Delist.ru

Стратегическое управление развитием регионального университета как исследовательско-ориентированного вуза (05.09.2007)

Автор: Белан Елена Петровна

Под ключевыми компетенциями регионального университета мы понимаем способность персонала в целом и каждого из университетских сотрудников эффективно выполнять работу в синергии с ключевыми ценностями и технологиями процессов деятельности регионального университета.

В ходе построения моделей компетенций персонала и менеджеров регионального университета были поставлены следующие задачи: определить критерии оценки университетского персонала; выявить ключевые компетенции руководства и всего персонала регионального университета; произвести оценку содержательной валидности и значимости этих компетенций; выявить характеристики компетенций, являющиеся наиболее существенными, и определить степень их важности для устойчивого развития регионального университета исследовательского типа.

В качестве основных критериев оценки персонала университета были выделены: качество выполнения работы; объем работы; профессионализм (знание работы, способность к сотрудничеству и взаимозаменяемости, готовность к дополнительной нагрузке и ответственности, корректность в отношениях с окружающими); рабочая дисциплина (выполнение установленных сроков заданий, пунктуальность, отсутствие нарушений дисциплины); лояльность к университету (принятие организационной культуры, миссии, ценностей).

Основываясь на анализе большого числа отечественных и зарубежных источников (Л.И. Берестова, М.Е Дашкин, Дж. Друган, И.А. Зимняя, К. Кобьелл, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Г.У. Матушанский, Л.М. и С.М. Спенсеры, А.Г. Фролов, А.В. Хуторской и др.), а также на результатах собственного экспериментального исследования, мы выделили ряд наиболее значимых и общих параметров компетентности персонала регионального университета.

Экспертным путем нами выделены характеристики включённых в модель групп компетенций. По принципу максимальной ёмкости критериев, отсечения пересекающихся по смыслу характеристик в разработанную модель компетенций персонала регионального университета были включены три кластера по четыре компетенции – двенадцать ключевых компетенций, универсальных для персонала регионального университета: когнитивная, специальная, методическая, инновационная, эмоциональная, креативная компетенции, личная эффективность, коммуникативная, информационная компетенции, сотрудничество, культурная компетенция (рис. 1).

Таким образом, ключевые компетенции персонала исследовательско-ориентированного регионального университета можно выразить функцией:

KПа…n = ?(ЛКa…ЛКn) +?(СКа…СКn) + ?(ПКа…ПКn),

где ЛК – личностные компетенции, ЛКа и ЛКn – отдельные параметры личностных компетенций; СК – социальные компетенции, а СКа и СКn являются отдельными социальными компетенциями; ПК – профессиональные компетенции, ПКа и ПКn – отдельные параметры этого свойства.

Рис. 1. Модель ключевых компетенций персонала исследовательско-ориентированного регионального университета

Деятельность менеджера исследовательско-ориентированного регионального университета имеет полифункциональный характер, а, следовательно, эффективность руководства университетом, определяется четырьмя взаимосвязанными компонентами: личностной, социальной, профессиональной и управленческой компетентностью.

Мы считаем, что для устойчивого развития университета в обществе знаний и формирования готовности вузовского персонала к переменам особенно важна стратегическая компетентность. Готовность персонала исследовательско-ориентированного регионального университета к осуществлению стратегий его развития есть нематериальный актив, который целенаправленно создается руководством на трёх стратегических направлениях. Первое из них и самое значимое – стратегические компетенции, под которыми понимаются стратегические умения, навыки, способности, необходимые персоналу для осуществления стратегии. Второе направление – стратегические технологии. К ним относятся информационные системы, базы данных, методики и сети, необходимые для поддержки стратегии развития вуза. Третье направление – атмосфера активности.

При определении стратегических компетенций менеджера современного российского университета необходимо учитывать макрофакторы (относящиеся к внешней среде) и микрофакторы (особенности внутренней среды). К макрофакторам, влияющим на компетентность менеджеров, отнесем глобализацию, формирование экономики знаний, геополитические обстоятельства, нестабильность социальной ситуации, демографический фактор, неадекватность классической модели организации и функционирования университета реалиям знаниевой экономики, имидж и конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг и т. д.

Наиболее значимыми, на наш взгляд, микрофакторами, влияющими на компетентность университетского менеджера любого уровня, являются: сложившаяся в вузе организационная культура (субкультура структурного подразделения), индивидуальный стиль деятельности, личностные особенности руководителя.

Для высшей категории менеджеров исследовательско-ориентированного регионального университета (президента, ректора, проректорского корпуса, директоров институтов) особенно важны специальные стратегические компетенции: развитое системное стратегическое мышление, способность предлагать, разрабатывать и реализовывать конкурентные стратегии, способность сочетать исследовательскую, проектную и предпринимательскую деятельность, лидерство в инновациях, стратегическое видение, способность к саморазвитию, готовность к изменениям и профессиональная мобильность, способность контролировать людей, эффективность, развитие других людей, аналитические способности, умение решать нестандартные задачи, способность умеренно рисковать, умение делегировать полномочия, предприимчивость, решительность.

Для менеджеров среднего звена (заведующих кафедрами, научно-исследовательскими лабораториями, руководителей вспомогательных ресурсно-обеспечивающих служб и подразделений, деканов, заместителей деканов) необходимо обладание на высоком уровне общестратегическими компетенциями: интеллектуальным потенциалом, ориентацией на результат, ориентацией на качество, умением учитывать индивидуальные особенности, грамотной организацией исполнения управленческих решений и др.

Руководителям линейного уровня (руководителям временных творческих коллективов, руководителям проектов и т. п.) должны быть присущи функционально-стратегические компетенции: оперативное мышление; понимание природы и процессов управления, стратегических и тактических задач; ориентация на результат; ориентация на качество; умение справляться с разнообразием мнений и конфликтами, сотрудничать и работать в команде; использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности и деятельности рядовых сотрудников.

Стратегическую компетентность менеджера исследовательско-ориентированного регионального университета можно выразить функцией: СК = f (СКа …СКn), где СК – стратегическая компетентность, СКа и СКn – отдельные параметры этого свойства. Анализ средних и суммарных значений выраженности всех выявленных стратегических компетенций для всего контингента руководителей позволяет ранжировать их по степени значимости для успешного стратегического управления инновационной деятельностью и развитием университета: 1) системное стратегическое мышление; 2) стратегическое видение; 3) лидерство в инновациях; 4) способность контролировать себя и других; 5) способность к саморазвитию; 6) оперативное мышление; 7) сотрудничество и работа в команде; 8) интеллектуальный потенциал; 9) оказание влияния; 10) развитие других людей.

Рис. 2 Модель ключевых компетенций менеджера регионального университета исследовательского типа

Выделенные ключевые компетенции менеджеров исследовательско-ориентированного регионального университета и сформулированные индикаторы их проявления позволили нам построить модель компетентности менеджера регионального университета исследовательского типа (рис. 2).

К факторам, определяющим развитие ключевых компетенций вузовских менеджеров, относятся: академическая мобильность и глобализация образования; расширение профессиональной деятельности менеджера и выход на уровень общения с представителями других культур; необходимость знания иностранных языков и других средств коммуникативного воздействия; изменение акцента в ситуациях принятия решений в сторону децентрализации и самостоятельности в ответственных решениях; повсеместное внедрение в профессиональную деятельность информационных технологий; необходимость непрерывного повышения образования и квалификации для сохранения конкурентоспособности специалистов на региональном, национальном и мировом рынках образования и труда.

Для оценки компетентности менеджеров исследовательско-ориентированного регионального университета целесообразно воспользоваться методом математической формализации исследуемых компетенций. Поправочные коэффициенты оценки выраженности компетенций определяются методом экспертных оценок:

КМа…n=?(УКаk…УКnk)+?(ПКаk…ПКnk)+?(СКаk…СКnk)+?(ЛКak…ЛКnk),

где УК – управленческая компетентность, УКа и УКn – отдельные управленческие компетенции; ПК – профессиональная компетентность, ПКа и ПКn – отдельные её параметры; СК – социальная компетентность, а СКа и СКn являются отдельными социальными компетенциями; ЛК – личностная компетентность, ЛКа и ЛКn – отдельные личностные компетенции; k1, k2, k3, k4, k5, – поправочные коэффициенты оценки выраженности конкретной компетенции.

Полученные при помощи метода прямых атрибутов средние и суммарные значения выраженности всех выделенных ключевых компетенций руководителей университета позволяют ранжировать их по степени значимости для успешной управленческой деятельности по развитию регионального педагогического университета в инновационный университет исследовательского типа: 1) системное стратегическое мышление (5); 2) стратегическое видение (4,9); 3) лидерство в инновациях (4,7); 4) способность контролировать себя и других (4,6); 5) способность к саморазвитию (4,5); 6) оперативное мышление (4,2); 7) сотрудничество и работа в команде (4,1); 8) эмоциональная стабильность (4,0); 9) интеллектуальный потенциал (3,9); 10) развитие подчиненных. (3,7) и т. д. (рис. 3).

Рис. 3. Значимость ключевых компетенций менеджеров регионального университета исследовательского типа

Процесс управления ключевыми компетенциями управленческого персонала исследовательско-ориентированного регионального университета можно представить в виде следующей логической цепочки: выявление и анализ факторов устойчивого конкурентного преимущества университета, а также факторов, негативно воздействующих на его деятельность; выявление компетенций, необходимых менеджерам и персоналу педагогического университета для его устойчивого развития; разработка индикаторов и уровней их проявления; создание корпоративной модели ключевых компетенций; оценка персонала для определения фактического наличия компетенций; создание программы развития компетентности управленческого звена и персонала педагогического университета; организация обучения персонала; осуществление мер по сохранению и защите ключевых компетенций.

Управление развитием регионального университета через создание условий опережающего развития человеческих ресурсов осуществляется на трех разных уровнях: личности, структурного подразделения (группы) и вуза в целом.

Нами выявлена зависимость процесса стратегического управления развитием регионального университета от уровня развития ключевых компетенций персонала в виде уравнения:

где y(t) – текущий уровень университетского развития; y0 – начальный уровень развития университета; b – уровень развития ключевых компетенций персонала; t – текущее время. Под уровнем трансформации регионального университета понимается отношение фактического значения выбранного параметра к его максимально возможному значению. Максимально возможный уровень освоения инновации принят за единицу.

Таким образом, стратегия развития на основе системы ключевых компетенций менеджеров и всего персонала регионального университета – ключевой фактор успеха, обеспечивающий интеллектуальное лидерство вуза в сфере непрерывного профессионального образования. Это отражает международную тенденцию: уделять большее внимание человеческим ресурсам и всеохватывающему стратегическому развитию бизнеса в наиболее успешных организациях (Х. Скаллион, К. Старки). Поэтому региональному университету необходимо принять постоянную культуру улучшения.

В пятой главе «Вариативная модель исследовательско-ориентированного регионального университета (на примере Педагогического института Южного федерального университета)» рассмотрены функции и признаки, построена теоретическая модель исследовательско-ориентированного педагогического университета.

Центральным звеном любой национальной системы высшего образования в мире на протяжении длительного исторического периода остается многопрофильный крупномасштабный региональный университет исследовательского типа – мегауниверситет (областной, республиканский, университет штата, земли и т.п.), основными функциями которого являются производство, накопление, хранение, передача (трансфер) и распространение (диссеменация) знаний.

Педагогический институт Южного федерального университета (реорганизованный Ростовский государственный педагогический университет) как звено системы непрерывного педагогического образования призван решать принципиально иные по сравнению с другими вузами на юге России задачи. В силу особой специфики, которая определяется повышенными социальными требованиями к профессиональным и личностным компетенциям педагога, он должен содействовать развитию личности будущего педагога и способствовать его профессиональному становлению и специализации в избранной области педагогической деятельности.

Обращаясь к функциям, выполняемым педагогическим университетом, исследователи университетского педагогического образования (В.А. Козырев, А.П. Тряпицына, Н.Ф. Радионова) выделяют три традиционные функции педагогического вуза: образовательную (производство и приобретение знаний, распределение знаний, трансфер знаний, использование знаний, распространение знаний); научно-исследовательскую (разработка методологических подходов к решению общественно-значимых проблем; выработка инновационных идей; поиск оптимальных вариантов решений общественно-значимых проблем; разработка прогнозов, докладов, проектов); культурно-воспитательную (личностное и профессиональное развитие обучающихся, формирование их культуры и нравственности). В. Кинелев отмечает развитие исследовательских и интегративных социокультурных функций педагогических университетов и институтов.

Можно отметить, что педагогическому университету свойственны не только традиционные, но и принципиально новые функции. Кроме того, и традиционные функции в педагогическом университете имеют специфическое содержание, отличающееся от характерных особенностей функций классического университета. К нетрадиционным функциям педагогического университета мы относим функцию обеспечения условий для профессионального становления обучающихся, функцию формирования личностно-ориентированной образовательной среды, способствующей личностному и профессиональному развитию педагога-гуманиста, научно-методическую, проектировочную, медиаторскую (коммуникативную), креативную, внедренческую, экспертную функции, а также дистанционную информационно-педагогическую поддержку учителя и дистанционное сопровождение образования.

Концепция «образование, основанное на научных исследованиях» (research-based education) является в настоящее время ключевой в определении ведущих университетов мира, поэтому в российскую практику высшего образования вводится новое понятие, отсутствующее в российской законодательной базе сферы образования, – «исследовательско-ориентированный университет», представляющий собой симбиоз учебного и научно-исследовательского институтов.

Педагогический университет/институт как исследовательско-ориентированный вуз – это вертикально-интегрированная научно-образовательная система на базе классического университета со следующими системообразующими признаками: новым качеством образования, мультидисциплинарностью, использованием практики привлечения обучающихся к серьезным исследованиям, практической и/или инновационной направленностью тематики исследований, трансфером инновационных технологий, системой прорывных производств, инновационных площадок.

Развитие региональных университетов как учебных заведений исследовательско-ориентированного типа предусматривает различные формы интеграции разнопрофильных учебных заведений общего, среднего, высшего и дополнительного образования, а также образовательных организаций. Базовые специализированные образовательные учреждения входят в региональный университет исследовательского типа как принципиально новые структурные образования наукоориентированной направленности, образуя единое пространство инновационной деятельности учреждений образования регионального центра и периферийных региональных территорий: лабораторий, исследовательских институтов, университетских комплексов (УК), учебно-научных центров (УНЦ), образовательно-технологических центров, научно-образовательных центров (НОЦ), университетских центров стандартизации, межвузовских и региональных центров международного сотрудничества и академической мобильности, центров трансфера технологий, технопарков, центров инжиниринга, маркетинговых исследовательских сетей, центров формирования стратегических компетенций, кадровых центров и т. д.

Возможности исследовательско-ориентированного университета по развитию региона рассматриваются в следующих направлениях: осуществление высшего и послевузовского профессионального образования по приоритетным для региона направлениям подготовки; повышение квалификации и переподготовка специалистов для региона на уровне наиболее значимых достижений науки, культурных традиций региона; развитие инфраструктуры региона через осуществление исследований и трансфер технологий; вклад в региональное развитие как крупного работодателя; глубокое и всестороннее овладение основами национальной культуры как непременного условия интеграции в другие культуры; формирование представлений о многообразии национальных культур, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим условия для самореализации личности.

Основной целью реализации модели исследовательско-ориентированного регионального университета в Южном федеральном округе должно быть формирование интегрированного исследовательского и профессионально-педагогического пространства Северного Кавказа и юга России, направленного на проведение исследований и подготовку исследовательских кадров.

загрузка...