Delist.ru

Методология градостроительного развития Государственного Эрмитажа (05.09.2007)

Автор: Лукин Валерий Павлович

Валерий Павлович

МЕТОДОЛОГИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА

Специальность:

18.00.04. – Градостроительство,

планировка сельских населенных пунктов

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора архитектуры

Санкт-Петербург – 2007

Работа выполнена на кафедре военной архитектуры Военного инженерно-технического университета

Официальные оппоненты: доктор архитектуры, профессор

МИТЯГИН Сергей Дмитриевич

доктор архитектуры, доцент

ШТИГЛИЦ Маргарита Сергеевна

доктор архитектуры, старший научный сотрудник

БУНИН Михаил Александрович

Ведущая организация ОАО 58 Центральный проектный институт

Защита диссертации состоится « 03 » октября 2007 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.223.05 при Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете по адресу: 190005, Санкт-Петербург, ул. 2-я Красноармейская, дом 4, ауд. 505-а.

факс: 8(812)316-58-72

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке университета.

Автореферат разослан « » августа 2007 г.

Учёный секретарь диссертационного Совета

Семенцов С.В.

Актуальность. Государственный Эрмитаж – единственный в нашей стране музей, который находится под личным покровительством Президента Российской Федерации, что закреплено особым Указом. Это делает государственно-важным тематику, касающуюся градостроительного развития крупнейшего отечественного музея.

Общественная значимость архитектурно-планировочной организации Эрмитажа заключается в том, что он включен в список особо ценных объектов национального наследия народов России, и, следовательно, требует самого пристального изучения с целью совершенствования и сохранения.

Важно подчеркнуть международную представительность Эрмитажа – одного из сверхмузеев мира, взятого под охрану ЮНЕСКО, и являющегося «витриной страны, что люди во всем мире о состоянии страны судят по музеям» директор Эрмитажа М.Б. Пиотровский.

Следует отметить ведущую роль Эрмитажа среди универсальных музеев и особое место в ряду крупнейших мировых сокровищниц, наряду с которыми Эрмитаж стал «музеем без границ», открывая свои ценности каждому жителю Земли с помощью современных виртуальных технологий.

Судьба Эрмитажа связана с именами великих архитекторов, работников культуры, государственных деятелей. Его становление и развитие постоянно привлекает внимание исследователей в России и за рубежом.

Наряду с посвященными Эрмитажу разработками искусствоведов, специалистов музейного дела имеются и публикации архитекторов. Чаще всего это работы, посвященные истории зданий Эрмитажа и творчеству создавших его зодчих - Растрелли, Кваренги, Стасова, Кленце и др. Можно найти специальные труды, отражающие вопросы сохранения, реставрации и обновления комплекса зданий Эрмитажа, его интерьеров.

Для архитекторов могут представлять интерес результаты исследований по тематике Эрмитажа в смежных областях науки и техники, занимающихся, например, историей строительных конструкций, вопросами культурологии и др.

Однако, при всей относительной обширности упомянутых разработок, обращает на себя внимание имеющийся пробел в части исследования градостроительных аспектов развития музея. Данное направление представляется тем более значимым, что комплекс зданий Эрмитажа расположен в ядре центра города и его охранной зоны.

Эрмитаж, как крупнейший музей, обоснованно относится к числу градообразующих объектов Петербурга. Он является частью градостроительной структуры центра в архитектурно-художественном, композиционно-градостроительном, функциональном и организационно-правовом отношениях.

Любое серьезное решение, затрагивающее деятельность Эрмитажа, отражается на циркуляции людских потоков и городского транспорта, деятельности систем инженерного обеспечения, восприятии городской среды сотнями тысяч горожан и гостей города.

Сегодня нельзя сбрасывать со счета то, что Россия объявила войну международному терроризму. Угроза акций со стороны террора не миновала и Государственный Эрмитаж, который к тому же окружен военными объектами, являющимися целями первоочередного уничтожения для террористов в случае военной агрессии.

На современном этапе градостроительные аспекты развития Эрмитажа приобрели дополнительное значение, особенно с разработкой Генерального плана Санкт-Петербурга и возрождения центра города. Здесь важно наиболее полно задействовать градоформирующий потенциал музея в развитии его самого и пространственного окружения, для более полного выражения культурной миссии города перед нацией и миром.

Должно прийти осознание приоритета развития Эрмитажа как планировочного элемента ядра охранной зоны, в котором материальное окружение служит «оправой» для этого «драгоценного камня» мировой культуры.

Следовательно, поиск средств и способов совершенствования развития градостроительной структуры Эрмитажа составляет актуальную государственную и профессиональную задачу, решение которой определит эффективность использования и воспроизводства различных видов ресурсов, вкладываемых в формирование музея.

Актуальность темы в практическом плане определяется направленностью на решение двух взаимосвязанных задач: осуществление градостроительно-архитектурными средствами рационального развития комплекса Эрмитажа - с одной стороны, и регулирование данного процесса в увязке с совершенствованием организации окружающей территории и застройки – с другой. Здесь своевременность поиска эффективных подходов определяется законодательным разграничением форм собственности на федеральную (Государственный Эрмитаж) и субъекта федерации (Санкт-Петербург).

Диссертационное исследование, в котором обосновывается базовая концепция (в виде совокупности наиболее существенных элементов разработанной теории, изложенной в приемлемой для практики форме), как составная часть методологии (сочетание методов, методик и моделей) системного центробежного градостроительного развития Эрмитажа, существующего в ядре городского центра, актуально и в аспекте общетеоретических проблем, затрагивающих совершенствование, как общей градостроительной теории, так и науки о музеях.

загрузка...