Delist.ru

Формы и методы государственной поддержки АПК региона в условиях многоукладной экономики (05.09.2007)

Автор: Камилова Патимат Дадаевна

6 Программа поощрения покупки продуктов питания на фермерском рынке 7 -

7 Программа дополнительной продовольственной

помощи 84 0,4

8 Программа продовольственной помощи детям и взрослым 1500 2

9 Программа летней продовольственной помощи 255 2,3

10 Специальная молочная программа 18 -

11 Программа питания для лиц пожилого возраста 150 0,9

12 Программа распределения продовольствия

в индейских резервациях 33 0,1

13 Программа чрезвычайной продовольственной

помощи 65 2,5

14 Продовольственные пожертвования благотворительным институтам, суповым кухням и продовольственным банкам 40 -

15 Программа продовольственной помощи населению Пуэрто-Рико 1147 1,4

16 Программа продовольственной помощи в случаях стихийных бедствий 86 -

Источник: Аграрный сектор США в конце XX века / Под ред. Чернякова Б.А. – М: 1997.- С. 396.

Роль сельского хозяйства как отрасли, обеспечивающей продовольственную безопасность в течение многих лет общепризнанна. Несмотря на высочайшую потребность в земельных ресурсах (пашня составляет около 10% общей земельной площади), Япония имеет высокий уровень полноценного продовольственного обеспечения. Доля продовольственных товаров в структуре импорта находится в пределах 16-20%. Высокая урожайность сельскохозяйственных культур достигнута за счет применения прогрессивных методов их выращивания и использования достижений научно-технического прогресса.

Практика государственного регулирования аграрного сектора Японии основывается на государственном субсидировании программ по закупке и производству сельскохозяйственных культур, в особенности риса, как основной культуры в питании населения.

Свои особенности имеет аграрная политика стран Европейского Союза. Она относится к приоритетным основам Европейского сообщества. Каждое из государств ЕС, имея свою выбранную национальную аграрную политику, с учетом общих задач, согласилась принять единую сельскохозяйственную политику, которая удовлетворяла бы требованиям всех государств ЕС.

Единая аграрная политика ЕС формировалась с учетом внутренней и внешней составляющей входящих в него государств. С учетом внутренних позиций существенная часть бюджета расходуется на поддержание низкого уровня цен на сельхозпродукцию и продовольствие (в виде субсидий фермерам). Эти расходы компенсируются потребителями за счет высоких налогов. Внешний вектор политики заключается в выборе такой ценовой политики и протекционизма, которые создают условия, при которых избыток производства продовольствия сокращает импорт и способствует экспорту субсидируемых товаров.

Достаточно интересным является опыт стран Европейского Союза в области поддержки сельскохозяйственного производства. Государственная поддержка аграрного сектора в странах ЕС имеет некоторые специфические черты, отличные от американской модели. Это касается кооперативных организаций, занимающихся финансовым обеспечением сельскохозяйственных предприятий, предоставления кредитов по низким ставками для целей модернизации сельскохозяйственного производства, значительных объемов выделяемых субсидий, предоставления налоговых льгот, системы ценового регулирования и многого др.

Европейское сельское хозяйство получает значительную поддержку со стороны, как государств-членов, так и Европейского Союза. Нормативная база, касающаяся регулирования сельскохозяйственного производства стран-членов ЕС является очень развитой и охватывает все сферы аграрного сектора. Регулятивное воздействие касается конкуренции на рынке сельскохозяйственной продукции, качества продукции, ее стандартизации, инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий, социального обеспечения работников занятых в аграрной сфере Европейских государств и т.д.

ъхсмзмсмвЩОЩВсхЅс№сµ№µ±№±№µ«µсмв¤ќ—‘—м¤Љѓ|ѓ¤сu

?????????????[?°

????????F?4

:ая может быть реализована в ЕС. Основой государственного ценового регулирования в странах Европейского Союза являются общие цены, которые ежегодно фиксируются. Общие цены указывают на уровень, относительно которого должна располагаться рыночная цена, а также на уровень, соответствующий началу применения механизмов ценового регулирования для поддержания рыночной цены, таких как, таможенные

пошлины, субсидии и т.п.

Общие цены составляют основу для предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям со стороны различного рода государственных структур гарантий, мер поддержки; применение общих цен в странах ЕС ориентировано, в первую очередь, на защиту интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В области государственной поддержки сельскохозяйственного производства Германии наибольший интерес вызывает целевое инвестирование и кредитование по системе приоритетных программ. В результате сельскохозяйственные предприятия могут получить льготные кредиты сроком на 20 лет на поддержание собственного капитала; процентная ставка по подобным кредитам варьируется и увеличивается вместе со сроком пользования кредитом. Получить льготное финансирование может любой фермер, полностью занятый в сельскохозяйственном производстве. Условием получения финансирования является представление бизнес-плана соответствующего инвестиционного проекта. Кроме того, среднегодовой доход фермера за три года, предшествующие подаче заявки, должен составлять примерно 50 тыс. евро.

Особая роль в кредитовании сельскохозяйственного производства принадлежит Государственному сельскохозяйственному банку Германии, как основной кредитной структуры для финансирования сельского хозяйства и продовольственного сектора. Основным направлением деятельности банка стало предоставление средне и долгосрочных кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям. В настоящее время он сосредоточил основную свою деятельность на реализации специальных кредитных программ.

Значительные государственные меры поддержки реализуются в Германии в области кадровой политики. В стране существует закон, согласно которому фермеры имеют право заниматься производством сельскохозяйственной продукции только после получения специального сельскохозяйственного образования.

7. Определены основные проблемы развития государственного регулирования аграрного сектора АПК региона и направления совершенствования аграрной политики, способствующие повышению эффективности и устойчивости его развития в современных условиях

Основной целью институциональных преобразований в государстве является создание условий для устойчивого развития конкурентоспособного и эффективного производства.

Для достижения указанной цели в АПК и аграрной сфере, по мнению автора, необходимо решить такие важнейшие задачи, как:

- дальнейшее развитие правовой системы регулирования земельных отношений, адаптация системы управления сектором к новым требованиям;

- совершенствование финансово-кредитной системы и оптимизация налогообложения АПК в рамках налоговой реформы;

- поддержка эффективной инвестиционной деятельности, совершенствование экономических условий материально-технического обеспечения товаропроизводителей АПК;

- расширение рынков сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, поддержка развития рыночной инфраструктуры, улучшение конкурентной среды на внутренних рынках, повышение доступности внешних рынков, содействие экспорту российской продукции;

- формирование альтернативной занятости в сельской местности, развитие сельской социальной и инженерной инфраструктуры;

- совершенствование системы научного, информационного, кадрового обеспечения агропродовольственного сектора.

В основе стратегии социального развития села должно быть устойчивое обеспечение занятости и роста доходов сельского населения, создание достойных условий жизни на селе.

загрузка...