Стратегическое управление развитием регионального университета как исследовательско-ориентированного вуза (05.09.2007)
Автор: Белан Елена Петровна
Ориентация регионального университета на интеграцию образования и научных исследований Научно-исследовательская деятельность, открывающая новые возможности, и передача знаний одинаково важны и взаимно дополняют друг друга. Реализация принципа «опережающего обучения» через вовлечение студентов в научные исследования и разработки. Создание матричной структуры управления научными исследованиями путем проведения комплексных межуниверситетских исследований на основе передового зарубежного и отечественного опыта. Вхождение в мировое научное пространство на основе выполнения совместных международных научных проектов. Ориентация регионального университета на качество В целях конкурентоспособности осуществление всех видов деятельности на принципах всеобщего менеджмента качества (TQM). Увеличение скорости и качества выполнения услуг путем объединения ресурсов различных партнёров в единую систему. В поисках современных моделей высшего образования исследователи все больший интерес проявляют к организационным структурам, создаваемым по сетевому принципу, т. к. в условиях глобализации успешными могут быть только сетевые организации – самоорганизующиеся полицентрические структуры свободно связанных между собой равноправных и независимых участников (Х. Виссема,. А.В. Олескин, М. Портер, А.-М. Слотер и др.) Горизонтальная структура сетей образовательных учреждений и организаций предполагает соединение в общую систему образовательной деятельности по единому направлению нескольких однотипных учреждений, имеющих разные функции – экспериментальных площадок, центров дополнительного образования и т.д. Построение вертикальной сетевой организации предполагает выход образовательной отрасли во взаимодействие с представителями других сфер профессиональной деятельности, с представителями власти как заказчика определённой деятельности на территории с сохранением административной организации системы образования. Таким образом, трансформация региональных университетов в исследовательско-ориентированные вузы должна базироваться на принципах сетевой кооперации, в основе которой лежат интеграция с помощью глобальных информационных систем в стратегические альянсы и другие союзы самых разных типов: университетские округа, ресурсные центры образования (психологические, информационные, профориентационные), развивающиеся на основе менеджмента качества, кадровые центры функциональной грамотности, корпоративные университеты, выполняющие заказы по интенсивному переобучению и формированию человеческого капитала под заказы конкретных предприятий, академии интеграции отечественного и зарубежного образовательного ресурса. В третьей главе «Региональный университет как образовательная и исследовательско-ориентированная организация» рассматриваются теории стратегического менеджмента и организационного развития университета, концепция регионального университета как самообучающейся исследовательски-ориентированной организации. Стратегический менеджмент можно рассматривать как способ управления университетом, который опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует на запросы потребителей образовательных и других продуктов и услуг, осуществляет гибкое регулирование и своевременные внутренние изменения, в соответствии с изменениями окружающей среды, социальным развитием и соответствием стратегии организационной структуре и корпоративной культуре. Выработанные в работах А.О. Грудзинского, Дж. Дудерштадта, В.А. Журавлева, Б. Кларка, Е.А. Князева, Г. Муди, Д. Линдхолма, Д. Пивиса, П. Рамсдена, Д. Стюарта, А. Томсона и др. подходы к внедрению стратегического менеджмента в практику университетского управления в основном лишь задают направление изменений, а не предлагают конструктивных алгоритмов преобразований с учетом национальных традиций и специфики высшего учебного заведения. Выработка новых моделей управления университетом связана с формулированием трёх взаимосвязанных элементов современного управления: видения долгосрочных конкурентных преимуществ как нового стратегического метода (М. Портер), формирования лидерства и лидерской культуры (Дж. Коттер), создания самообучающейся организации (Х. Виссема, П.М. Сенге и др.). Суть стратегического управления региональным университетом состоит в определении природы и механизмов создания устойчивых конкурентных преимуществ на региональном, а также национальном и международном рынках образования в соответствии с Болонским, Брюгге-Копенгагенским процессами, «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года». Стратегическое управление университетом представляет процесс, определяющий последовательность действий по разработке и реализации стратегии: стратегическое планирование; стратегическую организацию системы в соответствии с выбранной стратегией; стратегический контроль и регулирование. Стратегии университетского управления отличаются существенным воздействием на все стороны деятельности университета, сложностью, неопределённостью и долговременностью последствий реализации принятых управленческих решений. В соответствии с трехуровневой моделью стратегического управления, предложенной П. Лоранжем, стратегии регионального университета могут быть классифицированы следующим образом: корпоративные стратегии, бизнес-стратегии, функциональные стратегии. В рамках корпоративной стратегии необходимо создание комплексной программы развития, реализующей принципы программно-целевого управления деятельностью регионального университета и предусматривающей следующие этапы стратегического менеджмента: организационно-методический этап; формирование концепции и основных целей развития (философии, миссии, видения, стратегических целей) регионального университета; формирование структуры стратегического плана развития вуза; разработка содержания комплексной программы развития регионального университета; разработка содержания комплексной программы развития институтов, факультетов и других подразделений вуза, формирование целостной программы развития вуза; утверждение программы и запуск её в действие; проведение конкурса и отбор проектов для каждого раздела программы, установление ресурсной базы; имплементация (осуществление) утвержденной программы, контроль её реализации. Развитие университета как образовательной организации «есть непрекращающийся процесс приобретения, развития и расширения своих ресурсных возможностей» (В.С. Ефремов, И.А. Ханыков). В теории управления под образовательной организацией понимается организация, деятельность которой направлена на создание такого специфичного продукта, как знания, и предлагающая потребителю образовательные услуги. Образовательные организации можно считать одними из самых сложных в управлении организациями. Из работ А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. Макгрегора, Р. Лайкерта и К. Арджириса, Е.П. Поповой, В.В. Щербины и др. следует, что университету как развивающейся организации присущи следующие черты: адаптивность; сотрудничество и управление изменениями; благоприятные возможности для самоусовершенствования; открытые коммуникации и высокое взаимное доверие сотрудников, конструктивное разрешение противоречий; вовлеченность работников в планирование и управление изменениями. Университетское организационное развитие также имеет ряд отличительных характеристик: планируемость и долгосрочность; ориентированность на проблемы; отражение системного подхода; ориентированность на действия; включение процессов обучения. Региональным университетам приходится действовать в условиях непрерывных, существенных, быстропротекающих изменений окружающей среды. Наибольшего успех в этом процессе достигли организации, которые называют «обучающимися». Парадигма самообучающейся организации (learning organization), сформулированная в работах Т. Бойдела, Х.Т. Дейвиса и С.М. Натли, Н. Диксон, П.М. Сенге в 90-х гг. ХХ в., обусловлена целым рядом глобальных процессов, которые затрагивают подавляющее число компаний во всем мире, в том числе информационно-технологической революцией, глобализацией и реструктуризацией бизнеса, развитием концепции стратегического менеджмента. Выделенные нами качества регионального университета как самообучающейся организации представлены в таблице 2. Таблица 2 Качества регионального университета как самообучающейся организации Причины, вызывающие превращение регионального университета в самообучающуюся организацию Природа перемен Переход общества, экономики, общего и профессионального образования от индустриальной инфраструктуры к информационной Изменение набора ключевых компетенций, требующихся от ППС, как членов самообучающейся организации, в сторону растущей интегративности и многоаспектности Чем дольше существует региональный университет, тем ближе он к тому, чтобы стать действительно самообучающейся организацией Основано на предположении, что университет за долгий период своего существования приобрёл знания о том, как выживать в период смены государственного управления высшим образованием, и, таким образом, приобрёл признаки самообучающейся организации Приобретение конкурентных преимуществ в региональном образовательном пространстве по подбору и научно-педагогической подготовке профессорско-преподавательского состава Образовательные технологии и стратегия сами по себе более не обеспечивают региональному университету как организации успеха в поиске неоспоримых конкурентных преимуществ. Возникает понимание, что профессорско-преподавательский состав, студентов, магистров, аспирантов, докторантов, соискателей как уникальный человеческий капитал необходимо постоянно воспроизводить Управление знаниями в университете и их применение с использованием доступных сегодня информационных и коммуникационных технологий Наличие процессов производства и обмена знаниями, информационными ресурсами делает региональный университет как организацию самообучающейся Непрерывное обучение, образование в течение всей жизни, происходящие в региональном университете, и делают его самообучающейся организацией Самообучающаяся организация неизбежно развивается в ходе и в результате процесса обучения, что позволяет региональному университету создавать различного рода комплексы: учебно-научно-производственные, учебно-производственные, исследовательские консорциумы и т.д. По мнению Ж.Л. Гибсона, Дж.Х. Доннели, Дж. Иванцевича, Г. Каррье, Б.Р. Кларка, П.М. Сенге, А. Клейнера и Ш. Робертс, К. Керра, Дж. Моргана, Б. Спорн, Т. Хюсена и др. необходимым условием для успешной реализации концепции «обучающейся организации» и эффективного проведения организационных изменений должно быть создание корпоративной культуры, инициирующей и поддерживающей изменения. Многие исследователи придерживаются той точки зрения, что ключевым моментом в превращении организации в самообучающуюся является эффективное управление организационным знанием путём использования информационных и коммуникационных технологий для «улавливания» всех организационных знаний и организации доступа к ним. Большинством исследователей отмечается, что вузы ближе всего подошли к «обучающейся» организации общества знаний, т. к. в них уже заложены в качестве основных функций производство, распределение, трансфер и использование знаний. Осуществление организационных изменений в региональном университете как самообучающейся организации представляет собой сложный комплекс процессов и процедур, направленных на внедрение и проведение перемен. Суть современной парадигмы управления региональным университетом как самообучающейся образовательной организацией – сделать развитие внутренним, системным качеством. В процессе анализа научной литературы и практики университетского строительства нами выявлено, что существуют следующие важнейшие условия становления регионального университета как самообучающейся образовательной организации: наличие организационного видения и стратегии развития; заинтересованность руководства в успехе коренных изменений в деятельности вуза; управление организационным знанием путём использования информационных и коммуникационных технологий, инноваций в образовательной и исследовательской деятельности; создание корпоративной культуры, инициирующей и поддерживающей развитие университета в целом и личности менеджера, педагога-исследователя, студента в частности; формирование лидерской культуры университетских менеджеров; использование специальных методов и технологий совершенствования, как, например, управление проектами (project management), обучение действием (action learning), коучинг; изменение природы ключевых компетенций персонала. Региональный университет в формирующемся обществе знаний становится центром научных исследований и трансфера их результатов. Сущность научно-исследовательской деятельности (НИД) – индивидуальное и коллективное взаимодействие учёных по обогащению и развитию культуры с помощью точного, объективного и системного знания о мире, человеке и его деятельности (В.И. Мареев). Особенностью НИД университетов является привлечение профессорско-преподавательского состава к выполнению научных исследований, причём в исследовательском университете соотношение преподавательской и научно-исследовательской работы ППС должно быть 1:1. Управление научными исследованиями и разработками является одной из основных проблем университетского менеджмента, и различные подходы к её решению рассматриваются в многочисленных работах отечественных и зарубежных учёных (Г.А. Бордовский, К.П. Дубровский, З.Ф. Есарева, Д.А. Новиков, А.Л. Суханов, Ю.В. Шленов и др.). В общем виде управление научно-исследовательской деятельностью и разработками можно рассматривать как преобразовательную деятельность, складывающуюся из процессов создания необходимых условий для проведения исследований, организации эффективного их выполнения и передачи полученных результатов потребителям (заказчикам) для дальнейшего использования. Широко применяются в настоящее время следующие организационные структуры управления исследовательской деятельностью: управление по дисциплинам; управление проектами; организация по продукту; матричная организация; венчурное управление. Наиболее распространена (в том числе и в России) матричная структура управления. Ключевой фигурой матричной системы управления является менеджер исследовательского проекта (проект-менеджер), основной задачей которого является координация и оперативное планирование работ всех исследователей в пределах стратегии исследований, предложенной руководителем проекта. В научной литературе по проблемам управления научной деятельностью в системе высшего образования широкое распространение получила также концепция процессного подхода, в соответствии с которой процесс управления может быть выражен в виде непрерывных взаимосвязанных действий – функций управления (А.И. Момот, Р.В. Леньков, Л.И. Романкова). Функции управления научно-исследовательской работой педагогического университета исследовательского типа можно разделить на: управление инновациями; управление информацией; управление продуктивностью; управление компетентностью научных кадров. Основной формой организации научно-исследовательской деятельности регионального университета являются научные проекты, цель реализации которых носит двуединый характер и определяет основное содержание взаимосвязанных процессов получения и применения новых знаний. Процесс получения новых знаний реализуется в форме фундаментальных и прикладных научных исследований, а процесс их применения – в форме экспериментальных разработок (Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»). Специфика управления проектами заключается в их реализации в рамках матричных структур, в которых исполнитель подчинён одновременно нескольким «равноправным» управляющим органам, например, руководителю проекта и своему функциональному руководителю (Матвеев А.А., Новиков Д.А., Цветков А.В.). Высококвалифицированные работники интеллектуального труда обнаруживают высокую способность к самоорганизации, поэтому эффективное управление ими предполагает качественно новый тип организации исследовательской деятельности, позволяющий наиболее полно использовать стремление исследователей к нововведениям; при этом необходимость вовлечения коллектива в данный процесс диктуется осознанием того факта, что система не может эффективно реагировать на быстро меняющиеся внешние условия в застывших структурных формах. Целью научно-исследовательской деятельности регионального университета исследовательского типа должна быть генерация знания посредством фундаментальных и прикладных педагогических исследований, его трансфер и обеспечение на этой основе высокого качества непрерывного профессионального образования. Для достижения поставленной цели требуется сосредоточение всех интеллектуальных и материальных ресурсов на выбранных приоритетных научных направлениях как прикладного, так и фундаментального характера; разработка внутривузовской системы управления научно-исследовательской работой на основе менеджмента качества; её сертификация на соответствие международным стандартам: ISO 9001:2000, IQNeT, DOS, ГОСТ Р ИСО 9000-2001; развитие новых форм организации науки в системе высшего профессионального образования; расширение международного сотрудничества в области исследований, трансфера технологий; поиск новых инструментов развития исследовательской карьеры, развитие материально-технической базы для проведения НИР на уровне международных стандартов. Таким образом, региональный университет в формирующемся обществе знаний становится самообучающейся исследовательски-ориентированной организацией, центром научных исследований и трансфера их результатов. В четвертой главе «Преобразующий менеджмент и его функции в управлении персоналом регионального университета исследовательского типа» рассмотрены стратегия системного управления деятельностью регионального университета посредством развития компетенций управленческих менеджеров и всего персонала вуза на основе рекрематического подхода, представлено авторское понимание данных стратегий. Развитие исследовательско-ориентированного регионального университета возможно только при условии использования интеллектуального капитала и профессиональной компетенции работников новой экономики – «знаниевых», или интеллектуальных работников (knowledge workers). Несмотря на то, что компетенции являются важнейшим стратегическим ресурсом университета в обществе знаний, не определено сами понятие, «профессиональная компетентность университетского менеджера», их содержание, сущность и структура, не разработана система критериев эффективности профессиональной деятельности руководителя и преподавателя вуза. Специфическим свойством человеческого капитала регионального университета является его решающее значение в воспроизводстве и трансфере знаний, воплощённом как в материальной форме (базах данных, системах управления организационным знанием), так и в нематериальной (организационная культура, стереотипы мышления, организационные коммуникации). Для осуществления стратегии устойчивого развития регионального университета как исследовательско-ориентированного вуза важнейшим условием является постоянная фасилитация его персонала, т. е. управление развитием человеческого капитала университета, включающее совокупность воздействий, направленных на аккумулирование человеческого капитала и форм его развития, выявление и создание условий для распространения организационного знания, увеличение стоимости не только самого человеческого капитала, но и его производных в контексте стратегии развития университета как исследовательско-ориентированной образовательной организации, что позволяет выявить новую функцию управления. Её задачами становятся: создание корпоративной модели компетентности персонала; проведение инвентаризации имеющихся у сотрудников ключевых компетенций и уровня их развитости; разработка и принятие программы пополнения недостающего количества ключевых компетенций персонала; принятие перечня мероприятий для широкомасштабного использования ключевых компетенций; разработка и принятие программы защиты ключевых компетенций. |