Стратегическое управление развитием регионального университета как исследовательско-ориентированного вуза (05.09.2007)
Автор: Белан Елена Петровна
Глубокая дифференциация признаков классического и педагогического университетов позволяет выделить специфические признаки педагогического университета исследовательского типа: наличие образовательных программ, соответствующих актуальным проблемам науки и разработке новейших наукоемких технологий, а также образовательных программ инновационного типа; наличие уникальных научных школ, генерирующих новые знания и обеспечивающих преемственность оригинальных методик исследовательской деятельности; трансляция получения новых знаний в систему непрерывного образования путем обновления их структуры и содержания, создание и развитие новых квалификаций, специальностей и специализаций; разработка новых образовательных моделей, систем, технологий и т.д.; наличие информационной связи с глобальным научно-информационным пространством. Можно определить стратегические направления развития, отражающие специфику ПИ ЮФУ как исследовательско-ориентированного регионального вуза: – создание условий для непрерывного профессионального роста и реализация непрерывного цикла воспроизводства педагогических кадров как самого университета, так и всех образовательных учреждений и организаций Южного федерального округа по принципу цепочки: одаренные школьники – перспективные студенты – элитные выпускники магистратуры – способные аспиранты – научные сотрудники высшей квалификации; – расширение спектра научных исследований с ориентацией на наукоёмкие предприятия и специфику развития Северо-Кавказского региона; – создание на базе университета академических и инновационных структур, направленных на привлечение дополнительного финансирования исследовательской деятельности и обеспечивающего полигон для практического освоения результатов научных разработок; – совершенствование структуры, методического и нормативного обеспечения управления научными исследованиями, а также создание подсистемы электронного документооборота и автоматизация технических служб, обеспечивающих деятельность научных подразделений; – создание электронной системы регистрации публикаций сотрудников, аспирантов и студентов, электронной системы учета государственной регистрации НИОКР; – развитие инфраструктуры университета путем создания новых кафедральных, межкафедральных или межфакультетских научно-исследовательских лабораторий, расширение сети научных подразделений университета, интегрированных с образовательными, научными и производственными организациями региона. Исследовательской деятельности Педагогического института Южного федерального университета присущи следующие функции: аналитическая, ориентационная, прогностическая, информационная, нновационная, моделирующая, системообразующая, оптимизирующая (Е.В. Бондаревская, А.А. Греков, А.Я. Данилюк, В.И. Мареев и др.). Научно-исследовательская деятельность в ПИ ЮФУ как иследовательско-ориентированного вуза характеризуется: приобретением университетским научно-исследовательским пространством черт, присущих ведущему научному центру, принимающему участие в решении стратегических проблем модернизации образовательной системы страны, подготовке и аттестации кадров высшей квалификации, проводящему фундаментальные и прикладные исследования в областях, определяющих развитие науки, техники и технологий; объединением исследователей, заинтересованных в выполнении фундаментальных, теоретико-экспериментальных и прикладных работ; разработкой условий для развития инновационной конкурентоспособной среды университета; формированием инновационного мышления и готовности к инновационной деятельности научных коллективов и др. Приоритетными направлениями научной деятельности в исследовательско-ориентированном региональном университете будут: – развитие науки; организация научных объединений, ассоциаций для реализации актуальных научных программ и проектов федерального, межрегионального, регионального масштабов; – интеграция исследовательского и образовательного процесса за счёт распространения и применения новых знаний в образовательном процессе, реализации многопрофильных образовательных программ на основе научных исследований, соответствующих высоким мировым стандартам качества и конкурентоспособности; – интеграция кафедр и научных подразделений университета для непрерывного воспроизводства научных кадров высшей квалификации; – дальнейшее развитие научных школ и их педагогических функций; – концентрация подготовки аспирантов и докторантов вокруг ведущих научно-педагогических школ университета; – ранняя профориентация студента как будущего учёного или исследователя путём создания на кафедрах лабораторий под проблемы научных подразделений Южного федерального университета, Южного отделения РАО, Южного научного центра РАН и Южного федерального округа; расширение участия научно-педагогических коллективов и отдельных сотрудников университета в конкурсах на получение грантов и на выполнение НИР в рамках международных, федеральных, отраслевых и региональных программ; – развитие межнаучной коммуникации с ведущими научными школами России и зарубежья. В заключении обобщены теоретические результаты исследования, сформулированы его основные выводы, подтверждающие гипотезу и доказывающие истинность выносимых на защиту положений. Можно сделать общий вывод о том, что поставленные в работе задачи полностью решены, что позволило, в свою очередь, разработать исследовательскую программу по проблемам: проектирования новых моделей институционального менеджмента, институциональных подходов к педагогическому образованию, его современных моделей и новых тенденций, корпоративных компетенций университета и др. Результаты проведённой работы позволяют определить общую стратегию и тактику устойчивого развития регионального университета как исследовательско-ориентированного вуза. Основное содержание и результаты исследования отражены в следующих публикациях: I. Монографии 1. Белан, Е.П. Стратегическое управление развитием педагогического университета / Е.П. Белан – Ростов н/Д: РГПУ, 2005. – 240 с. (15 п. л.). 2. Белан, Е.П. Региональный педагогический университет как исследовательско-ориентированный вуз в современном обществе знаний (на примере Ростовского государственного педагогического университета) / Е.П. Белан – Ростов н/Д: РГПУ, 2006. – 216 с. (13,5 п. л.). 3. Белан, Е.П. Компетенции вузовского менеджера (на примере регионального педагогического университета) / Е.П. Белан – Ростов н/Д: РГПУ, 2006. – 240 с. (15 п. л.). 4. Белан, Е.П. Стратегии развития регионального университета как исследовательско-ориентированного вуза / Е.П. Белан – Ростов н/Д: ПИ ЮФУ, 2007. – 300 с. II. Научные статьи, опубликованные в рецензируемых журналах, включённых в реестр ВАК РФ 5. Белан, Е.П. Стратегическое управление развитием педагогического университета в условиях изменения внешней и внутренней среды / Е.П. Белан // Научная мысль Кавказа. Приложение. – 2005. – № 14. – С. 183 – 190 (0,7 п. л.). 6. Белан, Е.П. Региональный педагогический университет как самообучающаяся организация / Е.П. Белан // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2006. – № 2 – С. 87 – 90 (0,7 п. л.). 7. Белан, Е.П. Региональный педагогический университет как исследовательско-ориентированный вуз в современном обществе знаний / Е.П. Белан // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Спецвыпуск. Современное образование – 2006. – С. 17 – 20 (0,7 п. л.). 8. Белан, Е.П. Стратегия управления развитием персонала регионального педагогического университета / Е.П. Белан // Гуманитарные и социально-экономические науки – 2006. – № 1. – С. 187 – 190 (0,4 п. л.). 9. Белан, Е.П. Стратегические компетенции вузовского менеджера / Е.П. Белан // Экономический вестник РГУ – 2006. – № 2 – С. 205 – 209 (0,7 п. л.). 10. Белан, Е.П. Оценка и развитие компетентности управленческого персонала педагогического университета / Е.П. Белан // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2006. – № 4. – С. 226 – 230 (0,6 п. л.). 11. Белан, Е.П. Функции исследовательско-ориентированного педагогического университета в развивающемся обществе знаний / Е.П. Белан // Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск – 2006. – № 5 – С. 222 – 227 (0,6 п. л.). 12. Белан, Е.П. Основные характеристики исследовательско-ориентированного педагогического университета как вариативной модели университета общества знаний / Е.П. Белан // Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск – 2006. – № 6 – С. 22 – 27 (0,6 п. л.). 13. Белан, Е.П. Стратегическое управление развитием педагогического университета на основе модели ключевых компетенций персонала / Е.П. Белан // Экономический вестник РГУ. – 2007. – № 1 – С. (0,6 п. л.). 14. Белан, Е.П. Ключевые компетенции менеджера педагогического университета / Е.П. Белан // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета – 2007. – № 1 – С. (0,6 п. л.). III. Научные статьи, тезисы, учебно-методические труды 15. Белан, Е.П. Моделирование процесса новаторского творчества в подготовке учителя технологии / Е.П. Белан // Инновационные процессы в подготовке учителя технологии, предпринимательства и экономики. Материалы III Международной научно-практической конференции (9 – 11 дек. 1997 г.). Часть II. Тула: ТГПУ, 1998 (0.2 п. л.). 16. Белан, Е.П. Роль и место преобразовательной деятельности в структуре среднего и высшего образования / Е.П. Белан // Межвузовский сборник статей. – Брянск: БГПУ, 1998 (0.2 п. л.). 17. Белан, Е.П. Подготовка учителя технологии к обучению школьников преобразовательной деятельности / Е.П. Белан // Совершенствование содержания и структуры повышения квалификации и переподготовки работников образования. Тезисы докладов и выступлений на Юбилейной научно-практической конференции, посвященной 60-летию института (1938 – 1998 гг.), Ростов н/Д: РО ИПК и ПРО, 1998 (0.2 п. л.). 18. Белан, Е.П. Управление качеством подготовки студентов по специализации «Технология обработки тканей и пищевых продуктов» / Е.П. Белан // Проблемы технологического образования учащихся в современных условиях. Сборник статей Международной конференции по технологическому образованию сельских школьников. – Армавир: ИЦ АГПИ, 1999 (0,4 п. л.). |