Delist.ru

Государственная политика в области борьбы с бедностью в России (историко-правовое исследование) (05.09.2007)

Автор: Федорова Оксана Геннадьевна

Вопрос о том, кому в России достаются плоды от экономического роста, оказался для населения не праздным в 1990-е – начале 2000-х годов. Исследование в ряде эпизодов подтвердило выводы проводившихся ранее исследований по этой проблеме, а в отдельных случаях обобщило новые данные, факты и примеры для того, чтобы уяснить настоящее предназначение государственной системы социальной защиты в условиях перехода социалистического государства к западной, рыночной модели экономического развития.

В новых экономических условиях, как и в советское время, в группы социального риска по попаданию в разряд бедных быстрее всех определялись: неполные и многодетные семьи; одинокие пенсионеры старших возрастов; инвалиды; безработные; семьи беженцев и вынужденных переселенцев; полные семьи с 1-2 детьми, среди которых более половины имели доходы ниже прожиточного минимума; «работающие бедные»; сельские жители.

Процессы, связанные со стабилизацией социально-экономической ситуации в стране, выдвинули на первый план задачи социальной защиты и поддержки наиболее уязвимых слоёв населения в обществе. К началу 2000-х годов в стране были созданы основы полноценной системы социального обслуживания населения, сформированы необходимые предпосылки и условия для развития социальной работы в соответствии с мировыми стандартами. Исследование показало, что в Российской Федерации была создана комплексная система социальной защиты населения. Эта система практически решала многообразные задачи по: снижению социальной напряженности в обществе; созданию условий для оказания социальной помощи семьям, отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию; адаптации населения к новым социально-экономическим условиям жизни, решению проблем социальной реабилитации граждан, в том числе несовершеннолетних, являющихся инвалидами; созданию благоприятных условий для людей, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании, а также обеспечению временного приюта; созданию действенного механизма защиты прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Сохраняющаяся острота социально-экономической ситуации стала тем объективным фактором, который предопределил сущность перестройки и совершенствования государственной системы социальной защиты в 1990-е – начале 2000-х годов. Имеющиеся в её деятельности серьёзные недостатки и упущения особенно болезненно отразились в условиях кризиса 1995 – 1998 годов. В этот период многие нормативные правовые акты, направленные на регулирование процесса социальной защиты, не были подкреплены ни организационными, ни материально-финансовыми ресурсами. Не было в ряде случаев и эффективного механизма их реализации. Принцип системности в деятельности государственных органов социальной защиты в центре и на местах напрямую зависел от бюджетных поступлений и финансовых возможностей субъектов РФ.

Законодательная и исполнительная власть регионов для предотвращения дальнейшего роста численности бедного населения, особенно в переходный период (1992 – 2002 годы), придерживалась соблюдения нескольких правил. Во-первых, все масштабные региональные реформы проходили через процедуру экспертизы социальных последствий. В случае, если реформы приводили к ухудшению положения уязвимых категорий граждан, они не получали одобрения без наличия компенсационной социальной компоненты. Во-вторых, до тех пор, пока положительная динамика уровня жизни не приводила к существенному сокращению масштабов бедности, региональные власти воздерживались от принятия новых методологических принципов определения и измерения бедности, следствием которых являлся рост численности бедных.

Как видно из анализа нормативных правовых актов такого крупного субъекта федерации, как Санкт-Петербург, принятых за период 1996 – 2002 годов, правительство Санкт-Петербурга одним из главных направлений политики в области преодоления безработицы и бедности работающих граждан определило изменение некоторых принципов реализуемой им стратегии занятости в городе. Прежде всего это касалось проведения чёткого мониторинга регионального рынка труда в городе и области и адекватное реагирование на изменения на этом рынке через соответствующую правовую базу. Во-вторых, следовало обеспечить функционирование постоянно действующих рычагов региональной политики занятости, среди которых ключевыми становились: создание правовых, хозяйственно-экономических и иных условий, стимулирующих самозанятость населения, заинтересованность граждан в поиске рабочих мест, а руководителей разных уровней собственности – в их создании.

В заключении диссертации формулируются положения обобщающего характера, определяются перспективные направления исследования в данной области и приводятся практические рекомендации.

По теме исследования автором опубликованы следующие работы:

Научные издания

1. Государство и бедность в России в 1992 – 2002 гг.: историко-правовое исследование: Монография. СПб., 2007. 13,0 п. л.

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных

журналах и изданиях, согласно перечню ВАК

Привлечение государственных органов России к призрению бедных (конец ХIХ – начало ХХ в.): правовой аспект // Право и образование. 2007. № 5. 0,4 п. л.

Бедность в России (проблемы её историко-правового анализа в постсоветском пространстве) // История государства и права. 2006.

№ 8. 0,3 п. л.

Реформы 90-х годов и детская бедность в России // История государства и права. 2006. № 10. 0,2 п. л.

Борьба с бедностью и востребованность опыта нормотворческой работы (Петербургские целевые программы социальной защиты населения в 1996 – 2000 годах) // История государства и права. 2007.

№ 11. 0,15 п. л.

Десятилетие борьбы с детской бедностью в Санкт-Петербурге: 2001 год. Итоги нормотворческой работы // История государства и права. 2007. № 14. 0,26 п. л.

Поиск путей привлечения государственных органов России к призрению бедных в конце XIX – начале XX вв. // История государства и права. 2007. № 10. 0,15 п. л.

Бедность «бедных реформ» в России как данность (правовые и институциональные последствия ваучерной приватизации 1992 –

1994 гг.) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. № 3(31). 0,5 п. л.

Проблемы измерения бедности в России в 1990-е годы (официальный подход, реальность, противоречия) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. № 4(32). 0,5 п. л.

Статьи, тезисы докладов и сообщений на научных конференциях

и семинарах, опубликованные в иных изданиях

Бедность в Российской Федерации в 1990-е годы как объект историко-правового анализа // Человек и закон. 2007. № 5(437). 0,5 п. л.

Шестидесятые: «В СССР бедных нет! Есть только бродяги, попрошайки и тунеядцы-паразиты» // Человек и закон. 2007. № 5(437).

0,5 п. л.

Борьба с бедностью в России в 1992 – 2002 годах: новые подходы и тенденции // Человек и закон. 2007. № 6(438). 0,5 п. л.

Функция социальной защиты населения в контексте кризиса российской государственности 1992 – 1998 гг.: отзвуки дискурса // Юридический мир. 2007. № 6. 0,4 п. л.

Место социальной политики в мероприятиях государства по борьбе с бедностью в 1990-е – начале 2000-х годов // Социальное и пенсионное право. 2007. № 4. 0,6 п. л.

Специфика нормотворческой и организационно-исполнительной деятельности Правительства Санкт-Петербурга по созданию в 1992 – 2002 годах рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите // Социальное и пенсионное право. 2007. № 3. 0,26 п. л.

Образование для бедных в современной России как социальное плацебо // Актуальные проблемы философии образования: Материалы международной научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 14 апреля 2006 г. СПб.: СПб ун-т МВД России, 2006. 0,5 п. л.

Борьба с бедностью и востребованность опыта нормотворческой работы // Государство и общество: диалог и сотрудничество: Сб. научных трудов. Вып. 10. Ч. 2. / Под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб.: СПб ун-т МВД России, 2005. 0,2 п. л.

Особенности нормотворческой деятельности Правительства Санкт-Петербурга по созданию рабочих мест // Правовая система общества: становление и развитие: Сб. трудов докторантов, адъюнктов и соискателей. Вып. 23. Ч. 2 / Под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб.: СПб ун-т МВД России, 2006. 0,2 п. л.

Функция социальной защиты населения в контексте кризиса российской государственности // Государство. Право. Личность: проблемы взаимосвязи: Сб. научных трудов. Вып. 11. Ч. 1 / Под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб.: СПб ун-т МВД России, 2006. 0,4 п. л.

Особенности законодательного обеспечения социальной помощи бедным в Российской Федерации // Проблемы развития государства и права в современном российском обществе. Выпуск VIII // Современное российское государство: движущие силы и тенденции развития: Сб. научных статей / Под ред. В. П. Малахова и К. Е. Сигалова. М.: Московский университет МВД России, 2007. 0,5 п. л.

Бездомность как фактор бедности (социальная проблема современной России) // Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 27 апреля 2007 г. / Сост. В. А. Корчмарюк, И. А. Андреева, В. А. Юренкова, А. В. Забарин. СПб.: СПб ун-т МВД России, СПб акмеологическая академия, 2007. 0,3 п. л.

Бедность в контексте истории и будущего мирового развития (глобальный аспект) // Философские аспекты геополитики: Материалы всероссийской научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 26 апреля 2007 г. / Сост. В. В. Балахонский, А. Н. Павлов, Н. В. Дементьева. СПб.: СПб ун-т МВД России, 2007. 0,5 п. л.

Бедность в России в 90-е годы: проблема определения (теория вопроса) // Конституционное общество и проблемы совершенствования законодательства: Сб. научных трудов / Под общ. ред. В. М. Боера. СПб.: СПб ГУАП, 2007. 0,5 п. л.

загрузка...