и появлением филиала на Васильевском острове в здании дворца Меншикова. Компактная структура меняется на дисперсную.

Четвертый этап начинается с 1988 года, когда Дворцовая площадь становится структурной компонентой Государственного Эрмитажа. Музей, вынужден функционировать в новой социальной и экономической обстановке появившегося на карте мира нового государства - Российской Федерации. Первым шагом в пост советском развитии музея был Указ Президента РФ в 1991 года о включении Государственного Эрмитажа в список особо ценных объектов национального наследия народов России. В1996 году Указ Президента России объявил, что Эрмитаж находится под его покровительством.

Пятый этап определяется тем, что с 2000 года Эрмитаж приближается своими коллекциями к жителям окраин, спальных районов. Данная функция наделает музей особым типологическим качеством. Это новая форма градостроительного освоения музеем городского пространства.

"Новая эра" в развитии Эрмитажа характеризуется тем, что музей начинает осуществлять развернутую программу открытия своих постоянных выставок в России (город Казань) и за рубежом. В Голландии - в Амстердаме, в Великобри- тании - в Лондоне, в Соединенных штатах Америки - в Лас-Вегасе, штат Невада,

и Нью-Йорке. Эрмитаж становится музеем нового типа - музеем без границ.

Рассмотренная хронология развития архитектурно-планировочной организации территории зимней резиденции российских императоров позволяет представить этот процесс, как в моделях, так и типологии (Рис.1-А).

В целом, впервые проведенный анализ эволюции архитектурно- планировочной организации крупнейшего музея позволяет констатировать сложившееся противоречие между градоформирующим характером функции музея и существующей градостроительной обстановкой.

Во второй главе "Градостроительная обстановка развития музея" на значительном массиве используемых материалов анализируется градостроительная ситуация центра Санкт-Петербурга, которая представляет собой внешний фон для жизнедеятельности Государственного Эрмитажа и объединяет социальную, транспортную и инженерную инфраструктуры крупнейшего города. Они являются результатом размещения и функционирования производительных сил общества, которые без них существовать не могут.

Эрмитаж располагается в центральной части города. В настоящее время центральный район является так называемой кризисной зоной Петербурга. В зоне центра не обеспечивается надежность систем инженерного оборудования, недостаточна мощность источников энергоснабжения. Сейчас к этому добавляется обострение транспортной проблемы. Не удовлетворяют нормативным требованиям санитарно-гигиенические параметры состояния среды. В мерах по устранению кризисных явлений ситуация, связанная с Эрмитажем, не получила должного разрешения. Окружение Эрмитажа отражает черты «кризисной зоны».

На посещаемость Эрмитажа влияет воздействие объектов социальной инфраструктуры города, т.е. наличие иных музеев, экскурсионные маршруты, соседство школьных и дошкольных учреждений, учебных заведений, концертных залов, художественных выставок, театров и др. Рабочие места в центре города пока не ориентированы на гостей Петербурга и Эрмитажа.

Отмечается, что в целом социальная инфраструктура города - внешнее условие формирования музея - требует своего развития и совершенствования.

Транспортная и инженерная инфраструктуры Государственного Эрмитажа, как и его окружения, носят те же признаки «кризисной зоны», хотя комплекс мер по совершенствованию инженерных сетей и транспортных связей внутри территорий музейных зданий все же намечен.

Все сказанное позволяет заключить, что сверхмузею, находящемуся в «кризисной зоне» ядра городского центра, свойственны ее признаки. И они проявляются в несоответствии степени развития инфраструктуры рангу музея.

Развитие архитектурно-планировочной организации музея тесно связано с ближайшей застройкой. Она формировалась зданиями различных силовых ведомств. Размещенные в этих зданиях учреждения сегодня создают трудности для функционирования музея. Это проявляется в увеличении радиуса доступности Эрмитажа от остановок транспорта, а также мест общегородской торговли и питания.

В заключительной части главы анализируется функциональное зонирование территории музея. Ведомственные рекомендации предусматривают организацию входной, экспозиционной, рекреационной и хозяйственной зон. Сверхмузей испытывает дефицит территорий для осуществления нормальной повседневной жизнедеятельности: практически отсутствует экспозиционная зона под открытым небом, не развита входная территория в музей и др.

Сегодня развитие музея невозможно без научно обоснованной программы, в которой важное место занимают экономические факторы, влияющие на содержание планов реконструкции и совершенствование инфраструктуры. Если раньше все базировалось на финансировании из госбюджета, то сейчас большую роль играют собственные средства музея. Возрастает значимость обоснования затрат по статьям музейного бюджета. Многие из них новые, а методический

аппарат для необходимого анализа пока отсутствует.

Экономические условия жизнедеятельности Эрмитажа определяются изменившимся нормативно-правовым регулированием. Национальный музей федерального ранга функционирует в центре Санкт-Петербурга и показывает некоторое расхождение национальных и городских интересов.

Разрешение ситуации должно лежать на пути дифференциации территории, зонирования застройки, в которой ансамблю Дворцовой площади всегда принадлежал приоритетный статус.

В третей главе "Социально-демографическая ситуация развития му-

зея" анализируются многочисленные количественные и качественные показатели общественной среды современного Санкт-Петербурга и Государственного Эрмитажа. Она формируется процессом, который характеризуется сдвигом в специфике деятельности города - уменьшением веса занятых в сфере промышленности (в особенности военно-промышленного комплекса).

На 1 января 2004 года в Государственном Эрмитаже состоит на учете почти 3 млн. экспонатов. Ежегодно в коллекцию Эрмитажа включается около 2600 экспонатов. Это огромное количество произведений искусства размещается в зданиях общей площадью 127,5 тыс.м2.

Ежегодно Эрмитаж устраивает с другими музеями более 40 новых выставок в том числе. в России свыше 20. За рубежом Эрмитаж участвует примерно в 90 выставках ежегодно. Научная библиотека насчитывает более 0,7 млн. томов. В Эрмитаже выполняются специальные научно-просветительские программы, охватывающие почти 700 тыс. человек. В залах музея проводится свыше 26 тыс. экскурсий. Объем этой ежегодной работы мог бы быть увеличен, если бы музей имел достаточное количество площадей, приспособленных для указанных целей.

Изменение градообразующей функции Петербурга совпало с перестрой-

кой мировоззрения общества. Эти процессы отразились в поведении посетите-

лей музея: претерпели метаморфозу структура публики, ее интересы.

Изучение материалов социологических исследований по Эрмитажу позволило выявить динамику градообразующего потенциала. За год Эрмитаж посещают около 2-х миллионов человек, что свидетельствует о мощности градообразующего потенциала сверхмузея. Это определяет нагрузку на социальную инфраструктуру Центра. Общая численность посетителей Эрмитажа - динамичная величина. В 1997 году Эрмитаж посетило 1 655 917 человек, в 2002 году - 2 395 446, а в 2004 - 2 650 000 человек.

загрузка...