Delist.ru

Формы и методы государственной поддержки АПК региона в условиях многоукладной экономики (05.09.2007)

Автор: Камилова Патимат Дадаевна

В ходе решения поставленных задач Правительству РФ следует совершенствовать:

- правовое и организационное обеспечение развития ипотечного кредитования в сельском хозяйстве;

- правовое обеспечение развития вертикальной интеграции в секторе;

- содействие развитию малого предпринимательства в АПК;

- расширение системы консалтинговых услуг для сельскохозяйственных товаропроизводителей и содействие созданию систем рыночной информации.

Комплекс мероприятий, направленных на институциональные преобразования, можно сгруппировать по четырем тесно взаимосвязанным направлениям: развитие рыночной инфраструктуры, изменение социального положения сельских жителей, реформирование предприятий АПК и внешнеэкономические отношения в области АПК (рис.2).

Рис. 2. Направление институциональных преобразований АПК

Подобная группировка не случайна, т.к. все эти сферы тесно взаимосвязаны с АПК и находятся в разных областях воздействия. Так, институциональные преобразования подразумевают развитие рыночной инфраструктуры, в том числе расширение рынков сбыта, развитие интеграции в АПК, поддержку инвестиционной деятельности и т.д. Однако они будут лишены смысла, если предприятия АПК не будут способны функционировать в этой инфраструктуре. Следовательно, необходимо их реформирование на микроуровне.

Особенностью АПК является важность воздействия на социальное положение сельских жителей. Здесь отдельно следует выделить внешнеторговые отношения в области продукции АПК. Направления для преобразований здесь самые разные: они могут касаться отношений с другими странами и ВТО, таможенной политики, снижения зависимости от импорта и многого другого. Но и развитие внешнеторговых отношений в области АПК будет регулироваться в первую очередь с учетом сложившейся и строящейся рыночной инфраструктуры государства, способности к конкуренции отечественных производителей, влияния на социальное положение всего населения.

Главным звеном в системе экономического механизма хозяйствования становится экономическая самостоятельность внутрихозяйственных подразделений, как непосредственных товаропроизводителей, которые должны вести свою производственную деятельность на селе на основе самофинансирования. При этом внутрихозяйственный экономический механизм новых сельхозпредприятий должен учитывать особенности их реорганизации:

- во-первых, в новых сельхозпредприятиях используются устаревшие средства производства, не изменилась организационная структура. В результате продолжают действовать индивидуальные, групповые, бригадные интересы;

- во-вторых, основной фигурой в новых сельскохозяйственных предприятиях является совладелец (пайщик), который одновременно выступает как собственник своей рабочей силы, как член коллектива данного внутрихозяйственного подразделения и как совладелец предприятия;

- в-третьих, часть работников новых сельхозпредприятий не имеет ни земельной доли, ни имущественного пая. Они заинтересованы как в стимулировании труда, так и в возможности со временем стать совладельцем данного предприятия.

Исходя из вышеизложенного, при разработке внутрихозяйственного экономического механизма должны учитываться следующие позиции:

- руководитель хозяйства стимулирует работников и несет ответственность за сохранение и рациональное использование имущества;

- структурные подразделения должны иметь возможность распоряжаться определенной частью произведенного им дохода;

- обеспечение согласования индивидуальных, коллективных и общехозяйственных интересов на основе оптимизации формирования дохода работника;

- наемные работники стимулируются за эффективное использование средств производства и имеют возможность стать пайщиками (совладельцами) предприятия;

содействие увеличению доли работающих в имуществе предприятия, путем получения собственниками (пайщиками, акционерами) регулярных дивидендов.

Наиболее эффективной формой организации производства и труда может стать формирование внутрихозяйственных кооперативов на базе структурных подразделений с передачей им в аренду имущества совладельцев (пайщиков). Ниже приводится предлагаемая модель экономического механизма хозяйствования (рис.3). Она способствует достижению эффективного и устойчивого развития производства, более полному использованию производственных ресурсов: земли, средств производства, труда.

8. Выдвинуты научно обоснованные направления развития кооперации в хозяйственной деятельности КФХ в сфере производства и обращения на основе принципиального изменения характера отношений в системе управления и перехода к новому стилю взаимодействия между участниками данного процесса

До настоящего времени в России и регионе КФХ не достигли высоких показателей в производстве сельскохозяйственной продукции. Многие из них прекратили сельскохозяйственную деятельность. В целях повышения эффективности работы таких хозяйств и поддержания достойного жизненного уровня их семей необходимо, по мнению автора, принятие Федерального закона «О фермерском хозяйстве». В нем должно быть отражено, что фермерское хозяйство признается формой хозяйствования, где глава является частным предпринимателем без образования юридического лица, а между членами фермерского хозяйства и его главой заключается соглашение, регулирующее имущественные и иные отношения между участниками.

С другой стороны, крестьянским (фермерским) хозяйством (КФХ) должно признаваться семейное хозяйство без образования юридического лица с производством товарной продукции на сумму не менее определенного предела, в том числе не менее определенной доли сельскохозяйственной продукции. К фермерскому хозяйству должны применяться правила, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся, как правило, коммерческими организациями. Фермерские хозяйства, не достигшие определенного уровня товарности, могут получить временный фермерский статус на пятилетний срок.

Необходимо предусматривать действенную поддержку из бюджетов, направленную на оздоровление данной категории хозяйств. Решить вопрос о выделении фермерской квоты для приобретения на лизинговой основе сельскохозяйственной техники. При разработке мер государственной поддержки решения жилищной проблемы на селе следует включать в число нуждающихся семьи молодых фермеров.

Рис. 3. Модель внедрения экономических отношений в сельскохозяйственных предприятиях Возрождение КФХ немыслимо без четко организованной их кооперации, т.к. высоких результатов труда можно достичь только при объединении средств производства и обеспечении рациональной концентрации производства. При этом кооператив должен объединять на добровольной основе не менее 5-8 крестьянских (фермерских) хозяйств. В условиях создания кооперативов на базе самостоятельных КФХ обеспечивается возможность эффективно использовать дорогостоящую технику и рабочую силу в различные сезоны года.

При организации кооператива на базе КФХ очень важно определить трудоемкость возделываемых культур и производимой животноводческой продукции. Необходимо составить графики ежедневного использования техники и труда по месяцам в каждом отдельном хозяйстве и в целом в кооперативе. Разработанный график выявит напряженные периоды и необходимость привлечения дополнительной техники и трудовых ресурсов для уборки урожая. Тем самым, кооперирование КФХ необходимо предусматривать при проектировании и организации территории хозяйств без лишних переездов.

Производственные кооперативы КФХ следует создавать на основе вступительных паевых взносов, кредитов, совместно купленной техники и т. д. Управление кооперативом возлагается на правление во главе с председателем, избираемым общим собранием членов КФХ. Собрание рассматривает и утверждает штаты кооператива, оплату его членов, нормы отчисления прибыли кооперативу от реализации продукции фермеров, сметы расходования средств и доходов, их распределение.

Кооператив должен иметь самостоятельный баланс, являться юридическим лицом и осуществлять работу по договорам с КФХ. Экономические взаимоотношения кооператива с этими хозяйствами во многом будут определяться формами кооперации, различными сочетаниями собственности, трудовых ресурсов, вкладов и паевых взносов. Кооператив будет предъявлять КФХ счет за выполненный объем работы по договору согласно актам, подписанным исполнителем и заказчиком. В договорах между КФХ и кооперативом следует предусматривать санкции и меры ответственности сторон, а также материальное вознаграждение за хорошее и своевременное выполнение работ.

Для успешной деятельности КФХ необходимо предусмотреть создание следующих кооперативов: по производственному обслуживанию (в основном дорогостоящей техники); по материально-техническому снабжению средствами производства; по переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции; по ветеринарному обслуживанию и искусственному осеменению животных; по кредитованию; по консультации и пропаганде научно-технических достижений.

Индустриализация сельскохозяйственного производства в КФХ возможна при четкой организации кооперативного обслуживания фермеров. Такие кооперативы могут заниматься обработкой почвы, внесением удобрений, уборкой урожая, заготовкой кормов. Машины, находящиеся в распоряжении кооператива по обслуживанию КФХ, являются, как правило, коллективной собственностью, и по заявкам фермеров выполняют в их хозяйствах необходимые работы с оплатой по расценкам, утверждаемым ежегодно на общем собрании членов кооператива. Помимо коллективного использования сельскохозяйственной техники кооперативы оказывают услуги по обслуживанию техники и оборудования, находящихся в личной собственности фермера.

В целях повышения эффективности деятельности и для защиты своих интересов первичные кооперативы могут объединяться в ассоциации, которые создаются в основном по отраслевому и территориальному принципу. Например, ассоциация молочных кооперативов, которая действует на основе устава, утверждаемого ее участниками, имеет права юридического лица и подлежит государственной регистрации в районной (городской) администрации.

9. Разработаны эффективные организационные формы интеграции личных подсобных хозяйств населения с общественным производством на основе принципиального изменения характера отношений в системе управления и перехода к новому стилю взаимодействия между участниками данного процесса

В период реформирования аграрного сектора экономики роль ЛПХ возросла, как в продовольственном, так и в финансовом обеспечении населения. Возникшие изменения в соотношениях источников обеспечения населения продуктами и доходами являются следствием сокращения производств в общественном хозяйстве и роста выхода продукции в личных подворьях. Однако производство в подсобных хозяйствах характеризуется низкой экономической эффективностью, так как они слабо оснащены техникой, в них преобладает ручной труд, на низком уровне ведется агротехника. Имеются проблемы взаимосвязи ЛПХ с общественным и другими субъектами АПК и в деле его обеспечения кормами, молодняком скота и другими услугами.

Вместе с тем, учитывая дифференциацию как общественных, так и личных хозяйств, произошедшую в последние годы в связи с реформированием сельскохозяйственных предприятий, характер и возможности ЛПХ в различных условиях неодинаковы.

Проведенные исследования показали, что в РД в одних из них, преимущественно сохранивших статус коллективных хозяйств, личное подворье существует в основном за счет поддержки и помощи общественного хозяйства, развивается на его ресурсах и сохраняет в основном потребительский характер. В других предприятиях, находящихся на стадии развала или реформированных в мелкие частные структуры, ЛПХ действительно стало основным источником продукции, доходов, а также сферой занятости. Но и в этих условиях оно функционирует на средствах производства общественного хозяйства и связях с ним. Сохраняется и имеет существенное распространение и такой тип чисто потребительского хозяйства, как подворья пенсионеров, работников других сфер, безработных и т. д., которые где это, возможно, основаны и развиваются при поддержке и помощи общественного хозяйства. Из этого следует, что деятельность практически всех ЛПХ связана в той или иной мере с развитием общественного хозяйства.

Необходимость выживания и самосохранения сельхозпредприятий и личных подсобных хозяйств населения выдвигает проблемы интеграции в число первоочередных и определяет ее как целевую функцию общественного производства. Формы интеграции связей ЛПХ с сельскохозяйственными предприятиями могут быть самые разные. Интеграционные связи могут осуществляться без образования организационной структуры (на основе обычных договоров о закупках излишков продукции, о контракции молодняка скота и т.д.) и через внутрихозяйственные подразделения, специально созданные для обслуживания ЛПХ на хозрасчетных началах; через кооперативы по обслуживанию ЛПХ (сбору и реализации продукции, заготовке кормов, техническому, ветеринарному и другому обслуживанию); через потребкооперацию и межхозяйственные интеграционные объединения (продуктовые ассоциации товаропроизводителей, промышленно-финансовые группы, агрокомбинаты и агрофирмы); включающие в сферу своего влияния и личные подсобные хозяйства. При этом центр тяжести этих связей, по нашему мнению, должен сохраняться за общественным производством сельскохозяйственных предприятий, располагающим для этого необходимыми техническими и другими средствами.

Окончательный выбор того или иного варианта экономических отношений связан с учетом конкретных условий и возможностей предприятия и целей, которые оно ставит перед собой в качестве приоритетных.

В заключение отметим, что в сложившихся условиях развития сельского хозяйства наиболее разумной и экономически целесообразной формой сочетания общественных и личных интересов, формой сохранения и развития как общественного, так и личного подсобного хозяйства, формой выхода из кризисного состояния, в котором оказалось все сельскохозяйственное производство и население, является интеграция подсобных хозяйств населения с сельскохозяйственными и другими предприятиями АПК в рамках межхозяйственного интегрированного объединения, в частности - ассоциации товаропроизводителей, сформированной по тому или иному товарному продукту. Проведение этой работы, требующей не только внимания и более детальной проработки вопросов, но и отвлечения средств на оказание поддержки владельцам ЛПХ, обернется производством и сохранением для общества значительной массы высококачественной и экологически чистой сельхозпродукции, которая сегодня оказалась невостребованной, снижением цен на нее, а в итоге - повышением жизненного уровня населения и ростом эффективности всего сельскохозяйственного производства, сохранением и приумножением его потенциала.

Характеризуя социально-экономическое положение аграрного сектора экономики России, можно выделить две основные позиции ученых. Первая основана на дальнейшей реализации модели раннего капитализма: либерализации и открытости рынка; разукрупнении сельскохозяйственных предприятий и создания на их базе мелких формирований; продаже земельных долей; залоге и аукционе земли. Вторая основана на формировании многоукладного аграрного сектора с акцентом на кооперацию и интеграцию производства с приоритетом развития крупнотоварного производства в сочетании с мелким, на государственном регулировании в АПК.

Автор придерживается второго направления в функционировании сельскохозяйственного производства с приоритетом развития кооперации и интеграции, основанных на определении организационно-экономических форм преодоления критического финансового положения товаропроизводителей, ограничением монополии перерабатывающих и промышленных предприятий, а также других сфер обслуживания села.

загрузка...