Delist.ru

Формы и методы государственной поддержки АПК региона в условиях многоукладной экономики (05.09.2007)

Автор: Камилова Патимат Дадаевна

- использование методов программно-целевого регулирования и гарантированности государственной поддержки;

- применение дифференцированного подхода в зависимости от форм собственности, эффективности хозяйствования, конкурентоспособности продукции и пр.;

- мотивационная направленность государственного регулирования;

- максимально эффективное использование ресурсов.

При осуществлении государственного регулирования аграрной сферы АПК следует помнить, что в попытке оказывать регулирующее воздействие на сельскохозяйственное производство государство сталкивается с проблемой информационной асимметрии, которая является одной из главных причин рискованности финансовых рынков. Преодолеть указанную проблему государству еще труднее, чем мелким финансовым институтам, поскольку не всегда чиновники госучреждений хорошо осведомлены о потребностях сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Таким образом, государственное регулирование является обязательным компонентом современной аграрной политики, причем вмешательство государства имеет решающее значение, определяющее экономику сельского хозяйства и смежных с ним отраслей. Кроме того, необходима государственная помощь сельскому хозяйству: из-за традиционно низкой рентабельности капиталовложений, для решения экологических проблем и поддержания плодородия почвы, создания сельской инфраструктуры, для поддержания социального баланса между городом и сельской местностью.

Выполнению указанных требований способствует система государственного регулирования аграрной сферы, включающая следующие блоки различного воздействия на экономические и хозяйственные процессы, протекающие в данной области экономики:

- регулирование АПК через систему государственного кредита;

- использование государственного безвозмездного финансирования;

- участие государства в механизме ценообразования;

- создание системы страхования инвестиций;

- создание условий для материально-технического снабжения;

- регулирование развития и внедрения новых технологий;

- проведение таможенной политики в отношении продукции;

- проведение налоговой политики;

- реализация мероприятий по охране окружающей среды и природно-ресурсного потенциала;

- участие государства в социальных программах в области АПК.

На этой основе государство становится главным регулятором сельскохозяйственного производства. Конечно, подобная система госрегулирования сельского хозяйства достаточно дорогостоящая и требует значительных затрат из государственного бюджета, однако, без них положение на продовольственном рынке и в сельском хозяйстве страны в условиях бесконтрольного влияния рыночной стихии будет значительно хуже, а потери более весомыми.

3. Разработана концепция государственной поддержки аграрного сектора экономики путем создания эффективного механизма управления этим процессом на основе программно-целевых методов воздействия

Основные направления продовольственной политики провозглашают приоритет АПК. Однако, до настоящего времени он не находит своего подтверждения в мерах, определенных Правительством РФ. Предлагаемые мероприятия сводятся, в основном, к совершенствованию действующих механизмов и порядков финансирования аграрного сектора, которые не только не обеспечили стабилизации и эффективности сельского хозяйства, но и привели к небывалому спаду производства.

Тем не менее, заслуживает внимания предложение по разграничению ответственности федеральных, региональных и муниципальных органов АПК и их взаимодействию в решении задач унификации поддержки на региональном и федеральном уровнях. Представляет интерес изменение концепции льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, заключающееся в субсидировании процентной ставки в коммерческих банках; а также проведение финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий.

Проведенный в ходе исследования анализ господдержки АПК в РД позволил выделить следующие ее направления:

- финансирование реализации целевых республиканских программ;

- поддержка базовых сельхозпредприятий республики;

- выделение субсидий для производства отдельных видов продукции растениеводства и животноводства;

- выделение технических субсидий для приобретения новой техники в лизинг;

- субсидирование процентной ставки по коммерческим кредитам;

- погашение пени и штрафов в республиканский бюджет;

- поддержка НИОКР и укрепление кадрового потенциала;

- поддержка проведения конкурсов, участие в выставках и международных проектах.

Рассмотренные направления и теоретические положения способствовали установлению алгоритма распределения бюджетных средств в регионе. В общем виде, он указывает на направленность средств регионального бюджета, в первую очередь, на точечную помощь (в «хозяйства - точки роста»). Тем самым обеспечивается сохранение генетического ядра (племенные и семеноводческие хозяйства, питомники и опытные станции садоводства и виноградарства и др.). Такой подход позволил удержать сельскохозяйственное производство от полной деградации и развала. Другой вид господдержки связан с необходимостью обеспечения возможности всем коллективным хозяйствам проведения посевных и уборочных работ. Например, с помощью субсидий на ГСМ, удобрения и т.д., не исключая и льготное кредитование.

Третий вид поддержки связан с компенсацией затрат на те или иные ресурсы. Он позволяет, в основном, вести суженное, а в лучшем случае, простое воспроизводство, т.е. иными словами продержаться сельскохозяйственным предприятиям «на плаву».

Частично решить проблему повышения рентабельности агропроизводства позволяет финансовая поддержка, направленная на развитие производств или отраслей, особо значимых для повышения финансовой устойчивости и эффективности хозяйствования большинства предприятий региона (развитие садоводства и виноградарства, реализация программы повышения плодородия почвы и т.д.). В дальнейшем, целесообразно переходить к реализации программ инвестирования тех предприятий, которые имеют шансы выйти на заданный уровень рентабельного производства. В этом состоит пятый вид бюджетной поддержки, который и должен стать основным пока подавляющее большинство предприятий не станет рентабельным.

При достижении такого состояния возможен пересмотр подходов к распределению бюджетных средств по направлениям и хозяйствующим субъектам. Вместо принципа выделения средств конкретным хозяйствам следует перейти к финансированию наиболее эффективных проектов выхода АПК из кризиса, а также проектов, необходимых для развития экономики страны.

В настоящее же время господдержка АПК, в основном, направлена на решение текущих задач, а стратегические вопросы его развития не находят должного внимания. В отечественном аграрном производстве практически свернута инвестиционная деятельность. Поэтому одним из основных направлений в системе господдержки на перспективу должно стать долгосрочное инвестиционное кредитование сельского хозяйства.

4. Разработаны методические положения оценки использования бюджетных средств на поддержку аграрного сектора региона, исходящие из приоритетов аграрной политики РФ, региональных особенностей и переориентации государственного финансирования АПК на реструктуризацию производства

При формировании взаимоотношений с получателями бюджетных ассигнований, особенно в рамках прямой поддержки, необходимо руководствоваться не столько политикой протекционизма, сколько экономической целесообразностью и научной обоснованностью. С этой позиции в исследовании предложены соответствующие изменения в механизм выделения субсидий на животноводческую продукцию в АПК региона. Размер субсидии определялся как произведение объема реализованной продукции на ставку субсидии, что не учитывает все экономические показатели. Для устранения такого положения в методику вводится повышающий коэффициент, характеризующий прирост рентабельности производства за счет эффективного использования субсидий на конкретный вид продукции. Одновременно разработана специальная дифференцированная шкала коэффициентов уровня рентабельности (Крент).

Субсидии должны носить регулирующий характер. Следовательно, необходимо учитывать климатические зоны нахождения хозяйства, плотность населения в данной зоне, уровень покупательной способности населения и насыщенность данной зоны (молоко). Данному требованию отвечает вводимый коэффициент зональности (Кзон).

С учетом указанных коэффициентов субсидии на производство конкретной продукции рассчитываются по формуле:

S = (Vреал.• С) • Крент.• Кзон.

загрузка...