Delist.ru

Формы и методы государственной поддержки АПК региона в условиях многоукладной экономики (05.09.2007)

Автор: Камилова Патимат Дадаевна

Опыт ряда сельскохозяйственных предприятий Республики Дагестан, Ставропольского и Краснодарского краев, Ростовской и Волгоградской областей свидетельствует о том, что кооперативы и их формирования выгодно отличаются от других организационно-правовых форм возможностью: сочетания и защиты совместных экономических интересов участников кооперации; демократизации системы управления; углубления специализации производства; концентрации капитала на решающих направлениях хозяйственной деятельности.

Необходимость и экономическая целесообразность развития кооперативных связей в рамках кооперативной системы в условиях становления рыночных отношений диктуется следующими аспектами:

- позволяет противостоять крупным монополиям на всех уровнях: отдельных предприятий, регионального и федерального рынков;

- обеспечивает инновационный тип воспроизводства - на основе объединения и рационального использования ресурсов организуется производство, обмен, распределение на основе использования новой техники и технологии, новой организации труда, передовых маркетинговых систем;

- является основой развития эквивалентных отношений между структурными звеньями АПК;

- организует внешнеэкономическую деятельность сельских товаропроизводителей.

Роль государства заключается в стимулировании создания кооперативных союзов путем ликвидации неэкономических барьеров их создания и вступления на рынок: содействие в разработке и принятии уставов, лицензировании деятельности, издание подзаконных актов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность союзов и т. д., а так же экономическими мерами.

Высшей формой государственного регулирования развития агропромышленного комплекса региона как субъекта экономики является государственное экономическое программирование с целью комплексного использования в глобальных целях всех его инструментов. При этом должны быть соблюдены следующие стратегические принципы государственного регулирования:

- предпочтение рыночным формам организации экономики, применение преимущественно экономических методов государственного регулирования при соблюдении социальных рыночных ограничений;

- финансирование только социально значимых сфер и отраслей, не привлекающих частный бизнес или закрытых для него;

- создание условий для активизации частного бизнеса, особенно способствующего инновации, экологизации, специализации;

- обеспечение устойчивого экономического роста и социальной стабильности путем использования эффективных методов, форм, средств финансовой, кредитной и налоговой политики;

- создание надежных механизмов внутренней и внешней устойчивости продовольственного комплекса региона и страны в целом.

10. Сформулированы методологические основы индикативного планирования АПК региона, как формы государственного управления комплексом, базирующиеся на принципах и методах системного и ситуационного управления, а также предложены рекомендации по его реализации

Процесс становления и развития рыночной экономики в России и мировой опыт с достаточной очевидностью свидетельствуют о необходимости рационального сочетания вмешательства государства в экономику и рыночного саморегулирования. Данное положение отражается на различных сторонах государственного управления, в том числе такой его формы, как планирование. Оно претерпело значительную эволюцию: от преимущественно императивных планов к индикативному, т.е. рекомендательному, «согласительному» планированию. Данный его тип приемлем к различным уровням национальной экономики, в т.ч. для аграрной сферы.

В исследовании дается уточнение индикативного планирования в сельском хозяйстве, которое автором понимается, как государственное регулирование и выработка ориентирующих рекомендаций для сельхозпроизводителей с целью обоснованного соотношения их возможностей и складывающейся в стране рыночной ситуации. Его развитие выступает необходимым условием совершенствования организации производства, более эффективного использования ресурсов и приспособляемости к конъюнктуре рынка. В то же время оно обеспечивает товаропроизводителю необходимую свободу действий. Это затрагивает как процедуры разработки и реализации плановых и предплановых документов, так и их содержание.

В условиях современной рыночной экономики принципы индикативного планирования в рамках АПК распространяются на многие виды программ. Они отражают особенности формирования экономического механизма в региональных программах, обусловленные:

во-первых, необходимостью соблюдения общих принципов рыночных отношений на всей территории страны;

во-вторых, ограниченными финансовыми возможностями у большинства субъектов Федерации.

В соответствии с этим регионы могут использовать различные методы регулирования агропромышленного производства в зависимости от имеющихся возможностей и принимаемой концепции развития АПК и сельского хозяйства на конкретной территории.

В этом аспекте особое значение приобретает индикативное планирование развития АПК, воздействующее на данный процесс при помощи таких инструментов, как:

- план-прогноз, сбалансированный по всем ресурсам и согласованный со всеми заинтересованными агентами;

- информация для обеспечения заинтересованных агентов, включая разнообразные типы прогнозов (научно-технические, ресурсные и т.п.);

- организация условий, способствующих обмену информацией между заинтересованными агентами и обеспечивающими процесс согласования принимаемых решений;

- прямые переговоры и заключение соглашений между планирующим центром и другими агентами.

При этом следует учитывать недостатки индикативного планирования, к числу которых относятся:

- использование информации индикативного планирования предприятиями в собственных интересах, когда это приводит к неустойчивому развитию отрасли в целом;

- олигополистический сговор с целью защиты прав предпринимательства от диктата государства;

- утрата доверия к планам и методам планирования в условиях социальных и политических конфликтов, экономических кризисов и т.п.

В том или ином сочетании они характерны для многих стран, но в условиях России дополняются рядом негативных факторов. Основными их них являются:

- низкая степень консолидации между государством и частным сектором;

- стремление частных предприятий скрыть свои возможности (объемы реализации, прибыль и пр.) в целях уклонения от высоких налогов и прочих возможных отрицательных для них последствий;

- отсутствие необходимой интеграции общественно-экономических процессов, вследствие чего оказывается невозможным вести полный учет их взаимосвязей и разрабатывать соответствующие модели планирования.

Наличие большого числа негативных факторов и высокая неопределенность внешней среды требуют формирования большого числа вариантов развития, что усложняет выбор наиболее рационального из них.

С другой стороны, индикативный план развития АПК представляет собой только один из документов планирования. Помимо него разрабатываются программы развития АПК, отражающие сложившееся состояние и реальные возможности развития на тот или иной период времени. С данной точки зрения разработанная программа «Экономическое и социальное развитие Республики Дагестан на период 2010 года», как показало исследование, носит декларативный характер и требует серьезной доработки.

В соответствии с требованиями устойчивого развития АПК региона основными задачами данной программы должны выступать:

- обеспечение системного сбалансированного развития продовольственного комплекса в интересах нынешнего и последующих поколений;

- всемерное содействие развитию отраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства, которые оказались неконкурентоспособными;

- перевооружение производств перерабатывающей промышленности, связанное с глубокой переработкой местного сельскохозяйственного сырья, выпуском на этой основе высококачественных продуктов питания;

- осуществление инновационной политики, позволяющей обеспечить выпуск высокорентабельной продукции;

загрузка...