Delist.ru

Русская символистская критика (1890-1910 -е г.г.): генезис, типология, жанровая поэтика (05.09.2007)

Автор: Крылов Вячеслав Николаевич

Крылов Вячеслав Николаевич

РУССКАЯ СИМВОЛИСТСКАЯ КРИТИКА (1890 – 1910-Е ГГ.):

ГЕНЕЗИС, ТИПОЛОГИЯ, ЖАНРОВАЯ ПОЭТИКА

Специальность 10.01.01 – Русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

ДИССЕРТАЦИИ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

ДОКТОРА ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

Казань

Работа выполнена на кафедре русской литературы

ГОУ ВПО «Казанский государственный университет имени В. И. Ульянова-Ленина»

Министерства образования и науки Российской Федерации

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Федотов Олег Иванович;

доктор филологических наук, профессор

Михайлова Мария Викторовна;

доктор филологических наук, профессор

Карпов Игорь Петрович

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского»

Защита диссертации состоится 12 ноября 2007 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.081.14 при Казанском государственном университете по адресу: 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 35 (2-й учебный корпус), ауд. 1306.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета (Казань, ул. Кремлевская, д. 35).

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии в сети Интернет 2007 года.

Автореферат разослан « » 2007 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат филологических наук Козырева Мария Александровна

Общая характеристика работы.

Актуальность исследования.

Литературная критика символистов остается наименее освоенной частью их творческого наследия. Это особенно показательно в сравнении с плодотворным и активным изучением символистской поэзии, прозы и драматургии. Между тем очевидно, что представление о литературной жизни того или иного периода будет недостаточным без выявления роли и места критики. На всех этапах развития русской литературы, начиная с XVIII века, критика в системе историко-литературного процесса играла значимую роль как составной элемент литературной жизни, форма самосознания литературы, организатор общественного мнения, «движущаяся эстетика» и т.д. Это имеет особое отношение к тем периодам истории литературы, которые отмечены активностью писательских выступлений в роли критиков (романтизм, Серебряный век).В насыщенной картине литературно-критического процесса рубежа XIX-XXвв.символистская критика была одним из ведущих и значимых направлений.

Критика символистов представляет исследовательский интерес и как составная часть творческого наследия, и как отдельная страница в истории русской литературной критики. Выявление достигнутого символистами в области критики дополняет картину многообразия творческих поисков в переходный этап литературного развития, способов контакта с читателем, жанровых форм, экспериментаторства и всего того, что связано с феноменом русского символизма..

Научное изучение символистской критики было начато Д.Е. Максимовым. Статья «Критическая проза Александра Блока», вышедшая в первом Блоковском сборнике 1964 года, и книга «Поэзия и проза Ал. Блока» остаются лучшим обобщающим исследованием о символистской критике.

Исследование Д.Е. Максимова оказало влияние на общую доминанту оценок значения символистской критики для становления эстетики и литературной науки, но поэтологическая сторона их критики со времени появления этой работы не получила сколько-нибудь развернутого продолжения. Различным аспектам деятельности критиков-символистов были посвящены статьи, опубликованные в 1960 - 1980 годы в Блоковских сборниках Тартуского университета и сборниках Брюсовских чтений (З.Г. Минц, С.К. Кульюс, Н.Г Пустыгина, Г.М. Пономарева, М.Л. Мирза-Авакян, Т.В. Анчугова, С.П. Ильев, Л.А. Сугай, К.С. Сапаров, С.И. Гиндин и др.).

Со второй половины 1980-х годов все более нарастающими темпами происходила «реабилитация» литературы серебряного века. Уже сами метаморфозы этого возвращения стали предметом разнообразных дискуссий. Литературоведение многое прояснило в картине литературного процесса конца XIX – начала ХХ веков, и символизма в частности (исследования Д.Е. Максимова, З.Г. Минц, А.В. Лаврова,Н.В.Котрелева, С.П. Ильева, В.Н. Топорова, Л.А. Колобаевой, Н.Ю. Грякаловой, И.Г. Минераловой, А. Ханзена-Леве, И. Смирнова, Л. Силард, А. Флакера, И. Хольтхузена, М. Дрозды, Р.Д. Клюге и др.). Стал все более расширяться круг фактических материалов и по истории символистской критики. В публикациях этих изданий, в комментариях к ним вводятся в научный оборот различные источники, осмысляется ряд частных внутрисимволистских взаимоотношений, описываются отдельные эпизоды литературно-критических дискуссий. Подобные работы, написанные чаще всего превосходными знатоками эпохи Серебряного века, создают основу для концептуального осмысления истории символистской критики.

В последнее время научный интерес к символистской критике заметно вырос. Различным аспектам этой критики посвящены статьи, диссертационные работы отечественных (Т.Н. Бреева, Ю.В. Кричевская, М.В. Михайлова, М.В. Мыслякова, М.В. Орлова, Г.М. Пономарева, Л.А. Сугай, А.В. Чепкасов, А.В. Черкасова, В.В. Шабаршина, Я.С. Усачева, М.Ю. Эдельштейн), зарубежных (К. Гидини, К. Депретто, П. Карден, Т. Пахмусс, М. Паолини, Л. Пильд, С. Рабинович, Ш. Розенталь, Р. Уэллек, М. Юнгрен) исследователей. Осмысляется персональная деятельность в качестве критиков Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус, М.А. Волошина, Эллиса.

Отдельные наблюдения над поэтикой статей символистов включены в контекст исследований идейной и творческой эволюции символистов (А.В. Лавров «А. Белый в 1900-е годы», А.В. Федоров «Иннокентий Анненский: Личность и творчество»), их интерпретаций русской классики (Л.А. Сугай «Гоголь и русские символисты», Л. Пильд «Тургенев в восприятии русских символистов», авторы статей сборника «Связь времен. Проблемы преемственности в русской литературе конца XIX – начала ХХ в.» и др.), проблем писательской критики конца XIX – начала ХХ в.в. (С.А. Кочетова). Отметим значимость исследований поэтики художественной прозы символистов, стилистики их текстов (Н.А. Кожевникова, Л.А. Новиков, Д.М. Поцепня ,Н.Б.Руженцеваи др.).

Следует подчеркнуть, что в наиболее интересных из них намечаются отдельные перспективные аспекты изучения поэтики критических статей символистов (неомифологизм, интертекстуальность, диалогическое начало, жанровое своеобразие и т.д.). Однако они представляют отдельные наблюдения по существу единого явления, которое не получило обобщающего рассмотрения ни в отечественном, ни в зарубежном литературоведении. Явно недостает труда, специально посвященного проблемам теории и истории символистской критики. Литературная критика символистов как целостное явление, проявляющееся в сходстве ряда внешних черт, типологически близких принципов подхода к литературе, жанровых структур, до сих пор не становилась предметом самостоятельного изучения. Но сам факт появления исследований последнего времени о символистах-критиках свидетельствует о необходимости всестороннего изучения данного явления и его теоретического обоснования.

Исследователи истории и теории русской критики не раз подчеркивали необходимость формирования концепции критики отдельных периодов в их целостности и реальной сложности, преодоления описательности, фрагментарности в подходе к критике (М.Г. Зельдович). Уйти от чисто эмпирического, описательного, «летописного» подхода к критике (эта задача приобретает особую актуальность применительно к символизму ввиду обширности созданных им критических текстов) позволит только историко-теоретический подход.В предмет истории критики должны быть включены создаваемые критикой теоретические концепции, формы преемственности и взаимодействия с предшественниками, жанровые образования и стили. Возникает потребность комплексного рассмотрения вопросов теории, методологии и критической практики символистов.

Проведенное исследование актуально как в историко-литературном, так и в теоретическом аспектах. В историко-литературной области изучение символистской критики расширяет знание о закономерностях литературного процесса конца XIX – начала ХХ веков, о месте критики в литературно-теоретических проектах символистов, позволяет дополнить существующие представления о поэтике символизма.

С точки зрения теоретического знания, критика символистов дает богатый материал для осмысления таких проблем, как переходность в развитии критики, критическая стратегия направления в критике, специфика писательской критики и – особенно – типология и поэтика ее жанров.

В литературоведении уже давно наметился подход от чисто эмпирического, прикладного изучения критики (критика с точки зрения эволюции суждений о литературе) как предварительного этапа историко-литературного исследования к постижению ее функциональных возможностей в историко-литературном процессе, проблем взаимодействия критики и литературы на уровне структуры текста.

Особый интерес в этой связи приобретает исследование критики переходных эпох, какой явился рубеж XIX – ХХ веков. Современные концепции перехода в русской художественной культуре указывают, что переход от одной системы ценностей к другой «или может представать резким разрывом между системами ценностей, или же соответствовать преемственности, когда разрыв нейтрализуется сохранением существующих ценностей и их полным или частичным включением в новую систему ценностей». Зримое выражение изменений в характере критики дает только углубленный анализ текстовой реальности критических произведений, то есть исследование поэтики литературной критики. Большинство историков и теоретиков критики признают научную актуальность изучения критики с точки зрения поэтики и мастерства.

загрузка...