Delist.ru

Формы и методы государственной поддержки АПК региона в условиях многоукладной экономики (05.09.2007)

Автор: Камилова Патимат Дадаевна

Камилова Патимат Дадаевна

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АПК

РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ МНОГОУКЛАДНОЙ ЭКОНОМИКИ

Специальность 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

(АПК и сельское хозяйство)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Махачкала - 2007

Диссертация выполнена в Институте финансов и права г. Махачкала

Научный консультант: - доктор экономических наук, профессор

Аллахвердиев Аликбер Ибрагимович

Официальные оппоненты: - доктор экономических наук, профессор

Санду Иван Степанович

- доктор экономических наук, профессор

Мазлоев Виталий Залимханович

- доктор экономических наук, профессор

Дохолян Сергей Владимирович

Ведущая организация: - Дагестанский Научно-исследователь-

ский институт сельского хозяйства

Защита состоится «02» ноября 2007г. в 14ч.00мин. на заседании диссертационного совета Д.212.053.01 в Дагестанском государственном университете по адресу: 367000, г.Махачкала, ул.М.Гаджиева, 43а.

Текст автореферата размещен на сайте ВАК «___» _____________ 2007г.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Дагестанского государственного университета.

Автореферат разослан «01» октября 2007г.

Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим направлять по адресу: ДГУ, Махачкала, ул.М.Гаджиева, 43а.

Ученый секретарь

диссертационного Совета,

д.т.н., профессор Адамадзиев К.Р.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Стабилизация и дальнейшее развитие АПК России невозможны без усиления роли государства и поддержки этой важнейшей отрасли народного хозяйства. В условиях рыночной экономики, как показывают экономическая теория и практика, аграрный сектор оказывается наиболее подверженным негативным последствиям различного рода факторов нестабильности внешней и внутренней среды. Поэтому усиление регулирующего влияния федеральных и региональных органов власти на его функционирование и развитие становится объективным условием и потребностью практики современного рыночного хозяйствования.

В решении данной проблемы заинтересованы все участники АПК: государство и регионы. Это объясняется непрерывным усложнением экономических и хозяйственных отношений, быстро меняющейся рыночной ситуацией, необходимостью резкого улучшения материально-технической базы сельского хозяйства и всех звеньев АПК, постоянного поиска путей повышения эффективности производства, финансовых и хозяйственных результатов. Только на такой основе возможно формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны, наращивающего экспорт отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия. В этом состоит цель и назначение государственной аграрной политики в настоящее время и на длительную перспективу.

Вместе с тем, действия государственного регулирования на производство и сбыт продовольствия носят фрагментарный характер, малоэффективны и не приводят к желаемым результатам. С другой стороны, сложность проведения региональной аграрной политики в условиях трансформации в экономике и обществе, обуславливается отсутствием практического опыта, недостаточностью научного обеспечения, а также доминированием политических конъюнктурных интересов. В этой связи проблема обоснования стратегии развития регионального АПК должна рассматриваться комплексно, включая аграрную политику, динамику доходов населения, развитие рыночной инфраструктуры при постоянном внимании к совершенствованию государственного регулирования продовольственного рынка. Подобный многосторонний охват решения проблемы эффективного и устойчивого развития АПК региона предопределяет целесообразность комплексных исследований, позволяющих сформировать региональную агропродовольственную политику, адекватную новой экономической ситуации в стране и регионе.

Указанный подход отвечает необходимости и возможности сознательного создания условий для благоприятного действия законов, характерных для системы АПК в целом и его подсистем, и направления развития экономических и хозяйственных процессов на повышение их результативности в течение того или иного периода времени. Достижение подобного состояния хозяйственной системы, независимо от ее масштабов, структуры и назначения, во многом зависит от непрерывного изменения управления на всех уровнях. Следовательно, само сохранение таких систем заключено в их непрерывных изменениях, которые при позитивном их действии тождественны понятию «развитие». По отношению к АПК и аграрному сектору достижение такого тождества предполагает укрепление государственного регулирования и поддержки государства.

Теоретическое осмысление и методологическое обеспечение качественных преобразований в данной области управления особенно актуально и практически значимо при глобальных и кардинальных изменениях внешней среды. Поэтому поворот к стабилизации и подъему сельского хозяйства в масштабах страны и регионов потребовал исследований, реально обеспечивающих возможность быстрой адаптации к современным, быстро меняющимся условиям производства и реализации продукции всех его отраслей и, прежде всего, первичных звеньев.

С этих позиций рассмотрение развития АПК и аграрного сектора непосредственно связано с активизацией исследования теоретических, методологических и практических проблем создания эффективного организационно-экономического механизма государственного регулирования и поддержки регионального АПК. В ранее проводимых исследованиях, касающихся вопросов государственного регулирования сельского хозяйства, как в России, так и за рубежом, уделялось недостаточно внимания их изучению на уровне отдельного региона, отражая лишь вскользь возможности решения подобной задачи. При этом совсем немного работ посвящено совершенствованию государственного регулирования АПК и аграрной сферы депрессивных регионов, социально-экономические условия которых требуют обязательного участия государства в развитии регионального хозяйства.

Использование в настоящем исследовании методологических подходов, отвечающих последним достижениям теории хозяйственных систем, организации государственного управления в условиях рыночной экономики, современным взглядам на процесс управления сельским хозяйством и продовольственным рынком, функционирования и адаптации предприятий к изменениям внешней и внутренней среды позволили по-новому взглянуть на проблему механизма государственного регулирования аграрной сферы АПК и повышения эффективности поддержки сельского хозяйства региона. При этом учитывается действие изменившейся внешней среды, закономерности рыночной экономики, а также специфика производства и особенности конкретного региона (Республики Дагестан).

С учетом изложенного актуальность темы исследования определяется:

во-первых, ее направленностью на решение научной проблемы, имеющей важное экономическое и социальное значение, а именно: обеспечение эффективного развития АПК и аграрного сектора региона в условиях постиндустриального общества на основе совершенствования государственного регулирования, формирования региональной аграрной политики, преобразований в бюджетных ассигнованиях на поддержку регионального аграрного сектора экономики, развития интеграционных процессов в АПК региона;

во-вторых, особенностями сельского хозяйства, как сложной хозяйственной системы, развитие которой непосредственно зависит от природно-климатических условий, а также формами и методами организации хозяйств;

в-третьих, обоснованием необходимости комплексного подхода к совершенствованию государственного регулирования аграрного сектора экономики региона, наиболее полно учитывающего действие факторов внутренней и внешней среды, что способствует повышению качественной стороны государственного воздействия на экономику сельского хозяйства и АПК в целом;

загрузка...