Delist.ru

Художественная интеллигенция Западной Сибири в конце 20-х - 30-е годы ХХ века (05.09.2007)

Автор: Котин Игорь Юрьевич

Способом самореализации художественной интеллигенции являлись популяризация, собирание, изучение и сохранение работ сибирских художников, реализовавшееся в организации постоянной выставки, тиражировании произведений сибирских авторов. С 1928 г. значительные усилия прилагались к созданию галереи западносибирских художников. Результаты изучения творчества местных художников и проблем художественной культуры отразились в подготовленных к печати Е.Крутиковым и А.Амосенко исследовательских работах, публикациях в сибирских и центральных периодических изданиях. Отдельные работы художников репродуцировались.

Инициативно велась учебно-методическая работа. Для восполнения пробелов в образовании, расширения общего кругозора и повышения профессионального уровня создавались библиотеки по истории и практике искусства. Постоянно велась переписка с ведущими музеями Москвы и Ленинграда. Выписывались издания этих музеев. Работники местных музеев обменивались опытом и консультировали своих коллег по различным вопросам.

Важнейшим направлением работы художников было распространение идей нового искусства среди коллег и широких масс населения. Пропаганда социалистического искусства велась в ходе дискуссий, докладов, лекций. Использовались возможности местных («Рабочий путь», «Настоящее», «Омский зритель», «Томский зритель») и центральных («За пролетарское искусство», «Искусство рабочему») периодических изданий.

Приоритетным направлением в 1928-1932 гг. являлась работа по объединению художественных сил. Основными способами были «вечера смычки», выставки, пленумы, съезды. Представители конкурирующих обществ «Новая Сибирь» и АХРР старались заручиться поддержкой партийных органов и использовать возможности власти. Логическим завершением стала ликвидация этих художественных объединений и создание в 1932 г. творческого союза на основе АХР.

Третий параграф «Государственный заказ и агитационно-пропагандистская деятельность западносибирской художественной интеллигенции» раскрывает формы участия художественной интеллигенции в создании советской идеологии и формировании исторической памяти народа в процессе агитационно-пропагандистской деятельности представителей художественной среды. Пропаганда велась как внутри, так и извне творческого сообщества.

Работа АХР велась на основе циркуляров Наркомпроса РСФСР, в тесной связи с отделом культурной пропаганды горкома ВКП (б), профсоюзом работников искусств, городским отделом народного образования. Сектор искусств Наркомпроса требовал от художественных предприятий участия и отчетов о проделанной работе в общесоюзных начинаниях. Председатель Сибирского комитета по делам искусств (Сибискусство) в 1931 году рекомендовал культурно-художественные кампании в качестве основной формы работы. В 1932 году лидеры АХР включали в планы пункт о «поголовном охвате» членов организации политико-воспитательной работой.

Художественную интеллигенцию привлекали для организации общесоюзных кампаний. Сведения о работе в политических кампаниях составляли основную часть отчетов организации. С 1928 года основными направлениями в системе текущей массово-политической работы были участие в посевных кампаниях и хлебозаготовках (с 1928 г.), атеистическая работа (с 1930 г.) Особое место занимала работа по военно-патриотическому воспитанию. Всем работникам искусства, особенно студентам художественных учебных заведений, отводилась значительная роль в проводимой ЦК ВЛКСМ кампании по вовлечению в комсомол новых членов. Студенты художественных техникумов принимали участие в агитационной работе, посвященной «всеобучу», начавшейся осенью 1930 года. Кроме того, художественные силы привлекались для разовых, «локальных» мероприятий. В 1930 г. к ним относились, например, «месячник сбережения» (февраль), День музыки пионера и школьника (май). В 1932 г. планировалось начать подготовку к празднованию 40-летия литературной деятельности М.Горького. В 1933 г. устраивали массовый геологический поход «За сырьем второй пятилетки». Коллективы всех художественных предприятий и учебных заведений должны были принимать участие в проведении годовщины Великого Октября, дня Красной Армии, Международного женского дня, 1 мая, годовщин рождения и смерти В.И.Ленина, «народного красного дня – 1 августа». В 1937 году с большим размахом проводились «Пушкинские дни».

В целом для этого периода характерно огромное количество массовых агитационно-пропагандистских мероприятий, посвященных как общеполитическим проблемам, так и конкретно хозяйственным или культурным событиям. В 1931 году, например, руководители краевого филиала отмечали, что 50% «ахровцев» были «брошены на различные кампании».

В третьей главе «Самосознание художественной интеллигенции Западной Сибири в конце 20-х – 30е гг. XX века» прослеживается взаимовлияние рефлексивных процессов художественной интеллигенции, общественной позиции и форм деятельности представителей художественного сообщества.

Первый параграф «Самоидентификация западносибирской художественной интеллигенции» представляет анализ рефлексивных процессов в художественной среде. В самооценке сибирской интеллигенции сохранялись две основные традиции, заложенные российской научной и публицистической мыслью. В провинциальной официальной публицистике оценка интеллигенции почти полностью повторяла основные постулаты официальной идеологии. Интеллигенцию дифференцировали по лояльности к советской власти. Представители самой художественной интеллигенции выделяли специфические характеристики интеллигенции в целом: особая духовная организация, желание свободного труда, устойчивое сохранение желания к самореализации в творчестве. В художественной среде основные типы определялись на основе таких критериев как политические взгляды, партийность, эстетические пристрастия, отражение сибирской специфики в произведениях, мастерство, социальные характеристики, личностные качества. На индивидуальном уровне осознание классовой принадлежности было многозначным, неустойчивым. Были случаи изменения данных о социальном положении. Самоназвание «интеллигенция» отсутствовало, использовались определения «художники», «живописцы», «преподаватели». Значение художественной интеллигенции в конце 20-х гг. видели в сохранении художественной жизни в Сибири. Важнейшим элементом самоопределения художественной интеллигенции являлось отношение к труду. Существование различных уровней деятельности осознавалось многими представителями художественной интеллигенции. Анализ характеристик творческой среды, данный самими представителями и участниками художественной жизни, показывает, что на первом месте стояли эстетические, социальные и витальные ценности.

Во втором параграфе ««Центр» и «провинция» в представлениях сибирской интеллигенции» акцентируется внимание на том, что определение художественной интеллигенцией собственного места и значения в окружающем мире обнаруживается и в разделении пространства на «центр» и «провинцию». Выявляются две противоположных позиции в культурно-историческом самоопределении художественной интеллигенции Западной Сибири. В общественной деятельности преобладало «центробежное» направление. Часть художественной интеллигенции Сибири, например, И.Копылов, члены общества «Новая Сибирь», пророчила превращение Сибири в новый центр не только российской, но и мировой культуры. Члены АХРР, работники музея Я.Авотин, Е.Крутиков, В.Гулецкий, П.Горбунова и др. стремились приблизить, сделать доступными для провинциальной публики достижения мирового и отечественного искусства, используя такие формы, как выставки, пополнение коллекций из фондов столичных музеев, в том числе, Третьяковской галереи. Из Москвы получали как материальную помощь (дотации АХР), так и моральную поддержку, апеллируя к признанным мастерам культуры по поводу конфликтных ситуаций. В индивидуальных действиях усиливалась «центростремительная» тенденция. С 1928 г. начинается процесс «утечки» художественной интеллигенции в центр (И.Копылов-1930г.). Распространенным способом приобщения к столичным достижениям было продолжение учебы в вузах (А.Либеров, В.Волков, К.Щекотов). Активно использовались возможности «центра» для повышения квалификации (ВХУТЕМАС, Русский музей, Институт истории искусств, Библиотека Академии Наук, Государственные реставрационные мастерские и др.). В 30-е гг. организовывались экскурсии в Москву и Ленинград для студентов. Многие представители художественного сибирского сообщества искали и находили успех и признание в столице (Д.Суслов, К.Щекотов). На личном уровне могли присутствовать и обе позиции.

В заключении диссертации подведены итоги исследования, сделаны обобщения, сформулированы основные выводы и высказаны рекомендации, которые могут быть полезными в современном обществе.

Выявлено, что основными принципами государственной политики в художественной сфере были утилитарность и классовость. Основными направлениями государственной политики в сфере художественной интеллигенции были изменение социальных характеристик художественной интеллигенции и внедрение в творческую среду определенной системы ценностей. Механизмом реализации государственной политики стала пролетаризация художественного сообщества, включавшая классовый принцип отбора абитуриентов в художественные учебные заведения, проверки («чистки») государственного аппарата, системы образования, художественных организаций и учреждений, а также партийные «чистки». Система мер, направленная на обеспечение пролетарского большинства в художественной среде и изменение аксиологических ориентиров, принесла определенные результаты, но планируемого изменения не дала. Политика советского государства в художественной сфере и отношение к «мастерам культуры» во многом были определены и продолжали традиционное восприятие профессионального художественного творчества в России. Существование и формы деятельности советской художественной интеллигенции обусловливались «внешними» факторами, социальной структурой: власть, народ. Приоритетные направления конкретной повседневной деятельности определялись самосознанием и собственными интересами интеллигенции.

В целом художественная интеллигенция Западной Сибири представляется как неоднородная, полифункциональная, противоречивая социальная группа, определяющей особенностью которой было сочетание исторически сложившихся в различных общественных слоях ценностей и способов поведения людей. Подобная разнородность являлась основой для толерантности и конформизма. Важнейшей объединяющей характеристикой художественной интеллигенции было стремление сохранить художественное творчество в качестве профессиональной деятельности, востребованной и необходимой обществу.

В условиях государственного регулирования всех сфер жизни общества само существование интеллигенции зависело от государственного заказа. Выполнение этого заказа вело к формированию унифицированной исторической памяти советского народа, выработке стереотипов поведения и воспитания. В этой сфере сибирская художественная интеллигенция являлась подчиненной частью государственного механизма, идентичной интеллигенции в целом. Роль, отводимая государством художественной интеллигенции, определила отношение к творчеству. Важен был результат, но не индивидуальность автора. Этот уровень деятельности интеллигенции определяется, поэтому, тиражированием, взаимозаменяемостью, анонимностью творчества. Такое положение не являлось чем-то уникальным. Напротив, использование художественной культуры в своих целях характерно для всех государств. Деятельность художественной интеллигенции в этой сфере способствовала продвижению идеологических установок во все уровни общества, обеспечивала внимание к насущным проблемам политики, экономики, повседневной жизни. Формировались ценности. Пролонгированное значение этой сферы деятельности заключается в создании новых форм и методов пропаганды, которые использовались на протяжении всего советского периода и являются основой современных российских политических и рекламных технологий.

Осознание интеллигенцией себя и своей роли в жизни общества, культурно-историческом процессе, собственные пристрастия и ценностные ориентации определили формирование и особенности второго уровня ее деятельности. Этот уровень можно разделить на конкретно-историческую, буквально направленную на сохранение, собирание произведений искусства часть и широкую просветительскую, воспитательную работу, имеющую целью сформировать отношение к искусству и его отдельным элементам как к ценности. В данной сфере представителям художественной интеллигенции Западной Сибири пришлось преодолевать трудности разного порядка, определенные конкретно-историческими проблемами, спецификой региона, аксиологическими ориентирами демократической интеллигенции. Приоритетными для активной части городской интеллигенции Западной Сибири этого периода являлись естественнонаучные знания. Художественной культуре в лучшем случае отводилось подчиненное место. В худшем - эта сфера не признавалось достойной внимания. Неприятие искусства как ценности выражалось со стороны государства в отсутствии или остаточном принципе финансирования. Неприятие со стороны интеллигенции выливалось в конфликты с отдельными энтузиастами. Общественное мнение приходилось воспитывать и формировать. Государству, в лице административных и партийных работников, практическую значимость искусства необходимо было доказывать. Самодеятельные усилия отдельных представителей художественной интеллигенции опирались на поддержку государственных и партийных функционеров. Определяющими особенностями этой деятельности являются индивидуализм, энтузиазм, инициативность, альтруизм. Данное направление имело не только региональное, общероссийское, но и мировое значение. В музейных коллекциях сохранились конкретные произведения искусства. В учебных заведениях, в творчестве художников сохранялись и продолжались традиции авангардного искусства. Началось изучение и сохранение искусства Сибири. Формировалось эстетическое знание и воспитание.

Основной характеристикой художественной интеллигенции Западной Сибири, определившей ее значение, была позитивная реальная деятельность, направленная на развитие художественной культуры в целом и ее отдельных элементов. Наиболее существенным результатом деятельности можно считать формирование исторической памяти советского народа. Нагляднее всего общественная роль художественной интеллигенции в советской истории проявилась в создании и работе агитационно-пропагандистского механизма, способного распространять необходимые идеологические установки.

В приложении приводится Словарь деятелей художественной культуры Западной Сибири (20-30-е гг. XX века).

По теме диссертации автором опубликовано 72 работы общим объемом 49 п.л., в том числе:

Публикации в изданиях, включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендуемых ВАК:

Левина Ж.Е. Столичная и провинциальная культура в представлениях художественной интеллигенции Сибири (20-60-е годы XX века) /Ж.Е.Левина // Известия Уральского государственного университета.-2005.-№34. – С.90-98. –0,5 п.л.

Левина Ж.Е. Роль художественной интеллигенции в формировании исторических воспоминаний советского народа (по материалам Западной Сибири 20-30-х гг. XX века) / Ж.Е.Левина// Омский научный вестник. – 2005.- №3 - С.33-38. – 0,5 п.л.

Левина Ж.Е. Формирование исторической памяти как компоненты социального интеллекта средствами искусства / Ж.Е.Левина, И.С.Вотчин // Философия образования. – 2006.- №1 - С.257-262. – 0,5 п.л.

Монография:

Левина Ж.Е. Художественная интеллигенция Западной Сибири в системе советской культуры (конец 20-х-30-е годы XX века).- Омск: ОмГПУ, 2004. – 276 с. –18,6 п.л.

Основные статьи и материалы докладов:

Левина Ж.Е. Дискриминация художественной интеллигенции в конце 20-х гг. /Ж.Е.Левина, В.Ш.Назимова //Интеллигенция и власть на пороге XXI века. Тезисы докладов региональной научно-практической конференции. - Екатеринбург: УрГУ, 1996. - С.162-165. –0.3 п.л.

Левина Ж.Е. Формирование системы художественного образования Сибири (1928-1939 гг.) /Ж.Е.Левина // По страницам Российской истории. Сборник научных статей. – Омск: ОмГПУ, 1996. - С.75-85. – 0,5 п.л.

Левина Ж.Е. «Обыденное сознание» советского человека 20-30-х гг.: вариант локального социально-психологического исследования. /Ж.Е.Левина // Гуманитарные исследования. Ежегодник. Вып.1. Сборник научных статей. - Омск: ОмГПУ, 1996. - С.30-32. –0,5 п.л.

Левина Ж.Е. Репрессированная культура. /Ж.Е.Левина, В.Ш.Назимова // Гуманитарное знание. Серия Преемственность. Ежегодник. Вып.1. Сборник научных трудов. – Омск: ОмГПУ, 1997. - С.158-162. – 0,5 п.л.

Левина Ж.Е. Художественная интеллигенция 1920-30-х гг.: вариант локального историко-психологического исследования. /Ж.Е.Левина //Локальные культурно-исторические исследования: Теория и практика. - Омск: ОмГУ, 1998.- С.36-43. – 0,5 п.л.

Левина Ж.Е. Материальное положение и социальные перспективы сибирского студенчества (20-30-е гг. XX века). /Ж.Е.Левина // Наука и образование в стратегии национальной безопасности и регионального развития. Материалы международной научной конференции. - Екатеринбург: Издательство Уральского гуманитарного института, 1999. - С.278-282. – 0,3 п.л.

Левина Ж.Е. Еще раз о противоречиях в сознании интеллигенции. /Ж.Е.Левина, В.Ш.Назимова // Интеллигенция России в XX веке и проблема выбора. – Екатеринбург: УрГУ, Исследовательский Центр «XX век в судьбах интеллигенции России», 1999. - С.87-90. –0,3 п.л.

Левина Ж.Е. Некоторые особенности формирования советской художественной культуры в 1920-1930-е гг. /Ж.Е.Левина // Культура и интеллигенция сибирской провинции в XX веке: теория, история, практика. - Новосибирск: Институт истории СО РАН, 2000. -С.112-114.- 0,2 п.л.

Левина Ж.Е. Некоторые особенности формирования художественной интеллигенции России. /Ж.Е.Левина // Генезис, становление и деятельность интеллигенции: междисциплинарный подход. Тезисы XI международной научно-практической конференции. – Иваново: ИвГУ, 2000. - С.126-128. - 0,2 п.л.

Левина Ж.Е. Культуроведческие исследования в Омске (1990-1999). /Ж.Е.Левина //Гуманитарное знание. Серия «Преемственность». Вып.4. - Омск: ОмГПУ, 2000. - С.121-126. – 0,5 п.л.

Левина Ж.Е. От понимания культуры к пониманию истории. /Ж.Е.Левина // Теоретико-методологические проблемы исторического познания. Материалы международной научной конференции. В 2-х т. Т.1. - Минск: РИВШ БГУ, 2000. - С.51-54. –0,3 п.л.

Левина Ж.Е. Российская интеллигенция в модернизационном процессе конца XIX- начала XX в. /Ж.Е.Левина, Т.А.Сабурова // Российская интеллигенция: критика исторического опыта. Тезисы докладов Всероссийской конференции с международным участием.- Екатеринбург: УрГУ, 2001. - С.167-169. –0,2 п.л.

Левина Ж.Е. Современная провинциальная историческая наука: проблемы, подходы, тенденции развития. /Ж.Е.Левина, Т.А.Сабурова // Актуальные вопросы истории России на пороге XXI века. Тезисы Всероссийской конференции. - СПб.: Нестор, 2001. - С.85-88. –0,3 п.л.

Левина Ж.Е. «Свои» и «чужие» в художественной картине мира советского человека 1928-1937 гг. /Ж.Е.Левина // История в XXI веке: историко-антропологический подход в преподавании и изучении истории человечества. Материалы международной интернет-конференции. - М.: Московский общественный фонд, 2001. - С.139-141. – 0,3 п.л.

загрузка...